Рабочая программа по родной литературе (русской) 6-9 классы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинскаясредняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________И.В.Давыдовская
подпись
ФИО
Протокол заседания ШМО
« 31» августа2022г .№4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа» __________С.А .Почивалина
подпись
ФИО
« 31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022г. №153
Директор МБОУ « Добрушинская
средняя школа»
____________ Р.С.Торубара
подпись
ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет _Родная литература (русская) ________
Уровень
базовый___________
Учитель Почивалина Светлана Александровна_
ФИО учителя-разработчика
Класс
6 – 9 ____________________
Срок реализации
4 года________
Количество часов:
Всего 136 ч.; в неделю 1 ч.( в 6кл. - 34 часа, в 7кл. - 34 часа, в 8кл. - 34 часа, в 9кл. - 34часа )
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе Примерной программы по учебному
предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного
общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20).
Родная русская литература: 6–9класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М.Александрова,
М.А.Аристова, Н.В.Беляева. -Москва: Просвещение,2021.
Добрушино,2021

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Личностные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга
перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества;

способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, уважительное отношение к труду;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой
деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной
деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и
поступкам других.
Метапредметные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны
отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;



владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности.
Познавательные УУД:



умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;

навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны
отражать:

понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений
родной русской литературы;

проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа,
ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в
контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации
и мира;

понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений
русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своѐм творчестве национальные традиции русской
литературы;

осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском

культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего
человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и
создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной
деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы,
определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Обучающийся научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и
давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного
чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Обучающийся получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, проект).
Второй год обучения. 6 класс

развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для
развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи
между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;



развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;

развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о
защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в
книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по
предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения
словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие
начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными
источниками информации и овладения простейшими способами еѐ обработки и презентации.
Третий год обучения. 7 класс

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и
лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале
русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях
о сибирском крае и русском поле;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;

развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о
защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского
языка и родной речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и
воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на
проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами
еѐ обработки и презентации.
Четвѐртый год обучения. 8 класс

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях
земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского
национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке

Волге;


развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;

развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе
национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;

развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно
и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный
вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами еѐ обработки и
презентации.
Пятый год обучения. 9 класс

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об
Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в
русской литературе;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;

развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах
русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;

развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать
поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного
текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных
форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; развитие умений самостоятельной проектно- исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков
работы с разными источниками информации и овладения различными способами еѐ обработки и презентации.

2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Родная литература (русская)»
Учебный предмет «Родная литература (русская)» опирается на содержание программы по предмету «Литература» предметной
области
«Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Поэтому основные содержательные линии настоящей программы
(проблемно-тематические блоки) не дублируют программу основного курса литературы, но соотносятся с включѐнным в неѐ
содержанием.
Содержание программы курса «Родная литература (русская)» определяется следующими принципами.
Основу программы «Родная литература (русская)» составляют произведения русских писателей, наиболее ярко воплотившие
национальную специфику русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений, представленных в
Примерной программе (ПООП ООО) по учебному предмету «Литература».
Перечень имѐн писателей в программе курса русской родной литературы включает не только традиционно изучаемый в школе
«первый ряд» национального литературного канона, но и авторов, составляющих
«круг» классиков литературы, что позволяет дополнить тематические блоки новыми для школьной практики произведениями.
В программу учебного предмета «Родная литература (русская)» вводится большое количество произведений современных авторов,
продолжающих в своѐм творчестве национальные традиции русской литературы и культуры, но более близких и понятных современному
школьнику, чем классика.
1. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные
просторы – русский лес – берѐза).
2. Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной
спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).
3. В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном
материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении
длительного времени – вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
4. В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражѐнные средствами других видов искусства: живописи, музыки, кино, театра. Это
позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре). В соответствии с указанными общими принципами
формирования содержания курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемнотематических блока):
 «Россия – родина моя»;
 «Русские традиции»;
 «Русский характер – русская душа».

Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы,
разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления
национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например: поэты народов России о
русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов
России.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 6 КЛАСС
(второй год обучения - 34 часа).

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (12 ч.)
Преданья старины глубокой (4 ч.)
Русские былины: богатыри и богатырство.
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе.
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской (4 ч.)
Русский Север: Архангельск в русской литературе.
С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).
Родные просторы (4 ч.)
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (10 ч.)
Праздники русского мира (5 ч.)
Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощѐное воскресенье».
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».

