Рабочая программа по истории для 11 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______И.В. Давыдовская
подпись
ФИО
Протокол заседания ШМО
«31» августа 2022 г. № 4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя школа»
__________С.А. Почивалина
подпись
ФИО
«31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ «Добрушинская средняя школа»
____________ Р.С.Торубара
подпись
ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
Уровень
Учитель
Класс
Срок реализации

История России. Всеобщая история
базовый
Сабуркин Олег Денисович
ФИО учителя-разработчика
11
1 год

Количество часов:
Всего 102 ч.; в неделю 3 ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.05.2012 №413 (с изменениями), Историкокультурным стандартом на основе ПООП СОО по «Истории»
Учебники:
- История России, 10 класс, Часть 2-3, Торкунов А.В., Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., 2016.
- История. Всеобщая история. 11 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций / А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев. – М.: Просвещение, 2014. –
287 с.

Добрушино, 2022

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к
осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе
или социальной организации;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
2

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра,
нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта
экологонаправленной деятельности;
в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации,
ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

-

Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
3

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить
на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за
ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
4

Выпускник на углубленном уровне научится:
владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории,
соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;
использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на
телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к
конкретному месту и времени;
презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;
раскрывать сущность дискуссионных, "трудных" вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к
различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории XX в.;
обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные
события истории России Новейшего времени;
применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и
представления в различных знаковых системах;
критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;
изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий,
справочников;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных,
полученных в результате исследовательских раскопок;
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном
стандарте), проводить временной и пространственный анализ.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»
Базовый уровень
(102 часа)
ИСТОРИЯ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (31 час)
5

ГЛАВА I. СОРЕВНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ (26 ЧАСОВ)
Тема 1. Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 – первой
половине 1950-х гг. (2 часа)
Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсной (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны».
Идеологическое противостояние. Маккартизм – «охота на ведьм» в США. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две
противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков как проявление
соперничества двух сверхдержав – СССР и США. Ядерное оружие – равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного
столкновения. Гражданская война в Греции. Доктрина Трумэна. План Маршалла. План Шумана. Начало западноевропейской интеграции.
Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Берлинский кризис 1948–1949 гг. Образование НАТО.
Установление коммунистических режимов в Восточной Европе. Страны народной демократии. Создание Комиинформа, Совета
экономической взаимопомощи, Организации Варшавского договора. Раскол мира и Европы как главный признак «холодной войны».
Тема 2. Международные отношения в 1950–1980-е гг. (2 часа)
Международные отношения в условиях двухполюсного (биполярного) мира. Две тенденции в развитии международных отношений:
противостояние и стремление к разрядке международной напряжённости. Ослабление международной напряжённости после смерти И.
Сталина. Нормализация советско-югославских отношений. Принцип «мирного сосуществования». Суэцкий кризис 1956 г. Доктрина
Эйзенхауэра. Возобновление противостояния двух сверхдержав. Берлинский кризис 1958 – 1961 гг. Карибский кризис 1962 г. Война во
Вьетнаме. Гонка вооружений и проблема разоружения. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Достижение Советским
Союзом паритета – равенства в ядерных боезарядах с США.
Начало разрядки международной напряженности в начале 1970-х гг. Соглашение об ограничении стратегических наступательных
вооружений (ОСВ–1) и Договор о противоракетной обороне (ПРО). «Новая восточная политика» ФРГ. Хельсинкский акт 1975 г. Ракетный
кризис в Европе. Ввод советских войск в Афганистан. Локальные и региональные конфликты, гражданские войны. Обострение
международной обстановки в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Перестройка и гласность в СССР. «Новое политическое мышление» М. С.
Горбачева. Возобновление советско-американского диалога. Соглашение о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г.
Тема 3. Завершение эпохи индустриального общества. 1945–1970-е гг.
«Общество потребления» (2 часа)
Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1950–1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы.
Бретон-Вудские соглашения. Либерализация мировой торговли. Создание ГАТТ, затем ВТО. Экономическая интеграция в Западной Европе
и Северной Америке: общее и особенное. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Смешанная экономика как сочетание
государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы.
Неокейнсианство как политика поощрения спроса – массовому производству должно соответствовать массовое потребление.
Государство благосостояния, его основные характеристики. «Общество потребления». Противоречия экстенсивного типа производства.
Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы. Особенности государства благосостояния в развитых
странах мира.
6

