Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________Д. А. Петляк подпись ФИО Протокол заседания ШМО «29» августа 2022 г. №3 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Добрушинская средняя школа» __________С. А. Почивалина подпись УТВЕРЖДЕНО Приказ «31» августа 2022 г. № 153 Директор МБОУ « Добрушинская средняя школа» ____________ Р. С. Торубара ФИО подпись ФИО « 31» августа 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет русский язык Уровень базовый Учитель Менаметова Марина Алексеевна ФИО учителя-разработчика Класс Срок реализации 2 1 год Количество часов: Всего _136__ч.; в неделю __4__ ч. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторских программ: 1. «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, Н.А. Федосовой. Рабочие программы «Русский язык» 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ составители В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др.- М.: «Просвещение», 2014 г. 2. Учебники: «Русский язык» 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2014 г. Добрушино, 2022 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ 2 КЛАССА 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ВО 2 КЛАССЕ Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться работать по предложенному учителем плану 2 Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 9. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества. 11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». 12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 3 13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». Предметные результаты 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения. Планируемые результаты обучения по темам В результате работы по темам «Наша речь», «Текст», «Предложение» дети научатся: сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения; различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме; правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения; составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов; 4 составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок; списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов; письменно отвечать на вопросы к тексту; писать под диктовку; записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки; пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения». В процессе работы по теме «Наша речь», «Текст», «Предложение» дети учатся: понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нѐм взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения; составлять предложения, различные по цели высказывания; устанавливать, о ком или о чѐм говорится в предложении и что об этом говорится; выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чѐм говорится в предложении и что об этом говорится); устанавливать связь слов в предложении по вопросам; выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами; устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем?Маленький щенок играет шариком; составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему; определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения; записывать текст целиком или выборочно близко к тексту; работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нѐм); различать текст-пословицу и текст-загадку; писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану. В результате работы по теме « Слова, слова, слова… » дети научатся: подбирать группы родственных (однокоренных) слов; выделять корень в однокоренных словах; различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы; 5 использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов); применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши. В процессе работы по теме «Слова,слова, слова» дети учатся: различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные; распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные; использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова». В результате работы по теме «Звуки и буквы» дети научатся: слушать, анализировать звучащее слово; выделять на слух гласные и согласные звуки в слове; подбирать слова с заданными первым и последним звуком; выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные; понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных в конце слова; понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и применять эти знания на практике; понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными; использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса; анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса; различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных; выделять (различать) мягкие и твѐрдые согласные звуки в слове; обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я. В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся: слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка); чѐтко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы; соблюдать орфоэпические правила произношения слов; использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма. 6 В результате работы по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» дети научатся: применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши. безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн; различать (сравнивать)мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак. В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся: слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка); чѐтко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы; соблюдать орфоэпические правила произношения слов; использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма. В результате работы по теме «Части речи» дети научатся: распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи; распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу; использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?; характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?; определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи; распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.); распознавать имена собственные в зависимости от контекста ( орѐл – Орѐл, пушок – Пушок и т.д.); писать имена собственные по правилам; характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?; определять, признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное; изменять имя прилагательное по числам; выделять словосочетания имѐн существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»); устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному); различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы; различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т.д.); 7 характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного; Определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол; Изменять глаголы по числам; Писать предлоги отдельно от других слов. В процессе работы по теме «Части речи» дети учатся: различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? изменять глаголы по вопросам что сделает? что сделают? что делает? что делают?; объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного; различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идѐт, бежит, мчится); использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идѐт, льѐт, барабанит, шепчет); понимать значение предлогов в речи. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Воспитательный компонент. Самая распространенная форма работы в школе – урок. На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок – это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя – сделать так, чтобы каждые 40 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок – продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности. Как же через учебные предметы реализовывать воспитывающие цели образования? Многие часто рассуждают, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных руководителей, завуча по воспитательной работе, но не учителя, ведущего урок . С другой стороны, существует мнение, что проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, что время на воспитательную работу надо отрывать от объяснения нового материала. К сожалению, в школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Сегодня по-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. На одних уроках для воспитания больше возможностей, на других – меньше, но есть они всегда. Это настоящий, хорошо продуманный, четко спланированный урок воспитывает всегда: своим содержанием, поведением учителя, организацией работы детей, общением их между собой и педагогом. Реализуя воспитательный аспекта урока, необходимо: - учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом; - продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целям; - осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока; - использовать на этапе актуализации инновационные технологии; 8 - использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие; - применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач; - проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока. Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями: система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учѐтом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся. Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (132ч) Наша речь (3 ч) Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи. Текст (3 ч) Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединѐнных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение еѐ в плане. Красная строка в тексте. Предложение (8 ч) Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространѐнные и нераспространѐнные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. 9 Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись. Слова, слова, слова…(18 ч) Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника. Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарѐм. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов. Звуки и буквы (50 ч) Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарѐм. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твѐрдые и мягкие 10 согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами. Части речи (38 ч) Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесѐнность к определѐнной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имѐн существительных в речи. Одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имѐн существительных. Число имѐн существительных. Изменение имѐн существительных по числам. Употребление имѐн существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имѐн существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имѐн существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имѐн существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имѐн существительных с изученными орфограммами. Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста. Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имѐн прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имѐн прилагательных. Изменение имѐн прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имѐн прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имѐн прилагательных с 11 изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имѐн прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имѐн прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста. Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текстарассуждения. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространѐнных предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными. Повторение изученного за год (16 ч) Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов и тем Количество часов по авторской программе Количество часов по РП и КТП 1 Наша речь 3ч 3ч 2 Текст 3ч 3ч 3 Предложение 11 ч 8ч 1 4 Слова,слова,слова… 18 ч 18 ч 2 5 Звуки и буквы 60 ч 50 ч 3 Контрольный диктант Контрольное списывание Проверочная работа Проекты 1 (тест) 1 (стартовая) 1 1 1(словарный диктант) 1 (тест) 3 (провер. работа) «И в шутку и 12 6 Части речи 57 ч 38 ч 1 7 Повторение Итого: 18 ч 170 часов 16 ч 136 часов 1 8 1 3 1 (словарный диктант) всерьез»; 1 (диктант) «Пишем письмо»; «Рифма» 2 (провер. работа) «В словари за частями 2 (диктант) речи» 1 (словарный диктант) 1 (словарный диктант) 17 4 13