Рабочая программа по физической культуре 6-7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора

Приказ «31» августа 2022 г. №153

____________Т.Ю. Коровкина

МБОУ «Добрушинская средняя

Директор МБОУ « Добрушинская

Протокол заседания ШМО

школа»

средняя школа»

«30» августа 2022 г. № 4

_________С.А. Почивалина

подпись

ФИО

подпись

ФИО

____________ Р.С. Торубара
подпись

ФИО

«31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
физическая культура
Уровень
базовый
Учитель Соловьёва Ольга Олеговна
ФИО учителя-разработчика

Класс
Срок реализации

6-7
1 год

Количество часов:
Всего 136 ч.; в неделю __2__ ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, на основе примерной рабочей программы «Физическая культура» А.П. Матвеевой 5-9 классы. Предметная линия
учебников А.П, Матвеева 6-7 класс. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Преметная линия учебников А.П. Матвеева. 5 – 9
классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2021 г.
Добрушино, 2022

1.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В этом разделе представлены итоговые результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура», которые
должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
1.1. Личностные результаты

-

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою

Родину;

-

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов;

-

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование

нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего

возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;

-

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного

безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
1.2. Метапредметные результаты

-

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и

познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее

эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2

-

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе

достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;

-

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и

познавательной деятельности;

-

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать

основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;

-

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных

-

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать

задач;

индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее

ИКТ компетенции);

-

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной

практике и профессиональной ориентации.
1.3. Предметные результаты

-

понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый

образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

-

овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к

расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать
физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной
3

направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и
особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

-

приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил

техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах;
обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

-

расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения

вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять
тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и
функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на
организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

-

формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений,

учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами
технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах
игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных
физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе, в подготовке к выполнению
нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

4

2. Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
История физической культуры.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Цель и задачи
современного олимпийского движения. Идеалы и символика Олимпийских игр и олимпийского движения. Первые олимпийские чемпионы
современности.
Олимпийское движение в дореволюционной России, роль А. Д. Бутовского в его становлении и развитии. Первые успехи российских
спортсменов в современных Олимпийских играх.
Основные этапы развития олимпийского движения в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на
Олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в школьную программу по физической культуре. Краткие сведения о
Московской Олимпиаде 1980 г. и Олимпиаде в Сочи 2014 г.
Физическая культура (основные понятия).
Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств; понятие силы, быстроты, выносливости,
гибкости, координации движений и ловкости. Основные правила развития физических качеств. Структура и содержание самостоятельных
занятий по развитию физических качеств, особенности их планирования в системе занятий физической подготовкой. Место занятий
физической подготовкой в режиме дня и недели.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя гимнастика и её влияние
на работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и
трудовой деятельности.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур.
Физическая нагрузка и способы её дозирования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности человека (воли, смелости, трудолюбия,
честности, этических норм поведения).
5

Банные процедуры, их цель и задачи, связь с укреплением здоровья человека. Правила поведения в бане и гигиенические требования
к банным процедурам.
Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом, характеристика типовых травм, причины их возникновения.
Способы двигательной деятельности
Организация самостоятельных занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил
при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической
культурой, физической и технической подготовкой (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки).
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз.
Составление (по образцу) индивидуальных планов занятий физической подготовкой, выделение основных частей занятия,
определения их задач и направленности содержания.
Составление (совместно с учителем) плана занятий спортивной подготовкой с учётом индивидуальных показаний здоровья и
физического развития, двигательной (технической) и физической подготовленности.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой, последовательное выполнение частей занятия,
определение их содержания по направленности физических упражнений и режиму нагрузки.
Организация досуга

средствами

физической

культуры, характеристика занятий подвижными и

спортивными

играми,

оздоровительными бегом и ходьбой.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его
основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, осанка). Самонаблюдение за индивидуальными показателями
физической подготовленности (самостоятельное тестирование физических качеств). Самоконтроль изменения частоты сердечных
сокращений (пульса) во время занятий физическими упражнениями, определение режимов физической нагрузки.
Простейший анализ и оценка техники осваиваемых упражнений (по методу сличения с эталонным образцом).
Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической
подготовленности; конспектирование содержания еженедельно обновляемых комплексов утренней зарядки и физкультминуток; содержания
домашних занятий по развитию физических качеств.

