Рабочая программа по истории для 7 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______И.В. Давыдовская
подпись
ФИО
Протокол заседания ШМО
«31» августа 2022г. № 4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя школа»
__________С.А. Почивалина
подпись
ФИО
«31» августа 2022г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022г. № 153
Директор МБОУ «Добрушинская средняя школа»
____________ Р.С.Торубара
подпись
ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
Уровень
Учитель
Класс
Срок реализации

История России. Всеобщая история
базовый
Сабуркин Олег Денисович
ФИО учителя-разработчика
7
1 год

Количество часов:
Всего 68 ч.; в неделю 2 ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (далее ФГОС ООО)
- История России. 7 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.
Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2017.
- История России. 7 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.
Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2017.
- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500—1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. /А. Я. Юдовская,
П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. –М: «Просвещение», 2022.
Добрушино, 2022

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные и метапредметные результаты:
Личностные результаты:

2

1.
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность
представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества,
в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя
как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и
способность к ведению переговоров).

3

6.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые
включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в
жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными
институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской
деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества,
ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории
культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными
произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности).
9.
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям
туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Предметные результаты изучения истории
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до
нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего
мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

4

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о
событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий
«деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в
древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений,
предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы
отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных
процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов,
завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников
материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового
времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории
Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время;
б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного
движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры
Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных
движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

5

Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое
время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и
достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников
своего города, края и т. д.
2. Содержание учебного предмета, курса.
Тематическое планирование по истории для 7-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал
данного учебного предмета обеспечивает цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования –личностное развитие
школьников, проявляющееся в развитии социально значимых отношений школьников и прежде всего ценностных отношений:
1. Формирование ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
2. Формирование ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье.
3. Формирование ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
4. Формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
5. Формирование ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека;
6. Формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
7. Формирование ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
8. Формирование ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир.
9. Формирование ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие
человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества.

6

10. Формирование ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (23 ЧАСА)
ВВЕДЕНИЕ. ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ (1 ЧАС)
Понятие о Новом времени. Что изучает Новая история. Хронологические границы и этапы Нового времени.
ТЕМА 1. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ.
РЕФОРМАЦИЯ (7 ЧАСОВ)
Европа в конце XV–начале XVII в.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия
географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI–начале XVII в.
Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI–начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика.
Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации. М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе.
Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия.
Тридцатилетняя война. Вестфальский мир.
ТЕМА 2. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (5 ЧАСОВ)
Страны Европы в XVII в.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции.
Европейская культура XVI–XVII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся
учёные и изобретатели.
Международные отношения.
ТЕМА 3. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ЧАСОВ)
Великие просветители Европы.
Мир художественной культуры Просвещения.
Мир на пути к индустриальной эре.

7

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.
Английские колонии в Северной Америки.
Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции.
Французская революция. От монархии к республике.
Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.
ТЕМА 4. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ (2 ЧАСА)
Страны Востока в XVI–XVII вв.
Османская империя: от могущества к упадку.
Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания.
Империя Цин в Китае.
Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии.
ИСТОРИЯ РОССИИ
РОССИЯ В XVI В.–XVII В. ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ (45 ЧАСОВ)
ТЕМА 1. РОССИЯ В XVI В. (20 ЧАСОВ)
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития.
Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма. Завершение объединения русских
земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление.
Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика
сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой
цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало
освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва – Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование
религий.

8

Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство. Культура народов России в XVI в. Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и
сельской местности. Быт основных сословий.
Крымское ханство в XVI в. Границы. Социально-экономическое положение. Хозяйство. Социально-политическая структура.
Сословия. Хан. Беи. Мурзы. Ханский Диван. Взаимоотношения России с Крымских ханством. Русские в Крыму. Готские князья – эмигранты
в Москве. Готский княжеский род Головиных. Набеги крымских татар на русские земли (вторая половина XVI в. – 48). Выезды на Поле
путивльских и рязанских станичников. Сохдание сторожевой линии крепостей. Поход на Крым воеводы Д. Адашева. «Крымский полон».
Невольничьи рынки в Кафе, Карасубазаре, Бахчисарае, Гезлеве. Обмен грамотами между Иваном IV и Девлет Гиреем в 1564 г. Православная
церковь в Крыму.
ТЕМА 2. РОССИЯ В XVII В. (22 ЧАСА)
Россия и Европа в начале XVII в. Смутное время, дискуссия о его причинах.
Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против
интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов.
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на
царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны.
Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права
и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации.
Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население,
стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством
Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в.
Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским
ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI–XVII вв. Межэтнические отношения.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство.
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания.
Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в.
Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.

9

Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.
Внешняя политика Крымского ханства. Внешняя политика Хаджи-Гиреев. Влияние Османской Порты на Крым. Курс на
«параллельную поддержку». Организация войска. Военные походы. Бахчисарайский мирный договор 1681г.
Культура Крымского ханства. Быт и обычаи. Одежда. Обучение. Пища. Жилища. Устное народное творчество. Религия. Развитие
городов. Ремёсла. Архитектура. Культовые сооружения. Дюрбе.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (3 ЧАСА)
Россия в XVII в., Россия в XVII в., Международные отношения в XV–XVII вв
3. Тематическое планирование
№п/п

1
2
3
4
5
1
2
3

Содержание

Количество
часов

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Введение
Мир в начале Нового времени. Великие Географические
открытия. Возрождение. Реформация
Первые революции Нового времени. Международные
отношения
Эпоха Просвещения. Время преобразований
Традиционные общества Востока. Начало европейской
колонизации
ИСТОРИЯ РОССИИ
Россия в XVI в.
Россия в XVII в.
Итоговое повторение
ИТОГО

10

Количество
видов работ

23
1
7

3

5

1

8
2

1

45
20
22
3
68

3
1
1
1
6

1

обязательных

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».