Рабочая программа по ОБЖ для 10 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______Т.Ю. Коровкина
подпись
ФИО
Протокол заседания ШМО
«30» августа 2022 г. № 4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя школа»
__________С.А. Почивалина
подпись
ФИО
«31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ «Добрушинская средняя школа»
____________ Р.С.Торубара
подпись
ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
Уровень
Учитель
Класс
Срок реализации

Основы безопасности жизнедеятельности
базовый
Сабуркин Олег Денисович
ФИО учителя-разработчика
10
1 год

Количество часов:
Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.05.2012 № 413 (с изменениями), на основе авторской
образовательной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т. Смирнова.
Учебники:
- «Основы безопасности жизнедеятельности» 10-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М. :
Просвещ., 2014 г.

Добрушино, 2022

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник научится:
определять потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные
последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности
при активном отдыхе в природных условиях;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и
внутренних угроз и по организации
борьбы с терроризмом
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотизму;
основные меры по профилактике наркомании.
Выпускник получит возможность:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
2

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства
посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера,
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия
для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
3

умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных
источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей.

2. Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе.
Тематическое планирование по Основам безопасности жизнедеятельности для 10-го класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает цель воспитания
обучающихся на уровне основного общего образования –личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии
социально значимых отношений школьников и прежде всего ценностных отношений:
1. Формирование ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
2. Формирование ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей
собственной семье.
3. Формирование ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья.
4. Формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
5. Формирование ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
6. Формирование ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
7. Формирование ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое
самовыражение.
8. Формирование ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир.
4

9. Формирование ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества.
10.Формирование ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».(17 часов)
Раздел 1. «Основы комплексной безопасности».(7 часов)
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. Способы подготовки человека к автономному
существованию.
Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.
Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.
Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года. Безопасный отдых у воды. Соблюдение правил безопасности при купании в
оборудованных и необорудованных местах.
Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой
химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные криминогенные ситуации на улице, в транспорте, в общественном
месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по
правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для минимизации их последствий.
Современный комплекс проблем безопасности военного характера.
Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета,
демократического развития государства, обеспечение национальной обороны.
Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Военный конфликт, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война,
крупномасштабная война.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.(1 час)
Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.(9 часов)
Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства.
Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность.
Профилактика их влияния.
Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности.
5

Нормативно-правовая база борьбы с экстремизмом и терроризмом в Российской Федерации.
Основные положения Конституции Российской Федерации, положения Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии
экстремистской деятельности», положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, в которых определены нормативно-правовые
основы борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Роль государства в обеспечении защиты населения страны от террористической и экстремистской деятельности и обеспечение национальной
безопасности Российской Федерации.
Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.
Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим контртеррористической операции.
Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.
Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в пресечении
международной террористической деятельности за пределами страны.
Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.
Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.
Роль культуры безопасности жизнедеятельности по формированию антитеррористического поведения и антитеррористического поведения и
антитеррористического мышления.
Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за участие в
террористической деятельности. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» об ответственности за осуществление
экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации об уголовной ответственности за экстремистскую деятельность.
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.(4 часа)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.(4 часа)
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности. Основные требования,
предъявляемые к здоровью гражданина при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества человека, способствующие успешному
выполнению обязанностей в профессиональной деятельности.
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на
здоровье. Основные составляющие здорового образа жизни.
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, профилактика утомления.
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Необходимость выработки привычки на уровне потребности к
систематическим занятиям физической культурой.
Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя – разновидность наркомании. Наркомания – это практически
неизлечимое заболевание, связанное с зависимостью от употребления наркотиков. Профилактика наркомании.
Правила личной гигиены. Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об
очищении организма.
6

Нравственность и здоровье.
Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию семейной
жизни. Качества, необходимые для создания прочной семьи.
Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), пути их передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики.
ВИЧ-инфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности
супругов. Права и обязанности родителей.
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.(13 часов)
Раздел 6. Основы обороны государства.(13 часов)
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
Гражданская оборона - как составляющая обороны государства, предназначение и задачи гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.
Основные виды и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия населения по сигналам оповещения о
чрезвычайных ситуациях.
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила
поведения в защитных сооружениях.
Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
Правила использования средств индивидуальной защиты.
Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательного
учреждения (ООУ). Обязанности учащихся.
Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.
История создания Вооруженных Сил России.
Памяти поколений – дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Сухопутных войск.
Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-воздушных сил.
Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-морского флота.
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического
назначения.
Воздушно-десантные воска, их состав и предназначение.
Космические войска, их состав и предназначение.
Войска воздушно-космической обороны России.
Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Боевые традиции Вооруженных Сил России.
Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.
Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.
7

Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства.
Основные задачи современных Вооруженных Сил.
Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.
Символы воинской части.
Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции,
указывающие на предназначение воинской части и её принадлежность.
Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.
Воинская обязанность.
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт. Обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение
военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Организация воинского учета, основное назначение воинского учета.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке
граждан на воинский учет.
Обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.
Обязательная подготовка граждан к военной службе, периоды обязательной подготовки к военной службе и их основные особенности.
Требования к индивидуальным качествам военнослужащих – специалистов по сходным воинским должностям.
Подготовка граждан по военно-учётным специальностям, её предназначения и порядок осуществления.
Добровольная подготовка граждан к военной службе, основные её направления.
Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Основное предназначение освидетельствования и
порядок его проведения.
Профессиональный психологический отбор, его предназначение и критерии определения профессиональной пригодности призывника к воинской службе.
Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе, предназначение запаса в зависимости от возраста граждан.
Программа для проведения учебных сборов.
Продолжительность учебных сборов – 5 дней (35 учебных часов).
В ходе сборов изучаются:
 Размещение и быт военнослужащих;
 Организация караульной и внутренней службы;
 Элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовки;
 Вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск.
В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации. Учебный процесс, осуществляемый во время учебных
сборов, организуется начальником штаба учебных сборов в соответствии с положениями «Инструкции об организации обучения граждан Российской
Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного)
общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» №
96 /134 от 24 февраля 2010 г.
Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями по оценке учебных сборов (приложение № 9 к Инструкции). Общая оценка
граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, заносится в классный журнал с пометкой «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении
итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении.
8

3. Тематическое планирование предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе
№
модуля, раздела
Модуль I
Раздел I
Раздел II
Раздел III
Модуль II
Раздел IV
Модуль III
Раздел VI
Всего часов:

Наименование модуля, раздела
Основы безопасности личности, общества и государства.
Основы комплексной безопасности.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Основы здорового образа жизни.
Обеспечение военной безопасности государства.
Основы обороны государства.

9

Количество
часов
17
7
1
9
4
4
13
13
34

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».