6

Измерение функциональных резервов организма как способ контроля за состоянием индивидуального здоровья. Проведение
простейших функциональных проб с задержкой дыхания и выполнением физической нагрузки.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений,
формирования правильной осанки, регулирования массы тела с учётом индивидуальных особенностей физического развития и полового
созревания. Комплексы упражнений для формирования стройной фигуры. Комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток и
физкультпауз. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для профилактики нарушений зрения.
Индивидуальные комплексы адаптивной и лечебной физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими
показаниями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др.).
Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы: построения
и перестроения на месте и в движении; передвижение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами; передвижение в колонне с
изменением длины шага.
Акробатические упражнения: кувырок вперёд в группировке; кувырок назад в упор присев; кувырок назад из стойки на лопатках в
полушпагат; кувырок назад в упор, стоя ноги врозь; из упора присев перекат назад в стойку на лопатках; перекат вперёд в упор присев; из
упора лёжа толчком двумя в упор присев; из стойки на лопатках группировка и переворот назад через голову в упор присев; «длинный»
кувырок (с места и разбега); стойка на голове и руках; зачётные комбинации (составляются из числа освоенных упражнений с учётом
технической и физической подготовленности занимающихся).
Ритмическая гимнастика (девочки): стилизованные общеразвивающие упражнения; танцевальные шаги (мягкий шаг; высокий шаг,
приставной шаг; шаг галопа; шаг польки); упражнения ритмической и аэробной гимнастики; зачётные композиции (составляются из числа
освоенных упражнений с учётом технической и физической подготовленности занимающихся).
Опорные прыжки: прыжок на гимнастического козла с последующим спрыгиванием; опорный прыжок через гимнастического козла
ноги врозь; опорный прыжок через гимнастического козла согнув ноги.
Упражнения на гимнастическом бревне (девочки): передвижения ходьбой, бегом, приставными шагами, прыжками; повороты стоя на
месте и прыжком; наклоны вперёд и назад, вправо и влево в основной и «широкой» стойке с изменяющимся положением рук; стойка на
коленях с опорой на руки; полушпагат и равновесие на одной ноге (ласточка); танцевальные шаги; спрыгивание и соскоки (вперёд,
7

прогнувшись, с поворотом в сторону, с опорой о гимнастическое бревно); зачётные комбинации (составляются из числа освоенных
упражнений с учётом технической и физической подготовленности занимающихся).
Упражнения на гимнастической перекладине (мальчики): из виса стоя толчком двумя переход в упор; из упора, опираясь на левую
(правую) руку, перемах правой (левой) вперёд; из упора правая (левая) впереди, опираясь на левую (правую) руку, перемах правой (левой)
назад; из упора махом назад, переход в вис на согнутых руках; вис на согнутых ногах; вис согнувшись; размахивание в висе изгибами; из
размахивания в висе подъём разгибом; из виса махом назад соскок, махом вперёд соскок; зачётные комбинации (составляются из числа
освоенных упражнений с учётом технической и физической подготовленности занимающихся).
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: бег на длинные, средние и короткие дистанции; высокий старт; низкий старт; ускорения с
высокого старта; спринтерский бег; гладкий равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанции регулируется учителем или
учеником); эстафетный бег; бег с преодолением препятствий; кроссовый бег.
Прыжковые упражнения: прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»;
прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись».
Упражнения в метании малого мяча: метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень; метание малого мяча по
движущейся (катящейся) мишени; метание малого мяча по движущейся (летящей) мишени; метание малого мяча с разбега по движущейся
мишени; метание малого мяча на дальность с разбега (трёх шагов).
Спортивные игры. Баскетбол: ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; ловля и передача мяча двумя руками от
груди; передача мяча одной рукой от плеча; передача мяча при встречном движении; передача мяча одной рукой снизу; передача мяча одной
рукой сбоку; передача мяча двумя руками с отскока от пола; бросок мяча двумя руками от груди с места; бросок мяча одной рукой от головы
в прыжке; бросок мяча одной рукой от головы в движении; штрафной бросок; вырывание и выбивание мяча; перехват мяча во время
передачи; перехват мяча во время ведения; накрывание мяча; повороты с мячом на месте; тактические действия: подстраховка; личная
опека. Игра по правилам.
Волейбол: прямая нижняя подача; верхняя прямая подача; приём и передача мяча двумя руками снизу; приём и передача мяча сверху
двумя руками; передача мяча сверху двумя руками назад; передача мяча в прыжке; приём мяча сверху двумя руками с перекатом на спине;
приём мяча одной рукой с последующим перекатом в сторону; прямой нападающий удар; индивидуальное блокирование в прыжке с места;
тактические действия: передача мяча из зоны защиты в зону нападения. Игра по правилам.
8

