Рабочая программа по физической культуре 10-11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО

Заместитель директора

Приказ «31» августа 2022 г. №153

____________Т.Ю. Коровкина

МБОУ «Добрушинская средняя школа»

Директор МБОУ « Добрушинская

Протокол заседания ШМО

_________С.А. Почивалина

средняя школа»

«30» августа 2022 г. № 4

«31» августа 2022 г.

подпись

ФИО

подпись

ФИО

____________ Р.С. Торубара
подпись

ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
физическая культура
Уровень
базовый
Учитель Соловьёва Ольга Олеговна
ФИО учителя-разработчика

Класс
Срок реализации

10-11
1 год

Количество часов:
Всего 204 ч.; в неделю __3__ ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, на основе примерной рабочей программы «Физическая культура» В.И. Ляха 10-11 классы. Предметная линия учебников В.И.
Ляха 10-11 класс. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 10—11 классы: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — 6-е изд. — М. : Просвещение, 2021.
Добрушино, 2022

1.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 10 и 11 классов направлена на достижение
старшеклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герба,
флага, гимна);
- формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного
на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в
нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
2

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализация ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других
людей, формирование умения оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем;
- сформированнность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, опыта эколого-направленной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Личностные результаты отражаются в готовности и способности учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Они
проявляются в способностях ставить цели и строить жизненные планы, осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном
социуме. К ним относятся сформированная мотивация к обучению и стремление к познавательной деятельности, система межличностных и
социальных отношений, ценностносмысловые установки, правосознание и экологическая культура.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 3

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных
ценностей;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Метапредметные результаты включают в себя освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность использования этих действий в познавательной и социальной практике. К
метапредметным результатам относятся такие способности и умения, как самостоятельность в планировании и осуществлении учебной,
физкультурной и спортивной деятельности, организация сотрудничества со сверстниками и педагогами, способность к построению
индивидуальной образовательной программы, владение навыками учебно-исследовательской и социальной деятельности.
Предметные результаты
- умение использовать разнообразные виды и формы физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного
отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду
и обороне» (ГТО);

4

- овладение современными методиками укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики
заболеваний;
- овладение способами контроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического
развития и физических качеств;
- владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и
производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
- овладение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта с помощью их активного применения в
игровой и соревновательной деятельности.
Изучение предмета должно создать предпосылки для освоения учащимися различных физических упражнений с целью использования
их в режиме учебной и производственной деятельности, для профилактики переутомления и сохранения работоспособности. Наконец, одно
из самых серьёзных требований — научение владению технико-тактическими приёмами (умениями) базовых видов спорта и их применение в
игровой и соревновательной деятельности.
На основании полученных знаний учащиеся должны уметь объяснять:
- роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его
роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
- роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового
образа жизни.
Характеризовать:
- индивидуальные особенности физического и

психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими

упражнениями;
- особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности
планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроль за их эффективностью;
5

- особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессиональноприкладной
и оздоровительно-корригирующей направленности;
- особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях
физической культурой;
- особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
- особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую
эффективность.
Соблюдать правила:
- личной гигиены и закаливания организма;
- организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
- культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
- профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
- экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Осуществлять:
- самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительнокорригирующей направленностью;
- контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
- приёмы по страховке и самостраховке во время занятий физическими упражнениями, приёмы оказания первой помощи при травмах
и ушибах;
- приёмы массажа и самомассажа;
- занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
- судейство соревнований по одному из видов спорта.
6

Составлять:
- индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
- планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
- уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
- эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
- дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Демонстрировать физические способности: скорость, силу, выносливость, гибкость.
Освоить следующие двигательные умения, навыки и способности:
- в метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжелённые малые мячи,
резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12—15 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов; метать
различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель размером 2,5 2,5 м с 10—12 м (девушки) и с 15—25 м (юноши); метать теннисный
мяч в вертикальную цель размером 1 1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м (юноши);
- в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекладине
(юноши), на бревне или равновысоких брусьях (девушки), опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115—125 см (юноши),
комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти
элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные
элементы (юноши), комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки), лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату
с помощью ног на скорость (юноши), выполнять комплекс вольных упражнений (девушки);
- в спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного
упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.

7

Физическая подготовленность должна соответствовать уровню показателей развития физических способностей с учётом
региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Должны быть освоены:
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использование различных видов физических упражнений с целью
самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществление коррекции недостатков физического развития;
проведение самоконтроля и саморегуляции физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности: участие в соревнованиях по легкоатлетическому четырёхборью: бег 100 м, прыжок в длину или
высоту, метание мяча, бег на выносливость; осуществление соревновательной деятельности по одному из видов спорта, включая основные
элементы техники и тактики национальных видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласование своего поведения с интересами коллектива; при
выполнении упражнений критическое оценивание собственных достижений, поддержка товарищей, имеющих низкий уровень физической
подготовленности; сознательные тренировки и стремление к лучшему результату.
Требования к уровню физической культуры, составляющему вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся,
определяемый самой школой), разрабатывает и определяет сам учитель, согласуя его с советом учителей, дирекцией школы и учащимися
конкретного класса.
2.

Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре

Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные
ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности, укрепление здоровья, физическое

8

совершенствование и формирование здорового образа жизни, физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового
поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.
Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения (на примере движения «Спорт для всех»), их социальная
направленность и формы организации.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы
содержания и формы организации.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.
Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования физических нагрузок и
контроля за ними во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей
направленности. Основные формы и виды физических упражнений.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений по современным системам
физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных
занятий.
Представление о соревновательной и тренировочной деятельности. Понятие об основных видах тренировки: теоретической,
физической, технической, тактической и психологической подготовке, их взаимосвязи.
Основные технико-тактические действия и приёмы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде
спорта.
Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий (гимнастика,
лёгкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе
проведения индивидуальных занятий.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта (спортивные игры, лёгкая атлетика,
гимнастика). Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях.
9

Представление о назначении и особенности прикладной физической подготовки в разных видах трудовой деятельности.
Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья;
поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия.
Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), характеристика упражнений и подбор форм занятий в
зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание)
и восстановительные мероприятия (водные процедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных
занятий физической культурой и спортом.
Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его
здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование
индивидуального здорового стиля жизни.
Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком,
банные процедуры. Дозировка указана в программах 1—9 классов. Изменения следует проводить с учётом индивидуальных особенностей
учащихся.
Закрепление приёмов саморегуляции. Повторение приёмов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе.
Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Закрепление приёмов самоконтроля. Повторение приёмов самоконтроля, освоенных ранее.
Способы двигательной (физкультурно-оздоровительной, спортивно-оздоровительной и прикладной) деятельности
Физкультурно-оздоровительная деятельность

10

Организация и планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями (оздоровительной тренировки, утренней
гимнастики и др.). Закрепление навыков закаливания (воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение
босиком, банные процедуры), приобретённых в начальной и основной школе.
Выполнение комплексов, составленных из упражнений оздоровительных систем физического воспитания: атлетической гимнастики
(юноши), ритмической гимнастики (девушки), упражнений с использованием роликовых коньков, оздоровительного бега, аэробики, дартса.
Контроль за индивидуальным здоровьем на основе методов измерения морфофункциональных показателей по определению массы и
длины тела, соотношения роста и веса, кистевой и становой динамометрии, окружности грудной клетки, ЧСС в покое и после физической
нагрузки, артериального давления, жизненной ёмкости лёгких, частоты дыхания, физической работоспособности; методов оценки физической
подготовленности (выносливости, гибкости, силовых, скоростных и координационных способностей).
Ведение дневника контроля собственного физического состояния (признаки утомления разной степени при занятиях физическими
упражнениями, показатели физического развития, физической подготовленности и работоспособности).
Спортивно-оздоровительная деятельность
Организация и планирование содержания индивидуальной спортивной подготовки в избранном виде спорта. Способы контроля и
регулирования физической нагрузки во время индивидуальных тренировочных занятий.
Тестирование физической и технической подготовленности по базовым видам спорта школьной программы. Ведение дневника
спортсмена.
Прикладная физкультурная деятельность
Умение разрабатывать и применять упражнения прикладной физической подготовки (это связано с будущей трудовой деятельностью
и службой в армии (юноши).
Владение различными способами выполнения прикладных упражнений из базовых видов спорта школьной программы.
Спортивные игры: игровые упражнения и эстафеты с набивными мячами с преодолением полос препятствий.

11

Гимнастика (юноши): лазание по горизонтальному, наклонному и вертикальному канату с помощью и без помощи ног; различные
виды ходьбы и приседания с партнёром, сидящим на плечах; опорные прыжки через препятствия; передвижения в висах и упорах на руках;
длинный кувырок через препятствия.
Лёгкая атлетика (юноши): метание утяжелённых мячей весом 150 г и гранаты весом до 700 г на расстояние и в цели; кросс по
пересечённой местности; бег с препятствиями, эстафеты с метанием, бегом, прыжками, переноской груза или товарища.
Физическое совершенствование
Спортивные игры: совершенствование техники передвижений, владения мячом, техники защитных действий, индивидуальных,
групповых и командных тактических действий в нападении и защите (баскетбол, гандбол, волейбол, футбол).
Гимнастика с элементами акробатики: освоение и совершенствование висов и упоров, опорных прыжков, акробатических
упражнений, комбинаций из ранее изученных элементов.
Лёгкая атлетика: совершенствование техники спринтерского, эстафетного, длительного бега, прыжка в высоту и длину с разбега,
метаний в цель и на дальность.
Развитие скоростных, силовых способностей, выносливости, гибкости и координационных способностей на основе использования
упражнений базовых видов спорта школьной программы.
По итогам изучения каждого из разделов школьной программы учащиеся готовят рефераты на одну из тем, предложенных в учебнике,
а в конце 10 и 11 классов — итоговые работы.
Воспитательный компонент учебного предмета «физическая культура»
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного
предмета обеспечивает цель воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования – личностное развитие школьников,
проявляющееся в развитии социально-значимых отношений школьников и прежде всего отношений.

12

3. Тематическое планирование
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (10 и 11 классы)

№
п/п

Вид программного материала

1
2
3
4
5
6

Основы знаний о физической культуре
Спортивные игры (Волейбол, баскетбол)
Гимнастика
Лёгкая атлетика
Футбол
Кроссовая подготовка
Итого

Количество часов
(уроков)
Класс
X
В процессе урока
36
18
25
9
14
102

Количество часов
(уроков)
Класс
XI
В процессе урока
36
18
25
9
14
102

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».