1. Содержание учебного предмета Введение (2 часа) Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, еѐ охрана. Лабораторные работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Р А З Д Е Л 1. Клеточное строение организмов ( 5 часов) Устройство увеличительных приборов ( лупа, микроскоп). Клетка и еѐ строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вола. Минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку ( дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом. Лабораторные работы Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Контрольная работа №1 Р А З Д Е Л 2. Царство Бактерии (2 часа) Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Контрольная работа №2 Р А З Д Е Л 3. Царство Грибы (4 часа) Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты. Шляпочные грибы. Съѐдобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов ( трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников. Лабораторные работы Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов. Контрольная работа №3 Р А З Д Е Л 4. Царство Растения (8 часов) Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. 2 Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Демонстрация строения хвои и шишек хвойных ( на примере местных видов). Лабораторные работы: Знакомство с многообразие зелѐных одноклеточных и многоклеточных водорослей. Изучение строения мха ( на местных видах). Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща). Контрольная работа №4 Р А З Д Е Л 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений ( 15 часов) Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной)), строения листа, макро – микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов.. Лабораторные работы Изучение строения семян двудольных и однодольных растений. Виды корней, стеблевые и мочковатые корневые системы. Изучение видоизменѐнных побегов ( корневище, клубень, луковица). Изучение строения цветка. Р А З Д Е Л 6. Жизнь растений ( 16 часов) Основные процессы жизнедеятельности ( питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое ( вегетативное) размножение. 3 Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу. Лабораторные и практические работы Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев. Контрольная работа №5 Р А З Д Е Л 7. Классификация растений (6 часов) Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учѐтом местных условий. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно – хозяйственное значение. ( Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности). Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений. Лабораторная работа Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Р А З Д Е Л 8. Природные сообщества (8 часов) Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп. Лабораторная работа Изучение особенностей строения растений различных экологических групп. Контрольная работа №6 Р А З Д Е Л 9. Развитие растительного мира ( 4 часа) Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Демонстрация отпечатков ископаемых растений. Контрольная работа №7 4 Воспитательный компонент в обучении Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС: гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учѐтом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учѐтом личностных интересов и общественных потребностей. 5 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты обучения биологии: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, знание основных принципов и правил отношения к живой природе; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; формирование личностных представлений о целостности природы, формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. Метапредметные результаты обучения биологии: учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. 6 Предметные результаты обучения биологии: Ученик научится: • выделять существенные признаки биологических объектов (организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; • аргументировать родство различных таксонов растений, грибов и бактерий, приводить доказательства; • аргументировать различия растений, грибов и бактерий, приводить доказательства; • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определѐнной систематической группе; • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп на примерах сопоставления биологических объектов; • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; • описывать и использовать приѐмы выращивания и размножения культурных растений; • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Ученик получит возможность научиться: изучать биологические объекты и процессы описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать и описывать биологические объекты; распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения; приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе этого сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); 7 давать характеристику растениям различных систематических групп; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения; формулировать выводы на основе собранного материала; применять знания для обоснования мер охраны видов и природных сообществ; осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать еѐ. основам 3. Тематическое планирование. 6 класс № Тема Количество часов 1. Введение 2 2. Раздел 1. Клеточное строение организмов 5 3. 4. Раздел 2. Царство бактерии Раздел 3. Царство Грибы 2 4 5. 6. Раздел 4. Царство Растения Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений Раздел 6. Жизнь растений Раздел 7. Классификация растений Раздел 8. Природные сообщества Раздел 9. Развитие растительного мира Итого 7. 8. 9. 10. В том числе демонстраций Лабораторных работ 1 2 Контрольные работы 3 1 1 2 1 1 8 15 1 6 3 4 1 16 6 3 1 6 6 4 68 1 1 1 18 демонстрации 1 1 8 19 лабораторных работ 1 1 7 контрольных 9 10