Рабочая программа по русскому языку 10 класс.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________И.В.Давыдовская
Протокол заседания ШМО
«30» августа 2022 г. № __

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С.А . Почивалина
«31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ « Добрушинская средняя
школа»
____________ Р.С.Торубара

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Русский язык
Уровень базовый
Учитель Торубара Руслана Степановна
ФИО учителя-разработчика

Класс
10 о
Срок реализации 1 год о
Количество часов:
Всего 68 ч.; в неделю 2 ч.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования на базовом уровне для 10 -11 классов.
Учебник: Русский язык. 10-11 классы: учебник для образовательных организаций: базовый уровень/Л.М.Рыбченкова, - М.:
«Просвещение», 2022 г.
Добрушино, 2022

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному)
языку являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности;
понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде,
готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения
личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать
и оценивать нормативный, этический и коммуникативный стремление к речевому самосовершенствованию; аспекты речевого
высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому
(родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
1. разными видами чтения и аудирования;
2. способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с
коммуникативной задачей;
3. умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;умениями выступать
перед аудиторией старшеклассников с докладом;
4. защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной
форме;
5. умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и
интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению;
6. осуществлять коммуникативную рефлексию;
7. разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора
и систематизации материала на определенную тему;
8. умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск
информации, анализировать и отбирать ее;
9. способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки,
совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне,
3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к различным формам учебно-познавательной
деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного
общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному)
языку являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о
взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к
ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
3.1) адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой
(подтекстовой) информации;
3.2) осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и
аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в
зависимости от коммуникативной задачи;
3.3) способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой
информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов,
справочной литературы;
3.4) владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
3.5) создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на
материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
3.6) подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
3.7) применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на
письме орфографических и пунктуационных норм;
3.8) соблюдение норм речевого поведения в социальнокультурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в
совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
3.9) осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая
деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык
и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей
языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа
текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого
высказывания.

Раздел 2. Содержание учебного предмета.
Общие сведения о языке. Повторение. (13 ч.)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян
из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период
выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного
предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка. Фонетика, орфоэпия, орфография.
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретённых учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии,
орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения
в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное искусство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический
разбор.
Лексика и словообразование (11 ч.)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика сточки зрения ее
происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика сточки зрения сферы его употребления:
диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная.
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в
художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом
соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация.
Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (15 ч.)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.
Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Синтаксис и пунктуация (12 ч.) принципы русской пунктуации. Словосочетания. Простое предложение. Простое предложение. Осложнённое

предложение. Осложнённое предложение. Сложное предложение. Сложное предложение. Бессоюзное предложение. Прямая и косвенная
речь. Авторская пунктуация.
Текст, основные виды его переработки (17ч.) Речь, функциональные стили речи. Научный стиль речи.
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научнопопулярного текста. Оценка текста. Рецензия. Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля.
Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация
терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов.
Выпускник научится: 1) использовать представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира,
об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа; 2) относиться к русскому языку как духовной, нравственной и
культурной ценности народа, как одному из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; 3) владеть всеми видами
речевой деятельности: аудирование и чтение: • адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и
дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации; • осознанно использовать разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи; • извлекать необходимую информацию из различных
источников: учебно- научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных
информационных носителях, официально- деловых текстов, справочной литературы; • владеть умениями информационной переработки
прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо: • создание
устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; Ученик получит возможность научиться: • выступать перед
аудиторией с докладом; защита реферата, проекта; • применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических,
стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов
русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм; • соблюдению норм речевого поведения в социальнокультурной, официально- деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении
дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы; • осуществлению речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее
эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов; 4) освоению
базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные
виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая
норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи; 5) проведению разных видов языкового анализа слов,
предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой
принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

Воспитательное направление. Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку для среднего общего образования отражают готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое
в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка
как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию
русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский
язык»;
- ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое,
и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия
искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как
средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернет-среде в процессе школьного
языкового образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для
выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания
и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.

Раздел 3. Тематическое планирование.
№

Тема

Количес
тво
часов

Развитие речи
Контрольные
сочинения
-

Контрольные
изложения
1

Контрольные
работы,
диктанты

1

Общие сведения о языке. Повторение.

13

Всего
развития речи
1

2

Лексика и словообразование.

11

-

-

-

1

3

Морфология и орфография.

15

1

-

1

1

4

Синтаксис и пунктуация.

12

2

2

-

1

5

Текст, основные способы переработки
текста.
Итого

17

1

1

-

1

68

5

3

2

5

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________И.В.Давыдовская
Протокол заседания ШМО
« 30» августа 2022 г. № __

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С.А .Почивалина
«31» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет русский язык
Уровень базовый

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ « Добрушинская средняя
школа»
____________ Р.С.Торубара

Учитель Торубара Руслана Степановна
ФИО учителя-разработчика

Класс
10 о
Срок реализации 1 год о
Количество часов:
Всего 68 ч.; в неделю 2 ч.
Рабочая программа Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, на основе авторской программы по русскому языку для 10-11 классов (А.И.Власенков, Л.М.Рыбченков. - М.:
«Просвещение» 2011 г.)
Учебник: Русский язык: 10- 11 класс: учебник для образовательных организаций: базовый уровень/Л.М.Рыбченкова, - М.:
«Просвещение», 2022 г.
Добрушино, 2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».