Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добрушинскаясредняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________И.В.Давыдовская подпись ФИО Протокол заседания ШМО « 31» августа2022г .№4 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Добрушинская средняя школа» __________С.А .Почивалина подпись ФИО « 31» августа 2022 г. УТВЕРЖДЕНО Приказ «31» августа 2022г. №153 Директор МБОУ « Добрушинская средняя школа» ____________ Р.С.Торубара подпись ФИО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет _Родной язык (русский) ________ Уровень базовый___________ Учитель Почивалина Светлана Александровна_ ФИО учителя-разработчика Класс 7 ____________________ Срок реализации 1 год_______ Количество часов: Всего 34 ч.; в неделю 1 ч. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС , на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский (родной) язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол от 31.01.2018 № 2/18). Русский родной язык. 7класс: учебник / О.М.Александрова и др . -Москва: Просвещение,2022. Добрушино,2022 1 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)» Личностные: • воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно языковое поле своего народа; • приобщение к литературному наследию своего народа; • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа; • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа. Метапредметные: • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Предметные: Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нѐм: • осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; • осознание роли русского родного языка в жизни человека; • осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; • понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; • понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; понимание слов с живой внутренней формой; • осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика. • понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; • понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения; • характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная; • понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; • характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние); • распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие); 2 • понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; понимание причин изменений в словарном составе языка; • перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национальнокультурным компонентом; • определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске; • определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов; • осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке; • соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов; • использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний: • стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: • осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; • анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом еѐ соответствия основными нормами литературного языка; • соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета; • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объѐма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; • стремление к речевому самосовершенствованию; • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; • осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие; • соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка: • различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи; • различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учѐтом произносительных вариантов орфоэпической нормы; • употребление слов с учѐтом стилистических вариантов орфоэпической нормы; • понимание активных процессов в области произношения и ударения; 3 • соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка: • нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов; • употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; • употребление терминов в научном стиле речи, в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма; • различение стилистических вариантов лексической нормы; • употребление имѐн существительных, прилагательных, глаголов с учѐтом стилистических вариантов лексической нормы; • употребление синонимов, антонимов, омонимов с учѐтом стилистических вариантов лексической нормы; • различение типичных речевых ошибок; • редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; • соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка: • различение вариантов грамматической нормы: • соблюдение основных норм русского речевого этикета; • ситуациях делового общения; • понимание активных процессов в русском речевом этикете; • соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе); • соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе); • использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления; • использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; • использование словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста; • использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста; • использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): • владение различными видами слушания (детальным, выборочным, ознакомительным, критическим, интерактивным) монологической речи, • учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; • владение различными видами чтения учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; • умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста 4 • умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста; • проведение анализа прослушанного или прочитанного текста • владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях; • уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения; • участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре; • умение строить устные учебно-научные сообщения различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии; • владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки; • создание устных и письменных текстов описательного типа • создание устных и письменных текстов аргументативного типа; оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении; • создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности; оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме; • чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров; • чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов; • редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Речь и речевое общение. Выпускник научится: использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Выпускник получит возможность научиться: выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать еѐ, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Речевая деятельность. Выпускник научится: - различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; 5 - понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать еѐ в устной форме; Выпускник получит возможность научиться: анализировать и комментировать речь в устной форме. Чтение. Выпускник научится: передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; использовать приѐмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определѐнную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать еѐ в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение. Выпускник научится: - создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); - обсуждать и чѐтко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определѐнную тему и передавать его в устной форме с учѐтом заданных условий общения; - соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: - создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; Письмо. Выпускник научится: создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности; излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. 6 Выпускник получит возможность научиться: писать рефераты; составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты. Текст. Выпускник научится: создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учѐтом требований к построению связного текста. Выпускник получит возможность научиться: создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка. Выпускник научится: владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); речи; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. Выпускник получит возможность научиться: различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Общие сведения о языке. Выпускник научится: характеризовать основные социальные функции русского языка в России. место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; оценивать использование основных изобразительных средств языка. Выпускник получит возможность научиться: - характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. Язык и культура. Выпускник научится: - выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского родного языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: - характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя русского родного языка. 7 2. Содержание учебного предмета Раздел 1. Язык и культура (10 часов) Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.). Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. Раздел 2. Культура речи (12 часов) Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору) Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать). Речевой этикет Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 часов) Язык и речь. Виды речевой деятельности Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. 8 Текст как единица языка и речи Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приѐмы ведения спора. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча. в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. Воспитательный аспект изучения предмета: - воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа ;осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку ;воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; - совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которыеобеспечиваютегонормативное,уместное,этичноеиспользованиевразличныхсферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах,преждевсегоолексикеифразеологииснационально-культурнойсемантикой;о русском речевом этикете; 3. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 Наименование разделов и тем Язык и культура речи Культура речи Речь. Речевая деятельность Итого: Учебные часы Контрольные работы 10 12 12 34 1 1 1 3 9 Практическая часть (развитие речи) 1 1 1 3 10