Рабочаяя программа по биологии 6 класс

1. Содержание учебного предмета
Введение (2 часа)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь
организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, еѐ охрана.
Лабораторные работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Р А З Д Е Л 1. Клеточное строение организмов ( 5 часов)
Устройство увеличительных приборов ( лупа, микроскоп). Клетка и еѐ строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав
клетки: вола. Минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку ( дыхание, питание), рост,
развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Рассматривание клеток с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Контрольная работа №1
Р А З Д Е Л 2. Царство Бактерии (2 часа)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Контрольная работа №2
Р А З Д Е Л 3. Царство Грибы (4 часа)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты. Шляпочные грибы.
Съѐдобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и
жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов ( трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом.
Изучение строения тел шляпочных грибов. Контрольная работа №3
Р А З Д Е Л 4. Царство Растения (8 часов)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений,
их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
2

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль
водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда
обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их
охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Демонстрация строения хвои и шишек хвойных ( на примере местных видов).
Лабораторные работы: Знакомство с многообразие зелѐных одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Изучение строения мха ( на местных видах).
Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).
Контрольная работа №4
Р А З Д Е Л 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений ( 15 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.
Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей.
Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия.
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной)), строения листа, макро –
микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов..
Лабораторные работы
Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней, стеблевые и мочковатые корневые системы.
Изучение видоизменѐнных побегов ( корневище, клубень, луковица).
Изучение строения цветка.
Р А З Д Е Л 6. Жизнь растений ( 16 часов)
Основные процессы жизнедеятельности ( питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен
веществ и энергии.
Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое ( вегетативное) размножение.
3

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами
семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету,
образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Контрольная работа №5
Р А З Д Е Л 7. Классификация растений (6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учѐтом местных условий.
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно – хозяйственное значение. ( Выбор объектов
зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Р А З Д Е Л 8. Природные сообщества (8 часов)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на
человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа
Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
Контрольная работа №6
Р А З Д Е Л 9. Развитие растительного мира ( 4 часа)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного
мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
Контрольная работа №7
4

Воспитательный компонент в обучении
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с
ФГОС:

гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам
России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности;

духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных
религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,
приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие
физических способностей с учѐтом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;

трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация
на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском
обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды;

ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению
знаний, качественного образования с учѐтом личностных интересов и общественных потребностей.

5

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего
образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и
предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию,
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений
(доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
 формирование личностных представлений о целостности природы,
 формирование толерантности и миролюбия;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
 формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в
процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты обучения биологии:
 учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать
материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
 формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной
литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
 формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные
точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
6

Предметные результаты обучения биологии:
Ученик научится:
•
выделять существенные признаки биологических объектов (организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
•
аргументировать родство различных таксонов растений, грибов и бактерий, приводить доказательства;
•
аргументировать различия растений, грибов и бактерий, приводить доказательства;
•
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к
определѐнной систематической группе;
•
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
•
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп на примерах сопоставления биологических объектов;
•
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
•
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные
признаки биологических объектов;
•
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
•
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
•
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические
эксперименты и объяснять их результаты;
•
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
•
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
•
описывать и использовать приѐмы выращивания и размножения культурных растений;
•
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик получит возможность научиться:
 изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать и описывать биологические
объекты;
 распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее
распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека
растения;
 приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
 сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе этого сравнения;
 определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
7

 давать характеристику растениям различных систематических групп;
 анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
 формулировать выводы на основе собранного материала;
 применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ;
 осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые

и смысловые установки в своих действиях и

поступках по отношению к живой природе;
исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения
формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать еѐ.

 основам

3. Тематическое планирование. 6 класс
№

Тема

Количество
часов

1.

Введение

2

2.

Раздел 1. Клеточное строение организмов

5

3.
4.

Раздел 2. Царство бактерии
Раздел 3. Царство Грибы

2
4

5.
6.

Раздел 4. Царство Растения
Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных
растений
Раздел 6. Жизнь растений
Раздел 7. Классификация растений
Раздел 8. Природные сообщества
Раздел 9. Развитие растительного мира
Итого

7.
8.
9.
10.

В том числе
демонстраций

Лабораторных работ

1

2

Контрольные работы

3

1

1

2

1
1

8
15

1
6

3
4

1

16

6

3

1

6
6
4
68

1
1
1
18
демонстрации

1
1

8

19 лабораторных работ

1
1
7 контрольных

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».