Рабочаяя программа по биологии 7 класс

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,
общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию,
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
 формирование личностных представлений о целостности природы,
 формирование толерантности и миролюбия;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
 формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной,
общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей,
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные:
Регулятивные УДД
 умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;

2

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
 владение основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты, ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения, определять/находить, в том числе из
предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи, составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования), определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности, оценивать свою деятельность,
аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать
достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки, принимать
решение в учебной ситуации и нести за него ответственность, самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации
неуспеха.
Познавательные УДД
 умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации;
 развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
 сравнивать, классифицировать, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки, объяснять явления, процессы, связи
и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности, делать вывод, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными;
 определять свое отношение к природной среде, анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов, распространять экологические
знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды, выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями, соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УДД
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
 определять возможные роли в совместной деятельности, играть определенную роль в совместной деятельности, принимать позицию собеседника, определять свои
действия и действия партнера, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, договариваться о правилах и вопросах для
обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей, организовывать учебное взаимодействие в группе;
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства, представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности, использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления, использовать невербальные
средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

3

 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ, использовать
информацию с учѐтом этических и правовых норм, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметными результатами обучения биологии являются:
Ученик научится:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
 выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов животных;
 соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых некоторыми животными организмами;
 классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
 объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных
(на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
 различение на таблицах частей и органоидов клеток животных, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных
 сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
 выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток,
тканей;
 овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
 знание основных правил поведения в природе;
 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
 знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
 соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
 освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Ученик получит возможность научиться:
• находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных групп царства животных, включая умения формулировать задачи,
представлять работу на защиту и защищать ее;
• использовать приѐмы оказания первой помощи при укусах ядовитыми животными;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о живых организмах на основе нескольких источников информации;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

4

II. Содержание учебного предмета
Раздел «Живые организмы» (продолжение)
Царство Животные
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация
животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений
животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.
Демонстрации: таблицы, рисунки, схемы.
I.
Одноклеточные животные, или Простейшие (7ч)
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных
паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Демонстрации: таблицы, рисунки, схемы, постоянные микропрепараты.
Лабораторные работы:
№1. Изучение многообразия простейших.
№2. Изучение мела под микроскопом.
Контрольная работа №1
II.
Многоклеточные животные. Беспозвоночные (21ч)
Тип Кишечнополостные
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в
природе и жизни человека.
Типы червей
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и
круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании.
Происхождение червей.
Тип Моллюски
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи — переносчики возбудителей
заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и
сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые-вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность
вредителей растений. Насекомые — переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый
шелкопряд.
Демонстрации: таблицы, рисунки, схемы, постоянные микропрепараты.
Лабораторные работы:
№3. Изучение многообразия тканей животных.
№4. Изучение пресноводной гидры.
№5. Изучение внешнего строения дождевого червя.

5

№6. Изучение внешнего строения паука-крестовика.
№7. Изучение внешнего строения насекомого.
Контрольная работа №2
III.
Позвоночные животные (21ч)
Тип Хордовые
Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник.
Подтип Черепные, или Позвоночные.
Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи
с водным образом жизни. Размножение и развитие, миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека.
Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с
образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их
охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся.
Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и
жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и
жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приѐмы выращивания птиц и ухода за ними.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры
млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Многообразие
млекопитающих. Млекопитающие — переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана
млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приѐмы выращивания домашних млекопитающих и ухода за ними. Многообразие птиц и
млекопитающих родного края.
Демонстрации: таблицы, рисунки, схемы, влажные препараты.
Лабораторные работы:
№8. Изучение внешнего строения рыбы.
№9. Изучение внешнего строения птицы.
Практические работы:
№1. Распознавание домашних животных.
Контрольная работа №3
Контрольная работа №4
по теме «Позвоночные животные».
IV.
Экосистемы (17ч, из них 2ч – резервное время)
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Взаимоотношения организмов разных царств в экосистеме. Цепи питания как пути передачи энергии в экосистеме.
Значение круговорота веществ в природе.
Среда обитания организмов. Экологические факторы. Абиотические факторы. Приспособленность организмов к абиотическим факторам. Биотические факторы.
Межвидовые отношения организмов. Антропогенные факторы.
Искусственные экосистемы, их особенности.
Демонстрации: таблицы, рисунки, схемы.

6

Контрольная работа №5
Итоговая контрольная работа №6
Резервное время. Обобщение и систематизация знаний (2ч)
V.Воспитательный компонент в обучении
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:

гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям
гражданина России, правовой и политической культуры;

патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к
старшим, к памяти предков;

эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;

физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей
с учѐтом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;

экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учѐтом личностных интересов и общественных потребностей.
III ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС (68 часов, 2 часа в неделю)
№
п/п

Наименование темы
часов

практич. работ

Количество
лабораторн. работ

контрольн. работ
-

1

Введение

2

-

-

2

I.Одноклеточные животные

7

-

2

3

II.Многоклеточные животные. Беспозвоночные

21

-

5

1

4

III.Позвоночные животные

21

1

2

2

1

7

5

IV.Экосистемы
ИТОГО:

17

-

-

2

68

1

9

6

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».