Рабочая программа по родному языку( русскому) 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинскаясредняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________И.В.Давыдовская
подпись
ФИО
Протокол заседания ШМО
« 31» августа2022г .№4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа» __________С.А .Почивалина
подпись
ФИО
« 31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022г. №153
Директор МБОУ « Добрушинская
средняя школа»
____________ Р.С.Торубара
подпись
ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет _Родной язык (русский) ________
Уровень
базовый___________
Учитель Почивалина Светлана Александровна_
ФИО учителя-разработчика
Класс
9 ____________________
Срок реализации
1 год_______
Количество часов:
Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе Примерной программы по учебному предмету
«Русский (родной) язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол от
31.01.2018 № 2/18).
Русский родной язык. 9класс: учебник / О.М.Александрова и др . -Москва: Просвещение,2022.
Добрушино,2022

1.Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету
« Родной язык (русский) »

Предметные результаты
1. совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих
эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в
процессе образования и самообразования;
3. использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4. расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5. формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и
предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю
общения;
7. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами
родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8. формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Регулятивные


Выпускник научится:



целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;



самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров
действия в новом учебном материале;



планировать пути достижения целей;



устанавливать целевые приоритеты;



уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;



принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;



осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный
контроль на уровне произвольного внимания;



адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в
исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;



основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:


самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;



построению жизненных планов во временной перспективе;



при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их
достижения;



прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;



основам саморегуляции эмоциональных состояний;



адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах
самостоятельной деятельности;



адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на
решение задачи;



осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;



основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим
поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;



выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

Коммуникативные
Выпускник научится:


учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;



формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;



устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;



аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;



задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;



осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;



адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;



адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и
письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;



организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции
участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;



осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;



работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми;



основам коммуникативной рефлексии;



использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;



отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой
социализированной речи, так и в форме внутренней речи;



учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность научиться:


учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;



понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;



продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки
альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения

интересов;


брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);



оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;



осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнѐра;



в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;



вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и
аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;



следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе
уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия,
готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку
партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;



устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для
принятия эффективных совместных решений;



в совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную
энергию для достижения этих целей.

Познавательные
Выпускник научится:


основам реализации проектно-исследовательской деятельности;



проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;



осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;



создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;



осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;



давать определение понятиям;



устанавливать причинно-следственные связи;



осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;



обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от
понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом;



осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций;



строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);



строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;



объяснять явления, процессы, связи и отношения,выявляемые в ходе исследования;



основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;



структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать
последовательность описываемых событий;



работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи,
построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:


основам рефлексивного чтения;



ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;



самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;



выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;



организовывать исследование с целью проверки гипотез;



делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента у выпускника сформируется:
o

образ социально-политического устройства — представление о государственной организации

России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
o

знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание
о народах и этнических группах России;

o

экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях; знание основных
принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа

жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
o

ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального
характера морали.

В рамках ценностного и эмоционального компонента
 гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;


уважение к истории, культурным и историческим памятникам;



уважение к личности и еѐ достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым
видам насилия и готовность противостоять им;



уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в
восприятии мира;



потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;



позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам,
переживание стыда и вины при их нарушении

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента


готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;



умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение
конструктивно разрешать конфликты;



готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во
внеучебных видах деятельности;



потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной
деятельности;



устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;



готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:


выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;



готовности к самообразованию и самовоспитанию;



адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;



эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках,
направленных на помощь и обеспечение благополучия.
2.Содержание учебного предмета

Рабочая программа рассматривает следующее содержание учебного материала:
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов)
русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из
произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых
изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные
примеры).Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение
значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии,
активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормысовременного русского литературного языка. Активные процессы в области
произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приѐм.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и
точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической
сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические
ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными
числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное
построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен
словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с
Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов(но и однако, что и
будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное
предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные
пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила
этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и
дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления
информации.
Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы.
Прецедентные тексты.
Использование содержания учебного предмета позволяет решить широкий круг воспитательных задач.
Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой
межнационального общения.
Усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе с целью совершенствование речевого развития
обучающихся.
Овладение лингвистическим материалом для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов,
самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности.
Обобщение изученного материала для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской
идентичности и социально- профессиональных ориентаций.
Формирование представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Овладение русским языком, формирование умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, что во
многом определяет достижения обучающихся практически во все областях жизни, способствуют их социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Формирование умения вести диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог –
обмен мнениями, диалог смешанного типа); вести полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального
общения.
Осознанное уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира.
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия
в социально значимом труде. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

3.Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов

Раздел Язык и культура.
1
Раздел Культура речи.
2
Раздел Речь. Текст.
3
Всего

Количест
во часов
11

Из них
развитие Контрольные
речи
работы
1

11

1

12

3

1

34

2

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».