Рабочая программа по родному языку (русскому) 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинскаясредняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________И.В.Давыдовская
подпись
ФИО
Протокол заседания ШМО
« 31» августа2022г .№4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа» __________С.А .Почивалина
подпись
ФИО
« 31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022г. №153
Директор МБОУ « Добрушинская средняя школа»
____________ Р.С.Торубара
подпись
ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет _Родной язык (русский) ________
Уровень
базовый___________
Учитель Почивалина Светлана Александровна_
ФИО учителя-разработчика
Класс
8 ____________________
Срок реализации
1 год_______
Количество часов:
Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе Примерной программы по учебному предмету
«Русский (родной) язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол от
31.01.2018 № 2/18).
Русский родной язык. 8 класс: учебник / О.М.Александрова и др . -Москва: Просвещение,2022.
Добрушино,2022
2

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные планируемые результаты:
-формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
-осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;
-формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
-формирование основ коммуникативной компетенции в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, осуществлять контроль по результату и по способу действия, планировать пути достижения целей; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Обучающийся получит возможность научиться: адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического
или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных задач, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится: строить логическое рассуждение, осознавать познавательную задачу; читать и слушать; извлекать нужную информацию, структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определение понятиям; обобщать понятия.
Обучающийся получит возможность научиться: понимать, структурировать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие, делать умозаключения и выводы.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится: формулировать собственные мысли, задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности, владеть устной речью, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственное
мнение, работать в парах, работать в группах, использовать адекватные языковые средства для отображения своих
3

чувств, мыслей, мотивов и потребностей, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы
информации.
Обучающийся получит возможность научиться: вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении
проблем, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Предметные результаты обучения:
Обучающийся научится:
-приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; анализировать
национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
-характеризовать лексику русского языка с точки зрения происхождения(с использованием словарей);
-понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке;
-комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка;
-комментировать исторические особенности русского речевого этикета (обращение);
-различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учѐтом произносительных
вариантов современной орфоэпической нормы;
-соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
-анализировать и различать типичные речевые ошибки;
-редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и
творительного падежей;
-использовать различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое интерактивное)
монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи;
-пользоваться различными видами чтения;
-анализировать структурные элементы и языковые особенности письма как жанра публицистического стиля речи;
-анализировать и создавать тексты публицистических жанров (письмо).
Обучающийся получит возможность научиться:
-регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические
4

словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
- правильно выбирать слово, максимально соответствующее обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности;
- редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
-выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
-корректировать речь с учѐтом еѐ соответствия основным нормам современного литературного языка;
-создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и
представлять его в устной форме;
-владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
2.Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура.
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (обще восточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной
источник развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные,
устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к
знакомому и незнакомому. Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твѐрдости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного проис5

хождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твѐрдого [н] перед мягкими [ф] и [в]; произношение мягкого [н] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своѐм составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришѐл врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестѐр - обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало,
немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ;
изменение обращений, использования собственных имѐн; их оценка. Речевая агрессия.
Этикетные речевые тактики и приѐмы в коммуникации, помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приѐмы слушания. Пред текстовый, текстовый и после текстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
6

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности.
Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебнонаучной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и
т.д
Воспитательный аспект изучения предмета:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа ;осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку ;воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности
к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которыеобеспечиваютегонормативное,уместное,этичноеиспользованиевразличныхсферах и ситуациях
общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах,преждевсегоолексикеифразеологииснациональнокультурнойсемантикой;о русском речевом этикете;

7

- совершенствованиеуменийопознавать,анализировать,классифицировать языковые факты ,оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие проектного исследовательского мышления ,приобретение практического опыта исследовательской работы по
русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

3.Тематическое планирование
№ п/п

Название разделов

РазЯзык и культура.
дел1
Раздел Культура речи.
2
Раздел Речь. Текст.
3
Всего

Количество часов
11

Из них
Развитие Контрольные
речи
работы
1

11

1

12

1

1

34

1

3

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».