Тема 4. Кризисы 1970–1980-х гг. Становление постиндустриального
информационного общества (2 часа)
Причины и сущность экономических кризисов 1974–1975 гг. и 1980–1982 гг. Предпосылки перехода к постиндустриальному
информационному обществу. Перегруженность государства социальными обязательствами. Кризис растущего вширь и требовавшего все
новых ресурсов индустриального типа развития. Третья промышленно-технологическая революция. Главные черты постиндустриального
общества. Изменения в структуре занятости. Информация и знания как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в
информационном обществе. Общество знаний. Экономика инноваций. Формирование новых ценностей. Индивидуализация производства,
потребления, труда.
Переход к демократическим формам правления как вектор исторического развития постиндустриального общества. Волна
демократизации в мире с 1970-х гг. Переход к демократии Португалии, Греции, Испании. Уход с политической сцены диктаторов в
Латинской Америке. Свободные выборы в ряде стран Азии и Африки. Переход к демократии бывших социалистических стран в результат
краха социализма как общественно-политической системы в результате революций 1989–1991 гг.
Тема 5. Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот.
Политика «третьего пути» (1 час)
Три этапа в экономической и социальной политике стран Запада после Второй мировой войны: формирование государства
благосостояния с широкими социальными гарантиями и вмешательством государства в экономику, неоконсервативный поворот с опорой на
развитие частной инициативы рынка, политика «третьего пути» с отказом от крайностей первых двух подходов. Основания
неконсервативного поворота: идеи самоорганизации рынка, монетаризм, теория предложения. Главные направления политики
неоконсерваторов: приватизация, сокращение госрасходов, снижение налогов, поощрение предпринимательства, открытие экономки
мировому рынку. Итоги неконсервативного поворота: бурное развитие новейших технологий
информационного общества, формирование постиндустриальной экономики, ускорение процесса глобализации.
Основания политики «третьего пути»: идеи социальной ответственности гражданского общества и государства перед
малоимущими при поддержке частнопредпринимательской инициативы. Главные направления политики «третьего пути»: вложения в
человеческий капитал (социальное обеспечение, образование, здравоохранение, наука). Итоги политики «третьего пути»: улучшение
качества жизни, рост гражданской активности, сглаживание неравенства и контрастов богатства-бедности.
Тема 6. Соединенные Штаты Америки (1час)
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны.
Принципы внутренней и внешней политики США в 1945–2010-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций
развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США – единственная сверхдержава в конце ХХ – начале XXI вв.
США в период администраций Д. Эйзенхауэра, Дж. Кеннеди, Л. Джонсона, Р. Никсона, Р. Рейгана, Б. Клинтона, Дж. Буша-младшего, Б.
Обамы, Д. Трампа.
7

Тема 7. Великобритания (1 час)
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
«Политический маятник»: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобритании. М. Тэтчер –
«консервативная революция». Э. Блэр – политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. Северная Ирландия на пути к
урегулированию. Расширение самоуправления – «деволюция». Конституционная реформа. Выход из Евросоюза. Великобритания в период
правления М. Тэтчер, Э. Блэра, Д. Кэмерона, Т. Мэй.
Тема 8. Франция (1 час)
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине ХХ – начале ХХI в. Идея «величия Франции» де
Голля и ее реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка генерала. Либеральный курс В. Жискар д Эстена.
Попытка «левого эксперимента» в начале 1980-х гг. Практика сосуществования левых и правых сил у власти. Париж – инициатор
европейской интеграции. Франция в период президентств Ш. де Голль, Ф. Миттерана, Ж. Ширака, Н. Саркози, Ф. Олланда, Э. Макрона.
Тема 9. Италия (1 час)
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
Итальянское «Экономическое чудо». Политическая нестабильность. Убийство А. Моро. Мафия и коррупция. Операция «чистые
руки». Развал партийной системы и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социально-экономического развития
Италии. «Богатый» Север и «бедный» Юг. Правительство С. Берлускони.
Тема 10. Германия (1 час)
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Три периода истории Германии во второй половине ХХ – начале XXI вв.: оккупационный режим (1945–1949), сосуществование ФРГ
и ГДР (1949–1990-е гг.), объединенная Германия (ФРГ с 1990 г.). Историческое соревнование двух социально-экономических и
политических систем в лице двух германских государств и его итоги.
«Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение
Германии. Правление К. Аденауэра, Г. Коля, Г. Шредера, А. Меркель.
Повторительно-обобщающий урок по темам: США, Великобритания, Франция,
Германия, Италия (1 час)
Тема 11. Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения (2
часа)
8

Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине ХХ – начале XXI вв. Появление в лагере
консервативных сил христианско-демократических партий. Увеличение влияния социал-демократов и переход их на платформу умеренного
реформизма. Социалистический интернационал. Прогрессивный альянс. Политический спектр. Мировоззренческие основы главных
политических идеологий: консерватизма, либерализма, социализма. Подъем и крах коммунистических партий. Праворадикальные и
экстремистские организации. Национализм.
Гражданское общество в период индустриального развития. Рабочее движение. Антивоенное движение. Феминистское движение.
Движение за права человека. Всеобщая декларация прав человека (1948). Причины появления новых социальных движений и расширения
влияния гражданского общества во второй половине ХХ – начале ХХI вв. Изменение роли гражданского общества в 1960-е гг. Новые левые.
Хиппи. Движение за гражданские права. Май 1968 г. Движения гражданских инициатив. Группы взаимопомощи. Волонтёры. Экологическое
движение. Национальные, культурные, этнические и лингвистические движения.
Тема 12. Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной
Европы (2 часа)
Общее и особенное в строительстве социализма. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в
экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1953), в Польше (1956), народное восстание в Венгрии в
1956, «Пражская весна» в Чехословакии в 1968 г. Неудавшиеся попытки реформ.
Революции 1989–1991 гг. «Шоковая терапия». Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря,
их итоги на рубеже ХХ–ХХI вв. Вступление в НАТО и Европейский союз.
Тема 13. Латинская Америка (1 час)
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Цивилизационные особенности стран Латинской Америки. Особенности индустриализации. Варианты модернизации. Националреформистские и левонационалистические политические силы.
Реформы и революции как путь решения исторических задач в регионе. Демократизация в латиноамериканских странах -тенденция в
конце ХХ – начале ХХI вв. Левый поворот. Аргентинский парадокс. Диктатуры и демократия. Куба – остров свободы.
Тема 14. Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития (1 час)
Этапы деколонизации. Культурно-цивилизационные особенности развития конфуцианско-буддистского региона, индо-буддийскомусульманского региона и арабо-мусульманского региона. Проблема сочетания модернизации и традиций.
Азиатско-тихоокеанской регион. Восточноазиатские «тигры» и «драконы». «Конфуцианский капитализм». Индокитай. Мусульманский мир.
Классификация групп государств. Политическое развитие стран Тропической и Южной Африки.
Тема 15. Мусульманские страны. Турция. Иран. Египет. Индонезия (1 час)
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
9

Основные модели взаимодействия внешних влияний и традиций в мусульманском мире. Роль военных в историческом развитии
Турции. «Белая революция» и исламская революция в Иране. Этапы развития истории Египта. Демократия и умеренный ислам в Индонезии.
Тема 16. Китай. Индия (3 часа)
Гражданская война в Китае 1946–1949 гг. и её итоги. Выбор путей развития. «Большой скачок» 1958–1962 гг. Реализация
коммунистической утопии и её результаты. Мао Цзэдун. Культурная революция 1966–1976 гг. Начало реформ Дэн Сяопина в Китае в 1978 г.
Подавление выступлений на Тяньаньмэнь в 1989 г. Особенности китайской модели. Китай – первая экономика мира. Традиции и
модернизация Китая.
Проблемы индустриального развития Индии в послевоенные десятилетия. Дж. Неру. Роль партии Индийский национальный конгресс
в истории страны. Реформы М. Сингха и их результаты. «Политический маятник». Модернизация и роль традиций в Индии.
Тема 17. Япония. Новые индустриальные страны (1 час)
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Японское послевоенное «экономическое чудо». Роль традиций в экономическом рывке Японии. Преимущества, которые стали
тормозом в развитии страны. Реформы Д. Коидзуми и их результаты. Тема Курильских островов в политике Японии.
«Экономическое чудо» в странах Восточной Азии. Роль внешних факторов и традиций в развитии Новых индустриальных стран. Переход от
авторитарных режимов к демократии. Особенности развития Южной Кореи.
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЙ МИР (5 ЧАСОВ)
Тема 18. Глобализация и новые вызовы XXI в. (1 час)
Предпосылки глобализации. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, ее последствия. Роль государства в
условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства. Новые вызовы XXI в.: культурноцивилизационные противоречия, фундаментализм и международный терроризм, проблема самоидентификации человека, регионализация,
угроза нарастания разрыва между богатыми и бедными. Начало четвертой промышленно-технологической революции: новые возможности и
новые угрозы.
Тема 19. Международные отношения в конце XX -начале XXI в. (2 часа)
Окончание «холодной войны». США - единственная сверхдержава мира. Две тенденции в мировой политике: стремление США к
утверждению своего лидерства и процессы формирования многополюсного мира. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция
в мире. Формирование Европейского союза. Транстихоокеанское партнерство. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). БРИКС.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Расширение и трансформация НАТО. Американо-российские отношения.
Международные и региональные конфликты. Конфликты на Балканах. Ближневосточный конфликт. Ирак в центре международных
конфликтов.
Международный терроризм. Талибан. Аль-Каида и ИГИЛ (запрещены в России и других странах). Военная операция России в Сирии.
10

