Рабочаяя программа по биологии 11 класс

1.Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ 1. Организменный уровень (11 часов).
Организменный уровень: общая характеристика. Организм - единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные
организмы.
Размножение организмов. Развитие половых клеток. Оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Биогенетический закон. Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека.
Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория
наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование
признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные
методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
РАЗДЕЛ 2. Популяционно-видовой уровень (7 часов).
Популяционно - видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции.
История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в
формировании современной естественно-научной картины мира.
Естественный отбор как фактор эволюции.
Вид, его критерии. Многообразие видов. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Усложнение живых организмов на
Земле в процессе эволюции.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический
регресс.
Принципы классификации. Систематика.
РАЗДЕЛ 3. Экосистемный уровень (8 часов).
Экосистемный уровень: общая характеристика. Среда обитания организмов. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические
ритмы. Адаптация и миграции организмов.
Экологические сообщества. Естественные и искусственные экосистемы.
Виды взаимоотношений организмов в экосистеме. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и
смены экосистем.
Экологическая сукцессия. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы.
Лабораторные работы:
№ 1. «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов».

2

№ 2. «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания».
№ 3. «Методы измерения факторов среды обитания».
№ 4. «Изучение экологических ниш разных видов растений».
№ 5. «Описание экосистем своей местности».
№ 6. «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах (на примере аквариума)».
№ 7. «Оценка антропогенных изменений в природе».
РАЗДЕЛ 4. Биосферный уровень (8 часов).
Биосферный уровень: общая характеристика. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Отличия человека от животных.
Эволюция человека. Движущие силы антропогенеза. Формирование человеческих рас.
Роль человека в биосфере.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории,
владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных
ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приѐмами.
личностные результаты.
Личностные результаты освоения образовательной программы по предмету «Биология» отражают:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями;
3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
7) эстетическое отношение к миру;

3

8) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
9) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
11) формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по биологии отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы, смысловое чтение, умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками и т. д.;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами на данном этапе является продолжение формирования научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития,
первоначальных, систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, основ экологической грамотности, способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, приобретение опыта использования различных методов исследования (наблюдения, опытов, экспериментов).

3.Воспитательный компонент в обучении
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:

гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям
гражданина России, правовой и политической культуры;

патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

4


духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к
старшим, к памяти предков;

эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;

физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей
с учѐтом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;

экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учѐтом личностных интересов и общественных потребностей.

№
п/п

4.Тематическое планирование 11 класс
(34 часа, (1 час в неделю)
Наименование разделов и тем
Всего часов

Количество часов

Теоретические

Практические
л/р
-

1.

Организменный уровень

11

11

к/р
1

2.

Популяционно-видовой уровень

7

7

1

-

3.

Экосистемный уровень

8

8

1

7

4.

Биосферный уровень

8

7

1

-

Итого:

34

32

4

8

5

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».