Рабочая программа по литературе 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________И.В.Давыдовская
подпись
ФИО
Протокол заседания ШМО
« 31» августа 2022г. № 4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С.А. Почивалина
подпись
ФИО
« 31» августа 2022г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ « 31» августа 2022г. №153
Директор МБОУ«Добрушинская средняя
школа»
____________ Р.С.Торубара
подпись
ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет _______литература___________
Уровень
базовый___________
Учитель Почивалина Светлана Александровна
ФИО учителя-разработчика
Класс
7_____________________
Срок реализации
1 год ________________
Количество часов:
Всего 102 ч.; в неделю 3 ч.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, рабочей программы по литературе для 5-9 классов (Литература. Рабочие программы.5 - 9 классы: пособие
для учителей общеобразоват. учреждений / под. ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2016)
Учебник
«Литература»7 класс для общеобразоват.организаций.,в 2 ч., авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлѐв,
В.И. Коровин, М. «Просвещение»2022.
Добрушино,2022
1

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира,
межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,
технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» являются:
1) Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать
основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
2

– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и координировать еѐ с позициями партнѐров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы
2) Формирование ИКТ - компетентности школьников, где обучающиеся усовершенствуют навык поиска информациив компьютерных
и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин.
Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на
персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и
анализировать результаты поиска.
3) Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, в результате которой у выпускников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический
жизненный опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
3

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание,
продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных
социокультурных сред и эпох.
4) Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом/работы с информацией, в ходе которого обучающиеся овладеют
чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования
своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества.
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести
навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым,
поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.
Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения,
отвечающую конкретной учебной задаче.
Предметные результаты состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно - художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
-владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2)в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов;
-формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3)в коммуникативной сфере:
4

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь
вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние
творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4)в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в
частности:
Личностные:
Выпускник научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неѐ.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Выпускник получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные:
Познавательные
Выпускник научится:- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в
устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной
задачи;- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании
количества групп;
5

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Выпускник получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без
указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Регулятивные
Выпускник научится:- Планированию пути достижения цели.- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Выпускник получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция,
входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные
Выпускник научится:- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные
Выпускник научится:- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для
самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи
характерные для былин художественные приѐмы;
6

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и
давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;- определять для
себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Выпускник получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального
характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными
целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу
сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, проект).

7

1. Содержание учебного предмета
Введение (1 час).
Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в
художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и
эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (9 часов).
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сорокиведьмы», «Пѐтр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие
представлений).
ЭПОС НАРОДОВ МИРА
Былины.«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного
труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств ( трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость,
физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость,
чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). (Для внеклассного
чтения.)
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов
былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).
«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых
будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тѐмного миров карело-финских эпических песен.
(Для самостоятельного чтения.)
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде.
Обобщѐнное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологически эпос
(начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямо и переносный смысл
пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различие пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 часов).
8

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.
Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА ( 3 часа).
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
« К статуе Петра Великого»,«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и еѐ творцов. Патриотизм. Призыв к
миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времѐн в своѐм стремленьи…», «На птичку…», «Признание».
Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕК ( 44 часа ).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России.
Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к родине.
Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге».
Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов
Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов»(сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления
о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием. Отношение рассказчика к
героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека»,
его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов . Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.
Картины быта ХVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения с Калашникова с Кирибеевичем и
Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.
Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
9

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание
блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и еѐ проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») –
готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь . Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его
товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления.
Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк» Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в
изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.
«Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Николай Алексеевич Некрасов . Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за
осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения).
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трѐхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как
разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Алексей Константинович Толстой Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и
вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).
Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и
сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».
«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.)
Теория литературы. Гротеск (начальное представление). Ирония (развитие представлений).
10

Лев Николаевич Толстой . Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления
чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие
понятия).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как
средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край…» (обзор).
Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И.А.Бунин. «Родина»; А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест».
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (30часов ).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимоотношения детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения).
Максим Горький . Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в
русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль». («Легенда о Данко»). «Челкаш». (Для внеклассного чтения.)
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя
(развитие представлений).
Владимир Владимирович Маяковский . Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека
и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие, мещанина и гуманизм, доброта, сострадание
лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение
(начальное представление).
Леонид Николаевич Андреев . Краткий рассказ о писателе.
11

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть
окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.
Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак . Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображѐнные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в
художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
На дорогах войны (обзор) .
Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости
грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова и др.
Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Фѐдор Александрович Абрамов . Краткий рассказ о писателе.
«О чѐм плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов . Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности,
безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе.
Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков . Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского
мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг героя, радость переживания собственного доброго поступка.
«Тихая моя родина» (обзор) .
Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего. (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин,
Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.
Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский.Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни». Размышления поэта о взаимосвязи человека и
природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачѐв.«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодѐжи.
12

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальное представление).
Михаил Зощенко».
Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе.
«Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века.
А. Вертинский. «Доченьки»; И.Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По Смоленской дороге…». Лирические размышления о
жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 час).
Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.
«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришѐл сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистищия»), «О моей родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского
расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 7часов).
Роберт Бѐрнс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом.
Своеобразие романтической поэзии Байрона. Барон и русская литература.
Японские хокку (хайку) (трѐхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне
круговорота времѐн года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О.Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастический рассказ Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и
опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
Итоговые уроки(2 час)
Реализация воспитательного потенциала.
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении
с ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
13

— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на
примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений
русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражѐнным в художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений;
— готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учѐтом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; — понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
14

— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в
процессе школьного литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

15

3. Тематическое планирование

№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Развитие речи
Всего
Контрольные
развития сочинения
речи

Контрольные работы

Внеклассное чтение

Домашние
сочинения

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

9

3.

Из древнерусской литературы

5

4.

Из литературы XVIII века

3

5.

Из литературы XIX века

44

5

1

2

2

6.

Из литературы XX века

30

4

1

1

2

7.

Из литературы народов России

1

8.

Из зарубежной литературы

7

9.

Итоговые уроки

2
102

1

1

1

1

1
1

12

2

2

5

4

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».