Рабочая программа по литературе 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинскаясредняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________И.В. Давыдовская
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«31» августа 2022 г. № 4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинскаясредняя
школа»
__________С.АПочивалина
подпись

ФИО

УТВЕРЖДЕНО
Приказ « 31» августа 2022г. № 153
Директор МБОУ «Добрушинскаясредняя
школа»
____________ Р.С.Торубара
подпись

ФИО

«31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
литература________________
Уровень базовый_____________________
Учитель Почивалина Светлана Александровна
ФИО учителя-разработчика

Класс

____________9_________________

Срок реализации

1 год

Количество часов:
Всего 136ч.; в неделю 4 ч.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, рабочей программы по литературе для 5-9 классов ( Рабочие программы. Литература.Предметная линия
учебников / под. ред. В.Я. Коровиной. 5 - 9 классы).
Учебник: Литература. 9 класс.Учеб. для общеобразоват.организаций.В 2ч./ [В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин,
И.С.Збарский]под редакцией В.Я. Коровиной. – 4 – изд. – М .: Просвещение,2022.
Добрушино,2022
1

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, еѐ историю, российский народ, становление гуманистических и демократических
ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур
и религий;
3) воспитание художественно -эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к
людям иной национальной принадлежности;
6) овладение навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
2

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации
в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с
целями и задачами осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в
устной и письменной формах;
9)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своѐ мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей еѐ достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и еѐ людях, окружающем мире, культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом
чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение
чтением вслух и про себя, элементарными приѐмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий;
3

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную
мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать
произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно -познавательных, учебных и художественных
произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование —создание текста по аналогии,
рассуждение —письменный ответ на вопрос, описание —характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный навыки и способы деятельности.
Предметные результаты обучения.
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.Зарубежная литература
Выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и
давать его смысловой анализ;
- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного
чтения;
- выявлять и интерпретировать
ценностные ориентации;

авторскую позицию, определяя

своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать
прочитанному;

и истолковывать

произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своѐ отношение к

4

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии
сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, проект).
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате
освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих
классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
- определять тему и основную мысль произведения;
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять
- особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- оценивать систему персонажей;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их
художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
5

- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;
анализировать литературные произведения разных жанров;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом
произведения (в каждом классе на своем уровне);
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе - умение пользоваться терминами,
изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе - на своем уровне); вести учебные
дискуссии;
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания
аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под
руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе - на своем
уровне);
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе - на своем уровне);
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
- произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
- энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими
указателями, системой поиска в Интернете (в каждом классе - на своем уровне).
При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков,
компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.
При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности
читательской культуры.
I
уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно- художественного произведения как истории из реальной
жизни (сферы так называемой«первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной
«распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное
непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не
является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на
тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к
6

событиям и героям - качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.К основным
видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение;
воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному
алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выразительно прочтите следующий фрагмент;- определите, какие события в произведении являются центральными;- определите, где и
когда происходят описываемые события;- опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова
героя;
- выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;- ответьте на поставленный учителем/автором
учебника вопрос;
- определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.
II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей
художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют
У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в
смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять
связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные
единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи
художественного текста.
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и
письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение,
описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними;
создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа - пофразового (при анализе стихотворений и
небольших прозаических произведений - рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).Условно
им соответствуют следующие типы диагностических заданий:
- выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.; - покажите, какие особенности
художественного текста проявляют позицию его автора;
- покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и
внутреннего мира человека);
7

- проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);
- сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);
- определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;
- дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.
Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно;ученик знает формулировки теоретических понятий
и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но
не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.
II уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой
целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный
смысл произведения, то есть отвечать на вопросы:
«Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой
вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном
произведении?».
К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или
письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также
истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на
конференцию, рецензии, сценария и т.п.
Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:- выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты,
повторяющиеся детали и т. п.- определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.; - определите позицию автора и
способы ее выражения; - проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения; - объясните (устно, письменно) смысл названия
произведения; - озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия); - напишите сочинениеинтерпретацию; - напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы. Понимание текста на этом уровне
читательской культуры осуществляется на основе«распаковки» смыслов художественного текста как дважды «закодированного»
(естественным языком и специфическими художественными средствами).
Читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня. Это следует иметь в виду при
осуществлении в литературном образовании разноуровневого подхода к обучению, а также при проверке качества его результатов.
Успешное освоение видов учебной деятельности, соответствующей разным уровням читательской культуры, и способность
демонстрировать их во время экзаменационных испытаний служат критериями для определения степени подготовленности обучающихся
8

основной школы. Определяя степень подготовленности, следует учесть условный характер соотнесения описанных заданий и разных
уровней читательской культуры. Показателем достигнутых школьником результатов является не столько характер заданий, сколько качество
их выполнения. Учитель может давать одни и те же задания (определите тематику, проблематику и позицию автора и докажите своѐ мнение)
и, в зависимости от того, какие именно доказательства приводит ученик, определяет уровень читательской культуры и выстраивает уроки
так, чтобы перевести ученика на более высокий для него уровень (работает в «зоне ближайшего развития»).
Выпускник научится:
1)
определять понятия «литература как искусство слова» (углубление представлений), «ода», «сентиментализм» (начальные
представления), «элегия», «баллада» (развитие представлений), «фольклоризм литературы» (развитие представлений), «автор» (развитие
представлений), «герой» (развитие представлений), «антигерой», «литературный тип», «лирический герой» (развитие представлений),
«композиция», «комическое» и его виды: сатира, юмор, ирония, сарказм, «пафос» и его виды, «жанр», (развитие представлений),
«лейтмотив», «онегинская строфа», «рассказ» (развитие представлений), «роман» (развитие представлений), «романтический герой»,
«психологизм литературы» (развитие представлений), жанровые особенности рассказа, роль художественной детали в характеристике героя;
«художественная условность», «фантастика» - развитие представлений, гипербола», «гротеск» (развитие представлений), «реализм»,
«реалистическая типизация» - углубление понятий; «притча» (углубление понятия), «силлабо-тоническая» и «тоническая система
стихосложения» (углубление представлений), «трагедия как жанр драмы» (углубление понятия), «драматическая поэма» (углубление
понятия);
2)

