Рабочая программа по истории для 8 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______И.В. Давыдовская
подпись
ФИО
Протокол заседания ШМО
«31» августа 2022 г. № 4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя школа»
__________С.А. Почивалина
подпись
ФИО
«31» августа 2022г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ «Добрушинская средняя школа»
____________ Р.С.Торубара
подпись
ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
Уровень
Учитель
Класс
Срок реализации

История России. Всеобщая история
базовый
Сабуркин Олег Денисович
ФИО учителя-разработчика
8
1 год

Количество часов:
Всего 68 ч.; в неделю 2 ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования на основе Примерной программы основного общего образования по Истории и авторских учебных программ: – Рабочая
программа и тематическое планирование курса «История России». 6–10 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.А.
Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. – М.: Просвещение, 2020.
История России.8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1./ [Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева];
под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018.
История России.8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1./ [Н.М.Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева];
под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018.
Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.Я. Юдовская и др; под ред.
А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2022. – 255 с.

Добрушино, 2022

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся
следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной
среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы
современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном
опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории
как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей
общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения
(в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества;
представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение
сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических
проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию
в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте
адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки
исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и
обосновывать выводы;

2

владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала,
объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся
знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная
литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о
достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей
прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения
поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение
способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу
с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
называть даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.; определять их принадлежность к историческому периоду, этапу;
устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (по принадлежности к историческим процессам и др.); составлять систематические таблицы, схемы.
3. Работа с исторической картой:
выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной
и всеобщей истории XVIII в.
4. Работа с историческими источниками:
различать источники официального и личного происхождения, публицистические произведения (называть их основные виды, информационные особенности);
объяснять назначение исторического источника, раскрывать его информационную ценность;

3

извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в. из взаимодополняющих письменных, визуальных и
вещественных источников.
5. Историческое описание (реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории XVIII в., их участниках;
составлять характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории XVIII в. на основе информации учебника и
дополнительных материалов;
составлять описание образа жизни различных групп населения в России и других странах в XVIII в.;
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи (в виде сообщения, аннотации).
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XVIII в.; б) изменений, происшедших в XVIII в.
в разных сферах жизни российского общества; в) промышленного переворота в европейских странах; г) абсолютизма как формы правления; д) идеологии Просвещения;
е) революций XVIII в.; ж) внешней политики Российской империи в системе международных отношений рассматриваемого периода;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий,
ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и
следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVIII в.: а) раскрывать повторяющиеся черты исторических ситуаций;
б) выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
анализировать высказывания историков по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XVIII в. (выявлять обсуждаемую проблему, мнение автора,
приводимые аргументы, оценивать степень их убедительности);
различать в описаниях событий и личностей XVIII в. ценностные категории, значимые для данной эпохи (в том числе для разных социальных слоев), выражать свое
отношение к ним.
8. Применение исторических знаний:
раскрывать (объяснять), как сочетались в памятниках культуры России XVIII в. европейские влияния и национальные традиции, показывать на примерах;
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVIII в. (в том числе на региональном материале).

Содержание учебного предмета, курса.
Тематическое планирование по истории для 8-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал
данного учебного предмета обеспечивает цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования –личностное развитие
школьников, проявляющееся в развитии социально значимых отношений школьников и прежде всего ценностных отношений:
1. Формирование ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
4

2. Формирование ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье.
3. Формирование ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
4. Формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
5. Формирование ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека;
6. Формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
7. Формирование ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
8. Формирование ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир.
9. Формирование ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие
человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества.
10. Формирование ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.
НОВАЯ ИСТОРИЯ XVIII В. (23 ЧАСА)
Век Просвещения (7 часов)
Истоки европейского Просвещения. Достижения естественных наук и распространение идей рационализма. Английское
Просвещение; Дж. Локк и Т. Гоббс. Секуляризация (обмирщение) сознания. Культ Разума. Франция — центр Просвещения. Философские и
политические идеи Ф. М. Вольтера, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. «Энциклопедия» (Д. Дидро, Ж. Д’Аламбер). Германское Просвещение.
Распространение идей Просвещения в Америке. Влияние просветителей на изменение представлений об отношениях власти и общества.
«Союз королей и философов».
Государства Европы в XVIII в. (4 часа)
5

