Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________ Т.Ю.Коровкина подпись ФИО Протокол заседания ШМО «30» августа 2022 г. №_4_ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Добрушинская средняя школа» __________ С.А. Почивалина подпись УТВЕРЖДЕНО Приказ «31» августа 2022г. № 153 Директор МБОУ «Добрушинская средняя школа» ____________ Р.С. Торубара ФИО подпись ФИО «31» августа 2022 г. РАБОЧАЯЯ ПРОГРАММА Предмет Уровень Учитель Класс Срок реализации Физика базовый Малышев Султан Рустемович ФИО учителя-разработчика 8 1 год Количество часов: Всего 68 ч.; в неделю 2 ч. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы О.Ф. Кабардина – Физика 7- 9 классы. Сборник: «Рабочие программы предметная линия «Архимед» Физика 7-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» - 2011 – 2014. Учебник: Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.Ф.Кабардин. – М., Просвещение, 2022. – 176 с. Добрушино, 2022 1.Планируемые результаты освоения предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Личностными результатами обучения физики в основной школе являются: - сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - убеждѐнность в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; - самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; - развитость теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия; - строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства этих гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы; - готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; - мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; - в приобретение ценностных отношений друг к другу, к учителю, авторам открытий и изобретений, к результатам обучения. Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются: - овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; - понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; - овладение универсальными учебными действиями на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов, экспериментальной проверки этих гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; - сформированность умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; - умение анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами; - умение выделять основное содержание прочитанного текста и находить в нѐм ответы на вопросы; - приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач; - развитость монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; - коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы; - использование справочной литературы и других источников информации; - освоение приѐмов действий в нестандартных ситуациях; - овладение эвристическими методами решения проблем; - формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Предметными результатами обучения физике в основной школе являются: научится: - соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; - понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения; 2 - распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов; - ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы. - понимать роль эксперимента в получении научной информации; - проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений. - проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; - проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений; - анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения; - понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни; - использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет. получит возможность научиться: - осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни; - использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; - сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений; - самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов; - воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации; - создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. 3 2.Содержание учебного предмета. Раздел 1. Электрические и электромагнитные явления (38 ч.) Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Конденсатор. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон. Сила Ампера. Сила Лоренца. Фронтальные лабораторные работы 1. Сборка и испытание электрической цепи постоянного тока 6. Определение мощности электрического тока 2. Измерение силы тока с помощью амперметра 7. Исследование явлений магнитного взаимодействия 3. Определение сопротивления проводника при помощи 8. Сборка электромагнита и испытание его действия амперметра и вольтметра 9. Изучение работы электродвигателя 4. Определение удельного сопротивления проводника 10. Изучение работы электрогенератора постоянного тока 5. Измерение напряжения на участках цепи Раздел 2. Электромагнитные колебания и волны (12 ч.) Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор. Опыт Эрстеда. . Магнитное поле тока. . Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство электродвигателя. Правило Ленца. Устройство генератора постоянного тока. Устройство генератора переменного тока. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Принципы радиосвязи и телевидения. Раздел 3. Световые явления (14 ч.) Свет – электромагнитные волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. Фронтальные лабораторные работы 11. Исследование зависимости угла отражения света от угла падения 12. Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы 13. Получение изображений при помощи собирающей линзы 4. Повторение (4 ч.) 4 3.Воспитательный компонент в обучении. Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС: гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учѐтом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учѐтом личностных интересов и общественных потребностей. 4.Тематическое планирование № Название раздела или темы Количество часов Количество работ 1. 2. 3. Электрические и магнитные явления Электромагнитные колебания и волны Оптические явления Всего 38 12 14 Лаб.раб 9 4 4. Повторение 4 - Итого 68 13 Конт.раб. 3 1 1 1 5 5 6