Тема 20. Постсоветское пространство: политическое развитие, интеграционные
процессы и конфликты (1 час)
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Главные тенденции в развитии отношений на постсоветском пространстве. Предпосылки формирования евразийского
интеграционного объединения. Содружество независимых государств (СНГ). Образование Организации Договора о коллективной
безопасности (ОДКБ). Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в 2001–2014 гг. Создание Евразийского экономического союза
(ЕАС). Договор о Союзе Беларуси и России.
Конфликты на постсоветском пространстве. Карабахский конфликт. Гражданская война в Таджикистане. Приднестровский конфликт.
Абхазский и Южноосетинский конфликты. Конфликт в Донбассе.
Тема 21. Культура во второй половине XX – начале XXI в. (1 час)
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Завершение эпохи модернизма. Антифашистская литература. Философская литература. Литература экзистенциализма, авангарда,
магического реализма. Европейская и Нью-йоркская школа в изобразительном искусстве (1945–1960) Художественные направления (попарт, гиперреализм, концептуализм и др.).
Информационная революция. Интернет и становление глобального информационного пространства. На пути к новому объяснению
мира: теории саморазвития и глобальной эволюции. Формирование новых ценностей постиндустриального информационного общества.
Постмодернизм и сотворчество читателя, зрителя. Главные черты эпохи постмодернизма в архитектуре, искусстве, кинематографе,
литературе.

ИСТОРИЯ РОССИИ (52 часа)
РАЗДЕЛ I. АПОГЕЙ И КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ. 1945–1991 ГГ. (29 ЧАСОВ)
Тема 1. «Поздний сталинизм» (1945–1953 гг.) (7 часов)
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и настроения. Представления власти и
народа о послевоенном развитии страны. Эйфория Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная
адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем
послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на
выпуск гражданской продукции.
Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной
национальных республик в восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский
«атомный проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный
11

рынок. Государственная и коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947 г.).
Сохранение на период восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени.
Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы. Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление
идеологического контроля. Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей». Дело Еврейского
антифашистского комитета. Т. Лысенко и «лысенковщина».
Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в «старых» и «новых» республиках.
Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН.
Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и
Центральной Европы. Взаимоотношения со странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с
Югославией. Коминформбюро. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора. Война
в Корее. И. В. Сталин в оценках современников и историков.
Тема 2. «Оттепель»: середина 1950-х – первая половина 1960-х гг. (6 часов)
Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Переход
политического лидерства к Н. С. Хрущёву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере. Начало
критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичная
десталинизация: содержание и противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых политических
репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Попытка
отстранения Н.С. Хрущева от власти в 1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущёва.
Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и перегнать Америку». Попытки решения
продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической
политике. Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого
спутника Земли. Исторические полеты Ю. А. Гагарина и первой в мире женщины-космонавта В. В. Терешковой. Первые советские ЭВМ.
Появление гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности.
Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и
профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и
проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда. Расширение
системы ведомственных НИИ.
Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. «Шестидесятники». Литература,
кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие
«железного занавеса». Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и
международного туризма. Начало Московских кинофестивалей. Роль телевидения в жизни общества. Легитимация моды и попытки
создания «советской моды». Неофициальная культура. Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и «кухни». Стиляги. Хрущев и
интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и «тамиздат».
12

ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового человека». Бригады коммунистического труда.
Общественные формы управления. Социальные программы. Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»:
мировой тренд и специфика советского «социального государства». Общественные фонды потребления. Пенсионная реформа. Массовое
жилищное строительство. «Хрущёвки». Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления.
Внешняя политика. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного имиджа
страны. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий
кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.).
СССР и мировая социалистическая система. Венгерские события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем
мире». Конец «оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н. С.
Хрущёва и приход к власти Л. И. Брежнева. Оценка Хрущева и его реформ современниками и историками.
Крым в 1945–1964 гг. Переход к мирной жизни. Трудовой энтузиазм граждан. Восстановление городов. Возрождение Севастополя.
Общественно-политическая жизнь. Неоднозначность общественной жизни, указ о передаче Крыма в состав УССР(1954). Появление и
развитие новых отраслей. Развитие транспорта и связи. Открытие горной троллейбусной трассы. Ввод в строй ГРЭС. Внедрение достижений
науки в экономику и общественную жизнь. Создание телецентра. Развитие музеев и туризма. Крым – всесоюзная здравница. Указ о
награждении Крымской области Орденом Ленина (1958 г.).
Тема 3. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг. (8 часов)
Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и
ресталинизация. Конституция СССР 1977 г.
Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. «Косыгинская реформа». Концепция «развитого
социализма». Попытки изменения вектора социальной политики.
Уровень жизни: достижения и проблемы. Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой
экономики. Ведомственный монополизм. Замедление темпов развития. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели.
Новые попытки реформирования экономики. Рост масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские
научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР. Новосибирский Академгородок. Замедление научнотехнического прогресса в СССР. Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в математике. Создание
топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
Культурное пространство и повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция
населения в крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных
социальных слоёв. Социальное и экономическое развитие союзных республик. Общественные настроения. Трудовые конфликты и проблема
поиска эффективной системы производственной мотивации. Отношение к общественной собственности. «Несуны». Потребительские
тенденции в советском обществе. Дефициты и очереди.
Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве.
Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.).
Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А. Д. Сахаров и А. И. Солженицын. Религиозные искания.
13

Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат.
Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряжённости.
«Холодная война» и мировые конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета СССР.
Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки. Сотрудничество с США в области освоения
космоса. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъём
антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л. И. Брежнев в оценках современников и
историков.
Крым в 1964-1985 гг. Присвоение г. Севастополю звание «город-герой» (1965г.). Социально-политические изменения. Политическая
реабилитация крымско-татарского народа (1967). Симферопольский завод телевизоров. Введение в строй Северо-Крымского канала.
Развитие сельского хозяйства. Использование мелиорации. Развитие рисоводства и садоводства. Присвоение г. Керчь звания «город-герой»
(1973).
Награждение Крымской области орденом Трудового Красного Знамени (1980 г.). Симферопольский государственный университет имени
М.В. Фрунзе. Литература и искусство. Фестиваль «Крымские зори».
Тема 4. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.) (8 часов)
Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политических сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и
его негативные последствия для советской экономики. М. С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы. Антиалкогольная кампания 1985
г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о
госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих банков. Принятие закона о приватизации
государственных предприятий.
Гласность и плюрализм мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Массовые митинги, собрания.
Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с
человеческим лицом». Вторая волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане.
Неформальные политические объединения.
«Новое мышление» Горбачёва. Отказ от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР
приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки
Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и
Восточной Европы. Завершение «холодной войны». Отношение к М. С. Горбачёву и его внешнеполитическим инициативам внутри СССР и
в мире.
Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных
депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган государственной власти. Первый съезд народных депутатов СССР и его значение.
Образование оппозиционной Межрегиональной депутатской группы. Демократы «первой волны», их лидеры и программы. Раскол в КПСС и
создание Компартии РСФСР.

14

Подъем национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Проблема Нагорного Карабаха и
попытки ее решения руководством СССР. Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия.
Позиция республиканских лидеров и национальных элит.
Последний этап «перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление
многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его
решения. Превращение Б.Н. Ельцина в единого лидера демократических сил. Противостояние союзной (Горбачёв) и российской (Ельцин)
власти. Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Избрание Б. Н. Ельцина президентом РСФСР.
Учреждение в РСФСР Конституционного суда и складывание системы разделения властей. Дестабилизирующая роль «войны законов»
(союзного и республиканского законодательства). Углубление политического кризиса.
Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация
на Северном Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении Союза ССР. План
«автономизации» – предоставления автономиям статуса союзных республик. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового
Союзного договора. «Парад суверенитетов». Референдум о сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР.
Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике.
Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991г.:
конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов и усталость населения от
усугубляющихся проблем на потребительском рынке. Принятие принципиального решения об отказе от планово-директивной экономики и
переходе к рынку. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике.
Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях.
Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и
влияния Горбачева. Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления, включая КГБ СССР.
Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинские
соглашения). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР
на международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании. М. С. Горбачёв в оценках современников и
историков.
Крым в 1985-1991 гг. Проблемы развития народного хозяйства. Нарастание экологических проблем. Закрытие Крымской АЭС.
Декларация «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению,
и обеспечении их прав» (14 ноября 1989). Возвращение депортированных народов в Крым. Трудности их обустройства. Всекрымский
референдум 20 января 1991, его итоги. Закон «О воссоздании Крымской АССР» (12 февраля 1991).
РАЗДЕЛ II. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1992–2019 ГГ. (23 ЧАСА)
Тема 5. Становление новой России (1992–1999 гг.) (6 часов)
15

Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие ветвей власти на первом этапе
преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных полномочий для успешного проведения реформ. Правительство
реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая терапия».
Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица.
«Чёрный» рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности
осуществления реформ в регионах России.
От сотрудничества к противостоянию исполнительной и законодательной власти в 1992–1993 гг. Решение Конституционного суда РФ
по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Апрельский
референдум 1993 г. – попытка правового разрешения политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным
судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция регионов. Посреднические усилия Русской
православной церкви. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии участников
октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 года. Ликвидация Советов и
создание новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 года и её значение.
Полномочия Президента как главы государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма. Разделение
властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение государственной символики.
Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990е гг.
Подписание Федеративного договора (1992г.) и отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как способ
восстановления федеративных отношений с республикой и восстановления территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра
и субъектов Федерации. Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в Чеченской Республике.
Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных займов. Проблема сбора налогов и
стимулирования инвестиций. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители.
Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы. Положение крупного бизнеса и мелкого предпринимательства.
Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые
аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия.
Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Общественные настроения в зеркале социологических
исследований. Представления о либерализме и демократии. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода
предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Безработица и деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки.
Социальная поляризация общества и смена ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность. «Новые русские» и их образ
жизни. Решение проблем социально-незащищенных слоев. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР.
Новые приоритеты внешней политики. Мировое признание новой России суверенным государством. Россия – правопреемник СССР
на международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание
Договора СНВ–2 (1993г.). Присоединение России к «большой семерке». Усиление антизападных настроений как результат бомбежек
Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое
сотрудничество в рамках СНГ. Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и строительство
гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти.
16

Президентские выборы 1996г. Политтехнологии. «Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С. Черномырдина и
Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение террористических группировок с территории Чечни в Дагестан.
Выборы в Государственную Думу 1999г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Б.Н. Ельцин в оценках современников и историков.
Тема 6. Россия в 2000-е гг.: вызовы времени и задачи модернизации (10 часов)
Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В. Путина. Президентство Д.А. Медведева.
Президентские выборы 2012г. и 2018г. Избрание В.В. Путина президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические
партии и электорат. Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных
полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития
страны.
Экономическое развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии. Экономический подъем 1999–
2007гг. и кризис 2008г. Структура экономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в
системе мировой рыночной экономики.
Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и
направления государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования и
науки и его результаты. Особенности развития культуры. Демографическая статистика. Государственные программы демографического
возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости.
Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи. Воссоединение Крыма с
Российской Федерацией. Укрепление обороноспособности страны. Повседневная жизнь. Качество, уровень жизни и размеры доходов
разных слоёв населения. Общественные представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка государством вопроса о социальной
ответственности бизнеса. Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ,
компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация.
Внешняя политика в конце XX – начале XXI вв. Внешнеполитический курс В.В. Путина. Постепенное восстановление лидирующих
позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира.
Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. СНГ и ЕАЭС. Отношения с США и
Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой двадцатки». Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и
другие направления политики России.
Культура и наука России в конце XX – начале XXI вв. Повышение общественной роли СМИ как «четвёртой власти».
Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Основные достижения российских ученых. Религиозные
конфессии и повышение их роли в жизни страны. Передача государством зданий и предметов культа для религиозных нужд. Особенности
развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации
и массовая культура.
Воссоединение Крыма с Российской Федерацией. Причины воссоединения Крыма с Российской Федерацией. Хронология событий
февраля-марта 2014г. Крымский референдум 16 марта 2014г., его результаты и историческое значение. Воссоединение Крыма с Российской
Федерацией. Принятие Конституции Республики Крым 11 апреля 2014 г. Основные положения Конституции Республики Крым.
17

Социально-экономическое развитие Крыма. Культура. Достижения и перспективы.
Итоговое повторение (3 часа). Повторение проводится по ключевым вопросам курса «История России» 1914–1945 гг.
Резерв (4 часа)
ИСТОРИЯ. РОССИЯ ДО 1914 г. (19 часов)
Раздел I. От древней Руси к российскому государству
(с древности до конца XVв.) (7 часов)
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (1 час)
История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Источники
по российской истории. Архивы - хранилище исторической памяти. Интерпретации и фальсификации истории России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Появление и расселение человека на территории современной
России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Народы Сибири и Дальнего Востока.
Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Великое переселение народ
Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении
славян, их разделение на три ветви – восточные, западные и южные. Славянские общности Восточной Европы. Хозяйство восточных славян,
их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Соседи восточных
славян.
Тема 2.Образование государства Русь (1 час)
Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности формирования государства Русь.
Дискуссии о происхождении Древнерусского государства.Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье).
Образование Русского государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.
Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое
население. Крупнейшие русские города, развитие ремесел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами.
Крещение Руси: причины и значение. Зарождение, специфика и достижения ранней русской культуры.
Тема 3.Русь в конце X – начале XII в. (1 час)
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое
развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: «Русская Правда», церковные уставы. Социально-экономический
уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные
18

социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Русская церковь и ее роль в жизни общества. Развитие
международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.
Развитие культуры. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература.