Монархии в Европе XVIII в.: абсолютные и парламентские монархии. Просвещенный абсолютизм: правители, идеи, практика.
Политика в отношении сословий: старые порядки и новые веяния. Государство и Церковь. Секуляризация церковных земель.
Экономическая политика власти. Меркантилизм.
Великобритания в XVIII в. Королевская власть и парламент. Тори и виги. Предпосылки промышленного переворота в Англии.
Технические изобретения и создание первых машин. Появление фабрик, замена ручного труда машинным. Социальные и экономические
последствия промышленного переворота. Условия труда и быта фабричных рабочих. Движения протеста. Луддизм.
Франция. Абсолютная монархия: политика сохранения старого порядка. Попытки проведения реформ. Королевская власть и
сословия.
Германские государства, монархия Габсбургов, итальянские земли в XVIII в. Раздробленность Германии. Возвышение Пруссии.
Фридрих II Великий. Габсбургская монархия в XVIII в. Правление Марии Терезии и Иосифа II. Реформы просвещенного абсолютизма.
Итальянские государства: политическая раздробленность. Усиление власти Габсбургов над частью итальянских земель.
Государства Пиренейского полуострова. Испания: проблемы внутреннего развития, ослабление международных позиций. Реформы в
правление Карла III. Попытки проведения реформ в Португалии. Управление колониальными владениями Испании и Португалии в Южной
Америке. Недовольство населения колоний политикой метрополий.
Британские колонии в Северной Америке: борьба за независимость (2 часа)
Создание английских колоний на американской земле. Состав европейских переселенцев. Складывание местного самоуправления.
Колонисты и индейцы. Южные и северные колонии: особенности экономического развития и социальных отношений. Противоречия между
метрополией и колониями. «Бостонское чаепитие». Первый Континентальный конгресс (1774) и начало Войны за независимость. Первые
сражения войны. Создание регулярной армии под командованием Дж. Вашингтона. Принятие Декларации независимости (1776). Перелом в
войне и ее завершение. Поддержка колонистов со стороны России. Итоги Войны за независимость. Конституция (1787). «Отцы-основатели».
Билль о правах (1791). Значение завоевания североамериканскими штатами независимости.
Французская революция конца XVIII в. (2 часа)
Причины революции. Хронологические рамки и основные этапы революции. Начало революции. Декларация прав человека и
гражданина. Политические течения и деятели революции (Ж. Ж. Дантон, Ж.-П. Марат). Упразднение монархии и провозглашение
республики. Вареннский кризис. Начало войн против европейских монархов. Казнь короля. Вандея. Политическая борьба в годы
республики. Конвент и «революционный порядок управления». Комитет общественного спасения. М. Робеспьер. Террор. Отказ от основ
«старого мира»: культ разума, борьба против церкви, новый календарь. Термидорианский переворот (27 июля 1794 г.). Учреждение
Директории. Наполеон Бонапарт. Государственный переворот 18—19 брюмера (ноябрь 1799 г.). Установление режима консульства. Итоги и
значение революции.
Международные отношения в XVIII в. (2 часа)

6

Проблемы европейского баланса сил и дипломатия. Участие России в международных отношениях в XVIII в. Северная война (1700—
1721). Династические войны «за наследство». Семилетняя война (1756—1763). Разделы Речи Посполитой. Войны антифранцузских
коалиций против революционной Франции. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в XVIII в. (5 часов)
Османская империя: от могущества к упадку. Положение населения. Попытки проведения реформ; Селим III. Индия. Ослабление
империи Великих Моголов. Борьба европейцев за владения в Индии. Утверждение британского владычества. Китай. Империя Цин в XVIII
в.: власть маньчжурских императоров, система управления страной. Внешняя политика империи Цин; отношения с Россией. «Закрытие»
Китая для иноземцев. Япония в XVIII в. Сегуны и дайме. Положение сословий. Культура стран Востока в XVIII в.
Обобщение (1 час)
Историческое и культурное наследие XVIII в.
ИСТОРИЯ РОССИИ
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII–XVIII в.: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ (45 часов)
Тема 1. Россия в конце XVII–первой четверти XVIII в. (11 часов)
Введение. У истоков российской модернизации.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли
и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и
место России в мире.
Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын.
Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная
(губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии:
создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов,
мусульман, буддистов, язычников.
Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и
налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения.
Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество,
горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах.
7

