Рабочаяя программа по биологии 10 класс

1.Содержание учебного предмета
Введение (5 ч)
Тайны природы. Научная картина мира: учѐные, научная деятельность, научное мировоззрение. Роль и место биологии в формировании научной картины мира.
Практическое значение биологических знаний. Современные направления в биологии. Профессии, связанные с биологией. Методология биологии. Жизнь как объект
изучения биологии. Основные критерии (признаки) живого. Развитие представлений человека о природе. Растения и животные на гербах стран мира. Научный метод.
Методы исследования в биологии: наблюдение, описание, измерение, сравнение, моделирование, эксперимент. Сравнительно-исторический метод. Этапы научного
исследования. Классическая модель научного метода. Методы научных исследований: абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция,
восхождение от абстрактного к конкретному. Фундаментальные положения биологии. Уровневая организация живой природы (биологических систем). Эмерджентность.
Энергия и материя как основа существования
биологических систем. Хранение, реализация и передача генетической
информации в череде
поколений
как
основа жизни. Взаимодействие компонентов биологических систем и само- регуляция. Эволюционные процессы. Взаимосвязь строения и функций биологических
систем. Саморегуляция на основе положительной обратной связи.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа№1 «Использование различных методов при изучении биологических объектов (на примере растений)».
Лабораторная работа №2 «Механизмы саморегуляции».
Молекулярный уровень (12 ч)
Общая характеристика молекулярного уровня организации жизни. Химический состав организмов. Химические элементы. Макроэлементы и микроэлементы. Атомы и
молекулы. Ковалентная связь. Неорганические и органические вещества. Многообразие органических веществ. Биополимеры: гомополимеры и гетерополимеры.
Структурные особенности молекулы воды и еѐ свойства. Водородная связь. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Соли и их значение для организмов. Буферные
соединения. Липиды, их строение и функции. Нейтральные жиры. Эфирные связи. Воска. Фосфолипиды. Стероиды. Углеводы (сахара), их строение и функции.
Моносахариды. Дисахариды. Олигосахариды. Полисахариды. Белки. Состав и структура белков. Незаменимые аминокислоты. Пептидная связь. Конформация белка.
Глобулярные и фибриллярные белки. Денатурация. Функции белков. Структурные белки. Белки-ферменты. Транспортные белки. Белки защиты и нападения.
Сигнальные белки. Белки-рецепторы. Белки, обеспечивающие движение. Запасные белки. Механизм действия катализаторов в химических реакциях. Энергия
активации. Строение фермента: активный центр, субстратная специфичность. Коферменты. Отличия ферментов от химических катализаторов. Белки-активаторы и
белки-ингибиторы Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Особенности строения и функции. Нуклеотид. Принцип комплементарности. Репликация ДНК. Роль
нуклеиновых кислот в реализации наследственной информации. Ген. Роль нуклеотидов в обмене веществ. АТФ. Гидролиз. Макроэргические связи. АТФ как
универсальный аккумулятор энергии. Многообразие мононуклеотидов клетки. Витамины. Вирусы —
неклеточная форма
жизни. Многообразие
вирусов.
Жизненные циклы вирусов.
Профилактика вирусных заболеваний. Вакцина. Нанотехнологии в биологии. Ретровирусы — нарушители основного
правила
молекулярной биологии.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №3 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции»
Лабораторная работа №4 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции»
Лабораторная работа №5 «Обнаружение белков с помощью качественной реакции»
Лабораторная работа №6 «Каталитическая активность ферментов (на примере амилазы)».
Клеточный уровень (18 часов)
Общая характеристика клеточного уровня организации. Общие сведения о клетке. Цитология — наука о клетке. Методы изучения клетки. Клеточная теория. Строение
клетки. Сходство принципов построения клетки. Основные
части и органоиды клетки, их функции. Клеточная (плазматическая) мембрана. Клеточная стенка.
Гликокаликс. Функции клеточной мембраны. Эндоцитоз: фагоцитоз и пиноцитоз. Рецепция. Цитоплазма: гиалоплазма и органоиды. Цитоскелет. Клеточный центр.
Центриоли. Основные части и органоиды клетки, их функции. Рибосомы. Ядро. Ядерная оболочка. Кариоплазма. Хроматин. Ядрышки. Гистоны. Хромосомы. Кариотип.

2

Строение и функции хромосом. Эндоплазматическая сеть: шероховатая и гладкая. Хромосомный набор клетки (кариотип). Основные части и органоиды клетки, их
функции. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Вакуоли. Тургорное давление. Единство мембранных структур клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Клеточные включения. Особенности строения клеток прокариотов и эукариотов. Споры бактерий. Жизнедеятельность
клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Метаболизм: анаболизм и катаболизм. Энергетический и пластический обмен. Гликолиз. Клеточное дыхание.
Цикл Кребса. Дыхательная цепь. Окислительное фосфорилирование. Спиртовое брожение. Типы клеточного питания. Автотрофы и гетеротрофы. Хемосинтез.
Фотосинтез. Фотолиз воды. Цикл Кальвина. Ген. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Матричный синтез. Синтез
белка. Полисома. Регуляция
транскрипции и трансляции в клетке и организме. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке. Клеточный цикл:
интерфаза и деление. Апоптоз. Митоз, его фазы. Биологическое значение митоза. Мейоз, его
механизм
и биологическое
значение.
Конъюгация
хромосом и кроссинговер.
Соматические и половые клетки. Гаметогенез.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №7«Техника микроскопирования».
Лабораторная работа №8«Сравнение строения клеток растений и животных, грибов и бактерий под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».
Лабораторная работа №9 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука».
Лабораторная работа №10 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений».
Лабораторная работа №11«Наблюдение движения цитоплазмы на примере листа элодеи».
Лабораторная работа № 12 «Сравнение клеток растений, животных, грибов и бактерий».

1)
2)
3)
1)
2)
3)
4)

1)
2)

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
признания высокой ценности жизни во всех еѐ проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или
бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового курса биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (учебнике, научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии базового уровня являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей
изменчивости; вклада выдающихся учѐных в развитие биологической науки;
выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов:
одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и

3

естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);

3) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно- научной картины мира;
4)
5)
6)
7)
8)
9)
1)
2)

отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на
организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды;
необходимости сохранения многообразия видов;
умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описание особей видов по морфологическому критерию;
выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в
экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;
сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыш человека и других млекопитающих, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.
В ценностно-ориентационной сфере:
анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения человека и возникновения жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения,
последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;
оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).
В сфере трудовой деятельности: овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.
В сфере физической деятельности: обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя,
наркомания); правил поведения в окружающей среде.
3.Воспитательный компонент в обучении
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:

гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям
гражданина России, правовой и политической культуры;

патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к
старшим, к памяти предков;

эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;

физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей
с учѐтом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

4


трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;

экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учѐтом личностных интересов и общественных потребностей.

4.Тематическое планирование 10 класс
(34 часа, ( 1 час в неделю)

№
п/п

Наименование темы
часов

1

Введение

5

2
3
4

Молекулярный уровень
Клеточный уровень
Повторение

12
16
1
34

ИТОГО:

Количество
Лабораторных работ
Практических работ

2
4
6
12

5

*
*
*
*
*

контрольных работ
(тест)
1
1
2
–
4

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».