Тема 4. Русь в середине XII–начале XIII в. (1 час)
Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель - самостоятельных
государств. Дискуссии о путях и центрах объединения русских земель. Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и
права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.
Консолидирующая роль церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель.
Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. «Слово о полку Игореве». Развитие
местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.
Тема 5. Русские земли в середине XIII–XIV в. (2 часа)
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Русские земли в составе Золотой Орды. Влияние Орды на
политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и повседневный быт населения. Золотая Орда в системе международных
связей.
Русские земли в составе Литовского государства. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский.
Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние
Твери и Москвы.
Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской.
Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Русская православная церковь в условиях ордынского
господства. Сергий Радонежский.
Культурное пространство. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан
Грек. Андрей Рублев. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Тема 6. Формирование единого Русского государства в XV в. (1 часа)
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских
земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское
ханства, Ногайская орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в.
Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.
Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника.
Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Падение Византии и установление
19

автокефалии Русской православной церкви. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва – Третий Рим». Расширение
международных связей Московского государства.
Культурное пространство единого Русского государства. Повседневная жизнь.
Раздел II. Россия в XVI - XVII вв.: от Великого княжества к Царству (4 часа)
Тема 7. Россия в XVI в. (1 час)
Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV Грозный. Установление царской власти и ее сакрализация в
общественном сознании. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор. Земские соборы. Опричнина: причины,
сущность, последствия.
Дискуссия о характере опричнины и ее роли в истории России.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств,
покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия.
Россия в конце XVI в. Царь Федор Иванович. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.
Культура Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Начало книгопечатания (И. Федоров) и его влияние на общество.
Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). «Домострой»: патриархальные традиции в быте
и нравах.
Тема 8. Смута в России (1 час)
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса
Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных держав. Подъем национально-освободительного
движения.
Народные ополчения. Кузьма Минин и Д.М. Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской
системы. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Тема 9. Россия в XVII в. (2 час)
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет.
Восстановление органов власти и экономики страны. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского
населения к посадам. Оформление сословного строя. Развитие торговых связей. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки.
Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры. Новоторговый устав.
Царь Алексей Михайлович. Начало становления абсолютизма. Соборное Уложение 1649 г. Центральное и местное управление.
Приказная система. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Старообрядчество. Протопоп Аввакум. Народные движения в XVII в.:
С. Разина.
20

Россия в конце XVII в. Федор Алексеевич. Отмена местничества. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Необходимость и
предпосылки преобразований. Начало царствования Петра.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в.
Освободительная война 1648–1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Вхождение Левобережной Украины в состав России.
Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Культура России в XVII в. Обмирщение культуры. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной
Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье»
в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.
Раздел III. Россия в конце XVII – XVIII вв.: от Царства к Империи (3 часа)
Тема.10. Россия в эпоху преобразований Петра I (1 час)
Предпосылки петровских реформ. Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного
управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов
надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии. Церковная реформа. Упразднение
патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Развитие
промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать (ревизии). Российское общество в
петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи.
Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в.
Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Провозглашение России
империей.
Культура и нравы петровской эпохи. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и
культуре.
Тема 11.После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» (1 час)
Изменение места и роли России в Европе. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли
гвардии. Внутренняя и внешняя политика в 1725–1762 гг. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства.
Экономическая и финансовая политика. Национальная и религиозная политика. Внешняя политика в 1725–1762гг. Россия в Семилетней
войне 1756–1762 гг.
Тема 12. Россия в 1760–1790-е. Правление Екатерины II (1 час)
Политика просвещенного абсолютизма: основные направления, мероприятия, значение. Уложенная комиссия. Губернская реформа.
Развитие промышленности и торговли. Предпринимательство.
Рост помещичьего землевладения. Усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е.И. Пугачева и его значение.
Основные сословия российского общества, их положение. Золотой век российского дворянства. Жалованные грамоты дворянству и городам.
21

Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII в. Русско-турецкие войны и их итоги. Присоединение Крыма и
Северного Причерноморья. Г.А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в разделах Речи Посполитой. Россия и Великая
французская революция. Русское военное искусство.
Раздел IV. Российская Империя в XIX - начале XX века (5 часов)
Тема 15.Российская империя в первой половине XIX в. (3 часов)
Россия в начале XIX в. Территория и население. Социально-экономическое развитие.
Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о вольных хлебопашцах. Меры по развитию системы
образования. Проект М.М. Сперанского. Учреждение Государственного совета. Причины свертывания либеральных реформ.
Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в
антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Континентальная блокада. Присоединение к России Финляндии.
Бухарестский мир с Турцией.
Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, основные этапы и сражения войны. Бородинская битва. Патриотический
подъем народа. Герои войны (М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной
войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812
г. Заграничный поход русской армии 1813–1814 гг. Венский конгресс. Священный союз. Роль России в европейской политике в 1813–1825
гг.
Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816 - 1825 гг. А.А. Аракчеев.
Военные поселения. Цензурные ограничения. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество;
«Русская правда» П.И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н.М. Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14
декабря 1825 г.) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. III Отделение. Кодификация законов. Политика
в области просвещения. Польское восстание 1830–1831 гг. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в.
Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева. Начало промышленного переворота, его
экономические и социальные последствия. Первые железные дороги. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина.
Общественное движение в 1830–1850-е гг. Охранительное направление. Теория официальной народности (С.С. Уваров).
Оппозиционная общественная мысль. П.Я. Чаадаев. Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф.
Самарин и др.) и западники (К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский и др.) Революционно-социалистические течения (А.И. Герцен,
Н.П. Огарев, В.Г. Белинский). Русский утопический социализм. Общество петрашевцев.
Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская политика, восточный вопрос. Кавказская война. Имамат; движение
Шамиля.
Крымская война 1853–1856 гг.: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя (В.А. Корнилов, П.С.
Нахимов, В.И. Истомин). Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.
22