Крым в конце XVII–начале XVIII вв. Взаимоотношения Крыма с Россией. Бахчисарайский мирный договор (1681 г.) Крымские
походы В.В.Голицина (1687, 1689 гг.). Азовские походы Петра I (1695, 1696 гг.). Константинопольский мирный договор (1700 г.).
Тема 2. Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в. (4 часа)
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация,
традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая
печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.
Санкт-Петербург – новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и
университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.
Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре.Человек в эпоху
модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
Тема 3. После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов (8 часов)
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I. Пётр II. «Верховники».
Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович. Елизавета Петровна. Пётр III.
Внутренняя политика в 1725–1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров.
Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в
отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация
внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725–1762 гг.
Внешняя политика в 1725–1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война
1735–1739 гг. Русско-шведская война 1741–1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756–
1763 гг. П.А. Румянцев. П.С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Крым в 30-50-х гг. XVIIIв. Обострение борьбы за власть между представителями династии Гиреев. Крым в международных
отношениях. Русско-турецкая война 1735–1739 гг. Походы русских войск под руководством Б.Х. Миниха и П.П. Ласси в Крым. Белградский
мирный договор (1739 г.). Социально-экономическое развитие.
Тема 4. Российская империя в период правления Екатерины II (10 часов)
8

Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в.
Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России.
Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования
России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное
крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья,
Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление.
Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока,
Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика.
Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма.
«Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной.
Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость
в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в
Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия - великая европейская держава.
Присоединение Крыма к России. Русско-турецкая война 1768–1774 гг. В.М. Долгоруков-Крымский. Кючук-Кайнарджийский
мирный договор (1774 г.) и его значение. Деятельность А.В. Суворова в Крыму. Переселение христианского населения из Крыма (1778 г.).
Манифест Екатерины ІІ (8 апреля 1783 г.). Присоединение Крыма к России. Основание Севастополя и начало создания
Черноморского флота. Образование Таврической области. Симферополь – областной центр.
Начало эмиграции крымских татар. Переселенческая политика российского правительства. Г.А. Потемкин и его деятельность в
Крыму. Путешествие Екатерины II в Крым (1787 г.). Русско-турецкая война 1787–1791 гг. А.В. Суворов. Победа Черноморского флота. Ф. Ф.
Ушаков. Ясский мирный договор (1791 г.), значение и итоги войны.
Тема 5. Россия при Павле I (2 часа)
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в
отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в
антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова.
Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
9

Тема 6. Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в. (8 часов)
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение
общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных
девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского
литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике.
Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского
быта. Общественные настроения. Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв
населения, особенности питания.
Итоговое повторение (2 часа)
3.Тематический план
Тематическое планирование по истории для 8-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал
данного учебного предмета обеспечивает цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования –личностное развитие
школьников, проявляющееся в развитии социально значимых отношений школьников и прежде всего ценностных отношений:
11. Формирование ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и
познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
12. Формирование ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье.
13. Формирование ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
14. Формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его
успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
15. Формирование ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в
защите и постоянном внимании со стороны человека;
16. Формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
17. Формирование ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
10

18. Формирование ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной
оптимистичного взгляда на мир.
19. Формирование ценностного отношения к окружающим людям как безусловной
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества.
20. Формирование ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы,
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7

жизни человека, его хорошего настроения и
и абсолютной ценности, как равноправным
взаимоподдерживающие отношения, дающие
самоопределяющимся и самореализующимся
Количество
обязательных
видов работ

Количество
часов

Содержание
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Век Просвещения
Государства Европы в XVIII в.
Британские колонии в Северной Америке: борьба за независимость
Французская революция конца XVIII в.
Международные отношения в XVIII в.
Страны Востока в XVIII в.
Итоговое обобщение
ИСТОРИЯ РОССИИ
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов
Российская империя в период правления Екатерины II
Россия при Павле I
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Итоговое повторение
ИТОГО:

11

23
7
4
2
2
2
5
1
45
11
4
8
10
2
8
2
68

3
1
1

1
2

1
1
5

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».