Футбол: ведение мяча; удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы; удар по неподвижному и катящемуся
мячу внешней стороной стопы; удар по мячу серединой подъёма стопы; удар по мячу серединой лба; остановка катящегося мяча внутренней
стороной стопы; остановка мяча подошвой стопы; остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы; остановка мяча грудью;
отбор мяча подкатом. Игра по правилам.
Прикладно ориентированная физкультурная деятельность. Прикладно ориентированная физическая подготовка лазанье по
канату в два и три приема (мальчики); лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, по диагонали лицом и спиной к стенке
(девушки); передвижение в висе на руках с махом ног (мальчики); прыжки через препятствия с грузом на плечах; спрыгивание и
запрыгивание с грузом на плечах; приземление на точность и сохранение равновесия; подъемы и спуски шагом и бегом с грузом на плечах;
преодоление препятствий прыжковым бегом; преодоление полос препятствий.
Физическая подготовка. Физические упражнения для развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости,
координации движений, гибкости, ловкости.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости. Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны с возрастающей амплитудой
движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны. Упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития
подвижности плечевого сустава (выкруты). Комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых,
тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного столба. Комплексы активных и пассивных упражнений с
большой амплитудой движений. Упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений. Прохождение усложнённой полосы препятствий, включающей кувырки (вперёд, назад), кувырки
по наклонной плоскости, преодоление препятствий прыжком с опорой на руку, безопорным прыжком, быстрым лазаньем. Броски
теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную мишень, с места и с разбега. Касание правой и левой ногой мишеней,
подвешенных на разной высоте, с места и с разбега. Разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением.
Прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силы. Подтягивание в висе и отжимание в упоре. Передвижения в висе и упоре на руках на перекладине (мальчики),
подтягивание в висе стоя (лёжа) на низкой перекладине (девочки); отжимания в упоре лёжа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;
отжимание в упоре на низких брусьях; поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты; из положения лёжа на
гимнастическом козле (ноги зафиксированы) сгибание туловища с различной амплитудой движений (на животе и на спине); комплексы
9

упражнений с гантелями с индивидуально подобранной массой (движения руками, повороты на месте, наклоны, подскоки со взмахом рук);
метание набивного мяча из различных исходных положений; комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные
группы (с увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения); элементы атлетической гимнастики (по типу «подкачки»);
приседания на одной ноге «пистолетом» с опорой на руку для сохранения равновесия.
Развитие выносливости. Упражнения с непредельными отягощениями, выполняемые в режиме умеренной интенсивности в
сочетании с напряжением мышц и фиксацией положений тела. Повторное выполнение гимнастических упражнений с уменьшающимся
интервалом отдыха (по типу «круговой тренировки»). Комплексы упражнений с отягощением, выполняемые в режиме непрерывного и
интервального методов.
Лёгкая атлетика. Развитие выносливости. Бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального метода. Бег по
пересечённой местности (кроссовый бег). Бег с равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности. Бег с препятствиями.
Равномерный бег с финальным ускорением (на разные дистанции). Равномерный бег с дополнительным отягощением в режиме «до отказа».
Развитие силы. Специальные прыжковые упражнения с дополнительным отягощением. Прыжки вверх с доставанием подвешенных
предметов. Прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны). Запрыгивание с последующим спрыгиванием. Прыжки в
глубину по методу ударной тренировки. Прыжки в высоту с продвижением и изменением направлений, поворотами вправо и влево, на
правой, левой ноге и поочерёдно. Бег с препятствиями. Бег в горку, с дополнительным отягощением и без него. Комплексы упражнений с
набивными мячами. Упражнения с локальным отягощением на мышечные группы. Комплексы силовых упражнений по методу круговой
тренировки.
Развитие быстроты. Бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры. Максимальный бег в горку и с
горки. Повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой, на повороте и со старта). Бег с максимальной
скоростью с ходу. Прыжки через скакалку в максимальном темпе. Ускорение, переходящее в многоскоки, и многоскоки, переходящие в бег
с ускорением. Подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие координации движений. Специализированные комплексы упражнений на развитие координации (разрабатываются на
основе учебного материала разделов «Гимнастика» и «Спортивные игры»).

10

Воспитательный компонент уроков физической культуры.
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования – личностное развитие школьников,
проявляющееся в развитии социально-значимых отношений школьников и прежде всего отношений.

3. Тематическое планирование
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (6 и 7 классы)
№
п/п

Разделы (темы)

Количество часов
VI

Количество часов
VII

1

Знания о физической культуре

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

68 часов

68 часов

4

Физкультурно-оздоровительная
деятельность
Спортивно-оздоровительная
деятельность
Гимнастика с основами акробатики

18 часов

18 часов

5

Легкая атлетика

26 часов

26 часов

6

Спортивные игры

21 часов

21 часов

6.1

Баскетбол

9ч

9ч

6.2

Волейбол

9ч

9ч

6.3
ИТОГО:

Футбол

6ч

6ч

68 ЧАСОВ

68 ЧАСОВ

2
3

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».