Рабочая программа по русскому языку 11 класс.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________И.В.Давыдовская
Протокол заседания ШМО
« 30» августа 2022 г. № __

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С.А . Почивалина
«31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ « 31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ « Добрушинская средняя
школа»
____________ Р.С.Торубара

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Русский язык
Уровень базовый
Учитель Торубара Руслана Степановна
ФИО учителя-разработчика

Класс
11 о
Срок реализации 1 год о
Количество часов:
Всего 68 ч.; в неделю 2 ч.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования на базовом уровне для 10 -11 классов.
Учебник: Русский язык. 10-11 классы: учебник для образовательных организаций: базовый уровень/Л.М.Рыбченкова, - М.:
«Просвещение», 2022 г.
Добрушино, 2022

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения русского языка выпускники должны
знать / понимать:
-основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и
грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
-взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
-роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
-типы языковых норм: орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
-имена выдающихся ученых-лингвистов;
-источник богатства и выразительности русской речи, изобразительно-выразительные средства (тропы и синтаксические фигуры);
-лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и её компоненты, культура речи).
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
-адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста,
определять позицию автора;
- использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от
коммуникативной задачи;
-осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
-осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в
зависимости от коммуникативной задачи;
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, Интернет;
-свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
-передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем,
таблиц, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов;
-использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных
заданий, подготовке докладов, рефератов); уместно использовать цитирование;
создание устного и письменного речевого высказывания:

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социальнокультурной и деловой сферах общения;
-формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою
точку зрения;
-выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства,
обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
-высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям
исходного текста;
-создавать устное высказывание на лингвистические темы;
-владеть приёмами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
-оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
-проводить разные виды языкового разбора;
-опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых
особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств
языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические и этические нормы современного русского
литературного языка;
-соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
-соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
-участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с
мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
-эффективно использовать языковые единицы в речи.
При изучении русского языка на базовом уровне развиваются общеучебные умения:
-коммуникативные (базовые умения использования языка во всех сферах общения);
-интеллектуальные (синтез, обобщение, сравнение и сопоставление, противопоставление, оценивание, классификация);
-информационные (извлечение информации из различных источников);
организационные (осуществление контроля и самоконтроля).

Раздел 2. Содержание учебного предмета
Официально-деловой стиль речи (5 ч)
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный
характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические,
синтаксические особенности делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография.
Форма делового документа.
Синтаксис и пунктуация (11 ч.)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений,
предложений с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.
Интонационное богатство русской речи. Принципы и функции русской пунктуации.
Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания.
Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Публицистический стиль речи (5 ч.)
Особенности публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Средства
эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе.
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Разговорная речь (6 ч.)
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность,
неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные,
лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сферах общения.
Язык художественной литературы (8 ч.)
Общие ведения о языке(8 ч.)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительновыразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая
личность автора в произведении. Подтекст.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и
синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях
русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе
восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Повторение (25 ч.)
Повторение фонетики, орфоэпии, состава слова, словообразования, морфологии, синтаксиса.
Воспитательное направление.
Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку для среднего общего образования отражают готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на
основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь
людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского
языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»;
- ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства
коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернет-среде в процессе школьного
языкового образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Раздел 3. Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Наименование разделов и тем
Официально-деловой стиль речи
Синтаксис и пунктуация
Публицистический стиль речи
Разговорная речь
Язык художественной литературы
Общие ведения о языке
Повторение
Итого

Учебные часы
5
11
5
6
8
8
25
68

Контрольные
работы
1
0
1
1
0
1
1
5

Практическая
часть
(развитие речи)
2
2
2
2
2
0
2
12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».