Рабочая программа по литературе 11 класс.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________И.В.Давыдовская
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«30» августа 2022 г. № _

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________ С.А.Почивалина
«31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
____________ Р.С.Торубара
Приказ « 31» августа 2022 г. № 153

ПРОГРАММА

Предмет литература
Уровень базовый
Учитель Торубара Руслана Степановна
ФИО учителя-разработчика

Класс
11
Срок реализации 1 год
Количество часов:
Всего 102 ч.; в неделю 3 ч.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта
среднего общего образования, авторской программы "Программа по литературе для 5-11 классов
общеобразовательной школы 10-11 классы" авторы Г.С. Меркин С.А., Зинин, В.А. Чалмаев. М.: Русское слово.
2010 г.
Учебник: Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч./
С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2022.
Добрушино, 2022

Раздел 1. Планируемые результаты изучения литературы в 11 классе
В результате изучения литературы в 11 классе учащиеся
должны знать/ понимать:
 образную природу словесного искусства;
 общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
 авторов и содержание изученных произведений;
 основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как
жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада
развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия),
Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия),
психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его
видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии),
развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча
(углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философскодраматическая поэма.
должны уметь:
 прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
 определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
 определять идейную и эстетическую позицию писателя;
 анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
 оценивать проблематику современной литературы;
 анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
 различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
 осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
 сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их
разрешения, общее и различное в них;
 находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
 выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
 создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;
 участия в диалоге или дискуссии;
 самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
 определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
2



определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования
культуры межнациональных отношений.
Раздел 2. Содержание учебного курса «Литература» 11 класс.

Введение
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения
в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская
литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и
что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема
ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской
литературе начала XX века. Человек и эпоха
- основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных
видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество».
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита сложная гамма настроений. Философичность и
лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки»,
«Солнечный удар». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд.
Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в
рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в
бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. Своеобразие художественной манеры писателя.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Олеся», «Поединок», рассказ «Гранатовый браслет». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного
мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Любовь как высшая
ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика
рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской
психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М.Горького. Народно- поэтические истоки
романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции
3

рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения
людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три
правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин).
Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии
Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К.Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии
Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Акмеизм
Обзор раннего творчества Н.Гумилева. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная
скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева.
Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования.
Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь,
аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в
темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние
Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир
раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в
художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира
поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения.
Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика
вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих).
Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в
кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»,
«Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший,
клен заледенелый...». Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея
«узловой завязи» природы и человека. Народно - поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина
4

и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым
людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое
восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности
человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия).
Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения(«Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты,
ОБЭРИУ,«Серапионовы братья» и др.).Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения
(А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).Поиски
поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты- обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Разгром» А. Фадеева).
Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи
(«Голый год» Б. Пильняка, «Чапаев» Д. Фурманова). Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко «Дюжина ножей в
спину революции; Тэффи «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка
и немножко нервно»,«Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо
товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа.
Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность
образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность,
необычность строфики,
графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия
поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о
рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Наизусть:
Н.С.Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
А. А. Блок. Незнакомка. Россия. Отрывок из поэмы «Двенадцать»
В. В. Маяковский. А вы могли бы?. Послушайте!.
С.А.Есенин. Письмо к матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». «Не жалею, не зову, не плачу...».
Литература 30-х годов XX века (Обзор) Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его
призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. пастернака, О.
Мандельштама и др.
5

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М.Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б.
Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов. А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов «Смерть Вазир -Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К.
Симонова, Л. Мартынова. Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В.
Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость,
разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического(бытового). Сочетание
реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции
европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя.
Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести.
Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры
(М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжала руки под темной
вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...»,
«Приморский сонет».Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное,
всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность
интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и
судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия
народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного
стиха.
Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие
представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)Стихотворения: «Notre Dате», «Бессонница. Гомер. Тугие
паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Silentiuт»,«Мы живем, под собою не
чуя страны...».Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа
эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама.
Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и«век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
6

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к
Блоку» («Имя твое -птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине Давно...», «Попытка ревности»,
«Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема
творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического
мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический
максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы
Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический
герой (углубление понятия)
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.) «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии.
История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе.
Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и
судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер
психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова.
Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские
традиции в русской литературе XX века.
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий).
Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Наизусть:
М. И. Ц в е т а е в а. «Моим стихам, написанным так рано...». Стихи к Блоку («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто
создан из глины...».
О. Э. Мандельштам. «Notre Dаmе». «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...».
А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати...». «Мне голос был. Он звал утешно...».Родная земля.
Б. Л. П а с т е р н а к. «Февраль. Достать чернил и плакать!..». Определение поэзии. «Во всем мне хочется дойти до самой сути...».
Литература периода Великой Отечественной войны (Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный
жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М.
Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм.Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер,
«Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких
патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому
прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким
людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести
А. Толстого, М.
Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В.Гроссмана и др. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в
противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л.Леонова. Пьеса-сказка Е.
Шварца «Дракон» .Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50-90-х годов (Обзор)
7