Культура России в первой половине XIX в. Развитие науки и техники (Н.И. Лобачевский, Н.И. Пирогов, Н.Н. Зинин, Б.С. Якоби и
др.). Географические экспедиции, их участники. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Образование: расширение сети школ и
университетов. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Основные стили в художественной культуре
(сентиментализм, романтизм, ампир, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В.А. Жуковский, А.С.
Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и др.). Формирование русского литературного языка. Становление национальной музыкальной
школы (М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский). Театр. Живопись: стили (классицизм, романтизм, реализм), жанры, художники (К.П. Брюллов,
О.А. Кипренский, В.А. Тропинин и др.). Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX
в. в мировую культуру.
Тема 16. Российская империя во второй половине XIX в. (2 часа)
Великие реформы 1860–1870-х гг. Император Александр II и его окружение. Необходимость и предпосылки реформ. Подготовка
крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская, городская,
судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Итоги и последствия реформ 1860–1870-х гг.
Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли
и промышленности. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного
переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоев населения России.
Общественные движения второй половины XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне.
Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология (М.А. Бакунин, П.Л.
Лавров, П.Н. Ткачев), организации, тактика. «Хождение в народ». Кризис революционного народничества. Начало рабочего движения.
«Освобождение труда». Распространение идей марксизма. Зарождение российской социал-демократии.
Внутренняя политика самодержавия в конце 1870-х–1890-е гг. Кризис самодержавия на рубеже 70–80-х гг. XIX в. Политический
террор. Политика лавирования. Начало царствования Александра III. Манифест о незыблемости самодержавия. Изменения в сферах
государственного управления, образования и печати. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию
промышленности. Экономические и финансовые реформы (Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте). Разработка рабочего законодательства. Национальная
политика.
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Европейская политика. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны.
Русско-турецкая война 1877–1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Политика России на
Дальнем Востоке. «Союз трех императоров». Россия в международных отношениях конца XIX в. Сближение России и Франции в 1890-х гг.
Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику (А.Г. Столетов,
Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов и др.). Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Литература и
искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы (Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский).
Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись: академизм, реализм, передвижники. Архитектура.
Развитие и достижения музыкального искусства (П.И. Чайковский, «Могучая кучка»). Место российской культуры в мировой культуре
XIX в.
23

3.Тематическое планирование
Тематическое планирование по истории для 11-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал
данного учебного предмета обеспечивает цель воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования – личностное развитие
школьников, проявляющееся в приобретении школьниками опыта осуществления социально значимых дел:
 опыта дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
 трудового опыта, опыта участия в производственной практике;
 опыта дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыта деятельного выражения собственной
гражданской позиции;
 опыта природоохранных дел;
 опыта разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
 опыта самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыта проектной деятельности;
 опыта изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыта создания собственных произведений культуры,
опыта творческого самовыражения;
 опыта ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
 опыта оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерского опыта;
 опыта самопознания и самоанализа, опыта социально приемлемого самовыражения и самореализации.
№ п/п

1
2

11 класс

Кол-во часов

ИСТОРИЯ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

31

СОРЕВНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
СОВРЕМЕННЫЙ МИР

26
5

ИСТОРИЯ РОССИИ.

3
4

5
6
7

АПОГЕЙ И КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ. 1945–1991 ГГ.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1992–2019 ГГ
ИСТОРИЯ. РОССИЯ ДО 1914 г.

52
29
23

19

Раздел I. От древней Руси к российскому государству
(с древности до конца XVв.)
Раздел II. Россия в XVI - XVII вв.: от Великого княжества к Царству

7

Раздел III. Россия в конце XVII – XVIII вв.: от Царства к Империи

3

24

4

8

Раздел IV. Российская Империя в XIX - начале XX века

5

102

Итого

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».