Тепло родного дома (5 ч.)
Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (12 ч.)
Не до ордена – была бы Родина (3 ч.)
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души (4 ч.)
Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках (4 ч.)
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Внеклассное чтение № 2. А. С. Грин. «Гнев отца».
Лишь слову жизнь дана (3 ч.)
На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 7 КЛАСС
(третий год обучения – 34 часа).
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (10 ч.)
Преданья старины глубокой (5 ч.)
Русские народные песни: исторические и лирические

«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…».
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе.
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…».
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…».
Города земли русской (2 ч.)
Сибирский край.
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы (3 ч.)
Русское поле.
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч.)
Праздники русского мира (4 ч.)
Пасха.
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А.П.Чехов. «Казак».
Тепло родного дома (5 ч.)
Русские мастера.
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (15 ч.)
Не до ордена – была бы Родина (3 ч.)
На Первой мировой войне.
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твѐрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец».
Н. С. Гумилѐв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».

Загадки русской души (4 ч.)
Долюшка женская.
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…».
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…».
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…».
О ваших ровесниках (4 ч.)
Взрослые детские проблемы.
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!»,
.
Лишь слову жизнь дана (4 ч.)
Такого языка на свете не бывало.
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…».

«Про личную жизнь»).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 8 КЛАСС
(четвѐртый год обучения 34 ч.)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (15 ч.)
Преданья старины глубокой (4 ч.)
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской (5 ч.)
По Золотому кольцу.
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…».
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…».
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (4ч.)
Волга – русская река.
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).

В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч.)
Праздники русского мира (5 ч.)
Троица.
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…».
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…».
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома (4 ч.)
Родство душ.
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (10 ч.)
Не до ордена – была бы Родина (3ч.)
Дети на войне.
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души (2 ч.)
Сеятель твой и хранитель.
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках (2 ч.)
Пора взросления.
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы).
Лишь слову жизнь дана (3ч.)
Язык поэзии.
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 9 КЛАСС
(пятый год обучения 34 ч.)

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (17 ч.)
Преданья старины глубокой (6 ч.)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе.
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской (5 ч.)
Петербург в русской литературе.
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…».
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А.А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д.С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики- сударики»).
Родные просторы (6 ч.)
Степь раздольная.
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (8 ч.)
Праздники русского мира (5 ч.)
Августовские Спасы.
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома (3 ч.)
Родительский дом.
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далѐкая и близкая сказка» (рассказ из повести

«Последний поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч.)
Не до ордена – была бы Родина (3 ч.)
Великая Отечественная война.
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазѐр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души (2 ч.)
Судьбы русских эмигрантов.
Б. К. Зайцев. «Лѐгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках (2ч.)
Прощание с детством.
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (2 ч.)
«Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
Реализация воспитательного потенциала.
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении
с ситуациями, отражѐнными в литературных произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;

— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на
примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений
русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражѐнным в художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений;
— готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учѐтом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; — понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в
процессе школьного литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;

— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 6 КЛАСС
34 часа
№ п/п
Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Название разделов

Количество
часов

Проверочные
работы

Россия – Родина моя.

12

Преданья старины глубокой.

4

Города земли русской.

4

Родные просторы.

4

Русские традиции.

10

Праздники русского мира.

5

Тепло родного дома .

5

Русский характер – русская душа.

12

Не до ордена – была бы Родина.

3

Загадки русской души .

4

О ваших ровесниках .

2

Лишь слову жизнь дана.

3

1

Всего

34

3

Развитие речи

Внеклассное
чтение

1

1

1

1

1

1

1

3

2

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 7 КЛАСС
34 часа
№ п/п
Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Название разделов

Количество
часов

Россия – Родина моя.

10

Преданья старины глубокой.

5

Города земли русской.

2

Родные просторы.

3

Русские традиции.

9

Праздники русского мира.

4

Тепло родного дома .

5

Русский характер – русская душа.

15

Не до ордена – была бы Родина.

3

Загадки русской души .

4

О ваших ровесниках .

4

Лишь слову жизнь дана.

4

Всего

34

Контрольные
работы

Развитие речи

Внеклассное
чтение

1

1

1

1

1

1

1
1

2

3

3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 8 КЛАСС
34 часа
№ п/п
Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Название разделов

Количество
часов

Проверочные
работы

Россия – Родина моя.

15

Преданья старины глубокой.

4

Города земли русской.

5

Родные просторы.

6

Русские традиции.

9

Праздники русского мира.

5

Тепло родного дома .

4

Русский характер – русская душа.

10

Не до ордена – была бы Родина.

3

Загадки русской души .

2

О ваших ровесниках .

2

Лишь слову жизнь дана.

3

1

Всего

34

3

Развитие речи

Внеклассное
чтение

1
1

1

1

1

1

1

3

2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 9 КЛАСС
34 часа
№ п/п
Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Название разделов

Количество
часов

Россия – Родина моя.

17

Преданья старины глубокой.

6

Города земли русской.

5

Родные просторы.

6

Русские традиции.

8

Праздники русского мира.

5

Тепло родного дома .

3

Русский характер – русская душа.

9

Не до ордена – была бы Родина.

3

Загадки русской души .

2

О ваших ровесниках .

2

Лишь слову жизнь дана.

2

Всего

34

Проверочные
работы

Развитие речи

Внеклассное
чтение

1

1

1

1

1

1

1

1

3

2

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».