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г.Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б.
Васильева и др.Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р.Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко
и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В.
Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н.Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов,Ю.
Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная
проблематика и художественные особенности их произведений. «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и
цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В.Астафьева, В. Шукшина и
др.Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А.Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В.
Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г.
Адамович, Б. Зайцев, М.Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к
личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора В.Высоцкого, Б.
Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.)
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «В тот день, когда
закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX
века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных
ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская
традиция в поэзии А.Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений).
Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Вовсем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь»,
«Марбург», «Бытьзнаменитым некрасиво…»
Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до
самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта.
Пастернак- переводчик. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа
Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал Образы-символы и
сквозные мотивы в романе. Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его
органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака, Александр
Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» Своеобразие раскрытия «лагерной»
темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского
национального характера в контексте трагической эпохи.
8

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление
понятия).
Александр Иванович Солженицын. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» - размышления о настоящем и будущем. Отражение «лагерных университетов» в повести.
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»Основные темы и мотивы
лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и
любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и
судьбы народа. Традиции Тютчева Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба».
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок».
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «Насмерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для
меня...»).Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурноисторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой
поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской
классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Василий Маркович Шукшин. Рассказ «Чудик». Кинодраматургия.
Иван Александрович Бродский. Темы и мотивы лирики.
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...»,
«Когда мне не вмочь пересилить беду...». Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество
Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы
Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Юрий Валентинович Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем
человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств.
Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А.П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия).
Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее
композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала
пьесы.
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе(развитие представлений).
Литература конца XX - начала XXI века
Алексей Николаевич Толстой. Судьба, личность, творчество. Роман «Пётр Первый».
Владимир Владимирович Набоков. Слово о писателе. Судьба эмигрантов в романе «Машенька».
9

Воспитательная деятельность.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе среднего общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для среднего общего образования отражают готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского
языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к
познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного
предмета «Русский язык»;
- ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе
речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия
искусства;
10

- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как
средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернет-среде
в процессе школьного языкового образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для
выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения
на экологические проблемы;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.

11

Раздел 3. Тематическое планирование
№

Разделы и темы

1

Введение. Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала 20 века.

2

Литература начала 20 века. Писатели-реалисты начала 20 века. Иван Алексеевич Бунин.
Стихотворения. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
Александр Иванович Куприн. Повесть «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет».
Максим Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».
Серебряный век русской поэзии: Символизм. Валерий Яковлевич Брюсов. Акмеизм. Николай
Степанович Гумилёв. Футуризм.
Александр Александрович Блок. Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Стихи о
Прекрасной Даме», поэма «Двенадцать».
Сергей Александрович Есенин. Стихотворения Цикл «Персидские мотивы». Поэма «Анна
Снегина».
Владимир Владимирович Маяковский. Стихотворения. Поэма «Облако в штанах».
Михаил Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».
А.П.Платонов. «Сокровенный человек».
Анна Андреевна Ахматова. Стихотворения Поэма «Реквием».
О.Э.Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи.
Марина Ивановна Цветаева. Стихотворения.
М.А.Шолохов. Роман «Тихий Дон».
Литература периода Великой Отечественной войны. В.Астафьев «Прокляты и убиты»,
Б.Полевой «повесть о настоящем человеке». Лирика Н.М.Рубцова.
Александр Трифонович Твардовский. Стихотворения. Поэма «По праву памяти».
Б.Л.Пастернак. Основные темы и мотивы лирики. Роман «Доктор Живаго».
Литература второй половины 20 века периода «оттепели». А.И. Солженицын.
«Деревенская» проза. В.М.Шукшин. В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой», В.П.Астафьев.
Поэзия периода «оттепели». Иосиф Бродский, Булат Окуджава.
В.Ю.Трофимов «Обмен».
Алексей Николаевич Толстой. Роман «Пётр Первый»
В.В.Набоков. Роман «Машенька».
Итого

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Кол-во
часов
1

Контрольные работы и
развитие речи

6
5
7
4

Сочинение № 1
Домашнее сочинение № 1.

6

Внеклассное чтение № 2.

5

Домашнее сочинение № 2.

4
5
1
4
2
5
8
4

Контрольная работа.
Домашнее сочинение № 3.
Внеклассное чтение № 3.

2
3
6
10
4
2
4
4
102

Сочинение № 2.
Внеклассное чтение № 4.
Внеклассное чтение № 5.
Сочинение № 3.
Р.р.№ 7. Сочинение.
Внеклассное чтение № 7.
13
12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».