Рабочая программа по родному языку (русскому) 7 класс.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинскаясредняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________И.В.Давыдовская
подпись
ФИО
Протокол заседания ШМО
« 31» августа2022г .№4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа» __________С.А .Почивалина
подпись
ФИО
« 31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022г. №153
Директор МБОУ « Добрушинская
средняя школа»
____________ Р.С.Торубара
подпись
ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет _Родной язык (русский) ________
Уровень
базовый___________
Учитель Почивалина Светлана Александровна_
ФИО учителя-разработчика
Класс
7 ____________________
Срок реализации
1 год_______
Количество часов:
Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС , на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский
(родной) язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол от 31.01.2018 № 2/18).
Русский родной язык. 7класс: учебник / О.М.Александрова и др . -Москва: Просвещение,2022.
Добрушино,2022

1

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»
Личностные:
•
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно языковое поле своего народа;
•
приобщение к литературному наследию своего народа;
•
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
•
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
Метапредметные:
•
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте
его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
•
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные:
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нѐм:
•
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
•
осознание роли русского родного языка в жизни человека;
•
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;
•
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
•
понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи;
•
понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох; понимание слов с живой внутренней формой;
•
осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих
традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
•
понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории
происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
•
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений;
правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;
•
характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная;
•
понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур;
•
характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и
более поздние);
•
распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая
характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
2

•
понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков
народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований
последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; понимание причин изменений в словарном составе языка;
•
перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национальнокультурным компонентом;
•
определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;
•
определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание
национально-культурного своеобразия диалектизмов;
•
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее
представление об активных процессах в современном русском языке;
•
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым
этикетом других народов;
•
использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения
его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических
фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей
синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами
речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний:
•
стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
•
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
•
анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с
учетом еѐ соответствия основными нормами литературного языка;
•
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
•
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объѐма используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
•
стремление к речевому самосовершенствованию;
•
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
•
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые
умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;
•
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
•
различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;
•
различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учѐтом произносительных вариантов
орфоэпической нормы;
•
употребление слов с учѐтом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
•
понимание активных процессов в области произношения и ударения;
3

•
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
•
нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;
•
употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
•
употребление терминов в научном стиле речи, в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных
примеров тавтологии и плеоназма;
•
различение стилистических вариантов лексической нормы;
•
употребление имѐн существительных, прилагательных, глаголов с учѐтом стилистических вариантов лексической нормы;
•
употребление синонимов, антонимов, омонимов с учѐтом стилистических вариантов лексической нормы;
•
различение типичных речевых ошибок;
•
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
•
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
•
различение вариантов грамматической нормы:
•
соблюдение основных норм русского речевого этикета;
•
ситуациях делового общения;
•
понимание активных процессов в русском речевом этикете;
•
соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
•
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);
•
использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей
употребления;
•
использование орфоэпических,
в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения
слова; вариантов произношения;
•
использование словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов,
омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста;
•
использование
грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения
словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
•
использование
орфографических
словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и
постановки знаков препинания в письменной речи.
Совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
•
владение различными видами слушания (детальным, выборочным, ознакомительным, критическим, интерактивным) монологической речи,
•
учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
•
владение различными видами чтения учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых
типов речи;
•
умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста
4

•
умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи
между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
•
проведение анализа прослушанного или прочитанного текста
•
владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; владение правилами информационной
безопасности при общении в социальных сетях;
•
уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения;
•
участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
•
умение строить устные учебно-научные сообщения различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать
участие в учебно-научной дискуссии;
•
владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте;
объяснения сущности объекта; оценки;
•
создание устных и письменных текстов описательного типа
•
создание устных и письменных текстов аргументативного типа; оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
•
создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление
его в устной форме;
•
чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров;
•
чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов;
•
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного
текстов.
Речь и речевое общение. Выпускник научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях
общения;
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения
коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать
в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать еѐ, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность. Выпускник научится:
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
5

- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного,
публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию,
комментировать еѐ в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать и комментировать речь в устной форме.
Чтение. Выпускник научится:
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
использовать приѐмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
отбирать и систематизировать материал на определѐнную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать еѐ в соответствии с
поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и
жанровой принадлежности;
извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ решение) из различных источников (учебно-научных
текстов, текстов СМИ,
в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать
собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение. Выпускник научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные,
нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных
предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации
учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
- обсуждать и чѐтко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных
источников, систематизировать и анализировать материал на определѐнную тему и передавать его в устной форме с учѐтом заданных условий
общения; - соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
Письмо. Выпускник научится:
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности;
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов,
плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
6

Выпускник получит возможность научиться:
писать рефераты;
составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты.
Текст. Выпускник научится:
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учѐтом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка. Выпускник научится:
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты
художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств,
типичных синтаксических конструкций);
речи; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям и языковой правильности;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную
тему.
Выпускник получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной
литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке. Выпускник научится:
характеризовать основные социальные функции русского языка в России.
место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и
характеризовать эти различия;
оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Язык и культура. Выпускник научится:
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной
литературе и исторических текстах;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского родного языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя русского родного языка.
7

2. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (10 часов)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка:
социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые
свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине
ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в
современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным
и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт,
большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи (12 часов)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах
страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными
предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер
лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚
связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1
лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени
глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в
повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов
грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь;
обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).
Речевой этикет
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚
ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный)
этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 часов)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала,
самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
8

Текст как единица языка и речи
Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур:
индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы.
Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные
приѐмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в
художественных текстах. Притча.
в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Воспитательный аспект изучения предмета:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа
;осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку ;воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении
популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности
к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка,
которыеобеспечиваютегонормативное,уместное,этичноеиспользованиевразличныхсферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых
единицах,преждевсегоолексикеифразеологииснационально-культурнойсемантикой;о русском речевом этикете;
3. Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3

Наименование

разделов и тем

Язык и культура речи
Культура речи
Речь. Речевая деятельность
Итого:

Учебные часы

Контрольные работы

10
12
12
34

1
1
1
3
9

Практическая часть
(развитие речи)
1
1
1
3

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».