определять художественные особенности древнерусской литературы;

3)

определять художественные особенности литературы XVIII века;

4)

определять художественные особенности литературы XIX века;

5)

определять художественные особенности литературы XX века;

6)

определять основные черты античной лирики;

7)

определять особенности эпохи Возрождения;

8)

определять особенности эпохи Просвещения;

9)

давать основные сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов;

10)

определять образную природу словесного искусства;

11)

анализировать содержание изученных произведений;
9

12)

составлять композицию сочинения;

13)

писать эссе;

14)

определять особенности художественных текстов разных жанров;

15)

определять жанры текста;

16)

находить художественные средства.

Выпускник получит возможность научиться:
1)определять и понимать изученные литературоведческие понятия;
2)

понимать ключевые проблемы изученных художественных произведений;

3)

понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;

4)

определять художественные особенности древнерусской литературы;

5)

определять художественные особенности литературы XVIII века;

6)

определять принадлежность текста к литературному направлению;

7)

определять принадлежность текста к тому или иному жанру;

8)

характеризовать образы героев;

9)

интерпретировать, анализировать художественный текст, используя теоретико - литературные понятия;

10)

выделять тему, идею, нравственную проблематику текста;

11)

понимать авторскую позицию и своѐ отношение к ней;

12)

пересказывать разными способами, выделяя сюжетные линии;

13)
14)
15)

определять художественные средства в текстах;
выразительно читать;
строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;
10

16)

сопоставлять тексты, образы героев, природы;

17)

находить в статье учебника основные теоретико-литературные понятия, необходимые сведения;

18)

использовать ресурсы Интернета для поиска необходимой информации и выполнения проектов;

19)

различать типы героев, художественные средства, стихотворные размеры;

20)

формулировать собственное отношение к произведениям литературы;

21)

применять полученные знания на практике.

2.Содержание учебного предмета
Введение 1ч.
Литература и еѐ роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством,
возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 ч.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема
авторства. Историческая основа памятника, егo сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ
Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и
христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 14 часов
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Учѐный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский, престол
ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в
произведениях Ломоносова.
11

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в
стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».
Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Сентиментализм (начальные представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. 71 час
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).
«Море». Романтический образ моря.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна,
пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.
Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного
духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ рус¬ской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным
чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе.
Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонѐр, предшественник
«странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция
внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих
лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе
Грибоедова.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).
12

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещѐ, быть
может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...».
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворѐнность
и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты
человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная
сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и
индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в
зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф.
М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия,
олицетворѐнные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о
незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».
Повесть «Фаталист» и еѐ философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой
нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я
люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва»,
«Нищий».
Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания.
Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.
13

Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и
поэзии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).
«Мѐртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мѐртвые и живые души. Чичиков — «приобретатель»,
новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом,
романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершѐнности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция
Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского.
Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе,
иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или
саркастический смех, ироническая насмешка, издѐвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Фѐдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к
несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе ХГХ века. Чеховское отношение к «маленькому
человеку». Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. 35 часов
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
14

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Тѐмные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев.
«Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная,
духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приѐм гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова,
простого человека, воина и труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая
манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матрѐнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Общий обзор и изучение трѐх монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров,
видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принѐс издалѐка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие
перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока.
Образы и ритмы поэта. Образ Родины в поэзии Блока.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уже вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Нивы сжаты, рощи
голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в
15

лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный приѐм. Своеобразие метафор и
сравнений.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковскогопоэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Идѐшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..»,
«Родина», «Стихи о Мосте». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих
поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны».
Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских
стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всѐм мне хочется дойти...»,
«Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворѐнная предметность пастернаковской поэзии.
Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о
природе. Интонация и стиль стихотворений. Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм.
Способы рифмовки (углубление представлений).
ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX—XX ВЕКОВ (обзор)
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов.
«Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всѐ
былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Ятебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьѐтся в тесной печурке
16

огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр,
посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 8 часов.
Античная лирика.

Катулл.

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с
греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический
(движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам
через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной
идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсальнофилософский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина
трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гѐте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гѐте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбор! учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста»,
«Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его
развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом
справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл
противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идѐт за них на бой». Особенности жанра
трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гѐте и
русская литература.
17

Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).
Повторение и систематизация изученного в 9 классе.1час
Итоговый урок 1 час
Реализация воспитательного потенциала.
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении
с ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на
примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений
русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражѐнным в художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений;
— готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учѐтом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
18

Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; — понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в
процессе школьного литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
19

— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Список произведений для заучивания наизусть
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок)
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).
Н.М. Карамзин. Осень.
А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»
«Евгений Онегин» (отрывок)
М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. молитва.
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по
выбору)
В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов
«Ахматовой», «Родина» (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст.
Завещание. (по выбору).
А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало
каменное слово…» (по выбору).
20

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)

3. Тематическое планирование

№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Развитие речи
Всего
Контрольные
развития сочинения
речи

1.

Введение

1

3.

5

4.

Из древней русской
литературы
Из литературы XVIII века

14

1

5.

Из литературы XIX века

75

12

6.

Из литературы XX века

31

3

8.

Из зарубежной литературы

8

9.

Повторение и систематизация
изученного в 9 классе.
Итоговый урок.

2

136

Контрольные работы

Внеклассное чтение

Домашние
сочинения

1
1
2
1

1
1

2

1

2

1

16

2

2

4

5

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».