Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______И.В. Давыдовская подпись ФИО Протокол заседания ШМО «31» августа 2022 г. № 4 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Добрушинская средняя школа» __________С.А. Почивалина подпись ФИО «31» августа 2022 г. УТВЕРЖДЕНО Приказ «31» августа 2022 г. № 153 Директор МБОУ «Добрушинская средняя школа» ____________ Р.С.Торубара подпись ФИО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Уровень Учитель Класс Срок реализации Обществознание базовый Сабуркин Олег Денисович ФИО учителя-разработчика 6 1 год Количество часов: Всего 34 ч.; в неделю 1 ч. Рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений / [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.].- 4-е изд.- – М.: Просвещение, 2016.-63 с. Учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений / [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др, 2014 Добрушино, 2022 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Личностные результаты: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. 2 Содержание учебного курса № п/п 1. Название темы Необходимое количество часов для ее изучения Введение. Как работать с учебником. 1 2 4-5 Принадлежность к двум мирам Человек-личность 6 -7 Человек и его деятельность 2 8- 9 Потребности и способности человека 2 1011 Когда возможности ограничены. 2 1213 Мир увлечений. Практикум по теме «Загадка человека» 2 Деятельность человека 2 Труд-основа жизни 2 2 -3 14-15 1617 2 Основные изучаемые вопросы темы Предмет обществознание: круг знаний, принципы, закономерности. Что изучает курс «Обществознание». Структура, особенности содержания методического аппарата учебника. Загадка человека Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Виды деятельности Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей, Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага Человек — личность, Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовывать свою деятельность, Учимся размышлять Человек и его деятельность Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения, Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы 3 1819 Учение-деятельность школьника 2 2021 Познание человекам мира и себя 2 22 Практикум по «Человек и деятельность» 2 2324 Отношения с окружающими 2 2526 2728 Общение 2 Человек в группе 2 29 Отношения со сверстниками 1 Гуманизм и человечность вокруг нас, Они победили страх. Спешите делать добро 3031 Конфликты в межличностных отношениях Семья и семейные отношения 2 Продуктивное разрешение конфликта. 1 Уважение к семейным ценностям и традициям. 33 Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и общество» 1 34 Резерв 1 32 теме его Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное повеление. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт Я и мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Как получить удовольствие от общения. Как победить обиду Человек среди людей Человек славен добрыми делами. Доброе — значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро Смелость. Страх — защитная реакция человека, Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу Человечность, Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке Итоговое повторение Обобщение и систематизация знаний Провести диагностику результатов обучения в 6 классе (контрольная работа) Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 7 классе 4 Тематическое планирование Тематическое планирование по обществознанию в 6 классе составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования –личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии социально значимых отношений школьников и прежде всего ценностных отношений: 1. Формирование ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать. 2. Формирование ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье. 3. Формирование ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья. 4. Формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. 5. Формирование ценностного отношенияк природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; 6. Формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда. 7. Формирование ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение. 8. Формирование ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир. 9. Формирование ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества. 10. Формирование ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. 5 № п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на: Контрольные работы практикумы 1. 2. 3. 4. 5. Введение. Как работать с учебником. Человек в социальном измерении Человек и его деятельность Человек среди людей Итоговое повторение «Человек и общество» Итого: 1 12 9 11 1 7 4 4 34 15 1 1 6 Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся 7 8