Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________Д. А. Петляк
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«29» августа 2022 г. №3

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С. А. Почивалина
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ « Добрушинская средняя
школа»
____________ Р. С. Торубара

ФИО

подпись

ФИО

« 31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
русский язык
Уровень
базовый
Учитель Менаметова Марина Алексеевна
ФИО учителя-разработчика

Класс
Срок реализации

2
1 год

Количество часов:
Всего _136__ч.; в неделю __4__ ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования на основе авторских программ:
1. «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, Н.А. Федосовой. Рабочие
программы «Русский язык» 1 - 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ составители В.П. Канакина,
В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др.- М.: «Просвещение», 2014 г.
2. Учебники: «Русский язык» 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. М.:
Просвещение, 2014 г.

Добрушино, 2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» ДЛЯ 2 КЛАССА
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» ВО 2 КЛАССЕ
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
2

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с
информацией).
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и
малых группах
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами.

3

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке
как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и
гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства
для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и
правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике,
словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять
языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Планируемые результаты обучения по темам
В результате работы по темам «Наша речь», «Текст», «Предложение» дети научатся:
 сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения;
 различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;
 правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и
правильно оформлять их на письме;
 правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;
 составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;
4

 составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;
 списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;
 письменно отвечать на вопросы к тексту;
 писать под диктовку;
 записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;
 пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение»,
«главные члены предложения».
В процессе работы по теме «Наша речь», «Текст», «Предложение» дети учатся:
 понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки
препинания в нѐм взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;
 составлять предложения, различные по цели высказывания;
 устанавливать, о ком или о чѐм говорится в предложении и что об этом говорится;
 выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чѐм говорится в предложении
и что об этом говорится);
 устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
 выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;
 устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что
делает? Чем?Маленький щенок играет шариком;
 составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
 определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
 записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
 работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нѐм);
 различать текст-пословицу и текст-загадку;
 писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.
В результате работы по теме « Слова, слова, слова… » дети научатся:
 подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
 выделять корень в однокоренных словах;
 различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
 распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;

5

 использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и
подбор однокоренных слов);
 применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.
В процессе работы по теме «Слова,слова, слова» дети учатся:
 различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
 распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
 использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».
В результате работы по теме «Звуки и буквы» дети научатся:
 слушать, анализировать звучащее слово;
 выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;
 подбирать слова с заданными первым и последним звуком;
 выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;
 понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных в конце слова;
 понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и
применять эти знания на практике;
 понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в
словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;
 использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;
 анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после
разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;
 различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость
согласных;
 выделять (различать) мягкие и твѐрдые согласные звуки в слове;
 обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я.
В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:
 слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
 чѐтко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
 соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
 использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.
6

В результате работы по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» дети научатся:
 применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.
 безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;
 различать (сравнивать)мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.
В процессе работы по теме «Звуки и буквы» дети учатся:
 слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
 чѐтко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
 соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
 использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.
В результате работы по теме «Части речи» дети научатся:
 распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;
 распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и
грамматическому вопросу;
 использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на
вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;
 характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на
вопрос кто? или на вопрос что?;
 определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является
ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;
 распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);
 распознавать имена собственные в зависимости от контекста ( орѐл – Орѐл, пушок – Пушок и т.д.);
 писать имена собственные по правилам;
 характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое?
какие?;
 определять, признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
 изменять имя прилагательное по числам;
 выделять словосочетания имѐн существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);
 устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к
имени прилагательному);
 различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и
прилагательные-антонимы;
 различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т.д.);
7







характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;
Определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
Изменять глаголы по числам;
Писать предлоги отдельно от других слов.

В процессе работы по теме «Части речи» дети учатся:
 различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
 изменять глаголы по вопросам что сделает? что сделают? что делает? что делают?;
 объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;
 различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идѐт, бежит, мчится);
 использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идѐт, льѐт, барабанит, шепчет);
 понимать значение предлогов в речи.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Воспитательный компонент.
Самая распространенная форма работы в школе – урок. На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но
урок – это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя –
сделать так, чтобы каждые 40 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок –
продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности. Как же через учебные предметы реализовывать
воспитывающие цели образования? Многие часто рассуждают, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это
забота классных руководителей, завуча по воспитательной работе, но не учителя, ведущего урок . С другой стороны, существует мнение, что
проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, что время на
воспитательную работу надо отрывать от объяснения нового материала. К сожалению, в школе нет уроков великодушия, благородства,
уважения и внимания к достоинству и чести людей. Сегодня по-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим.
На одних уроках для воспитания больше возможностей, на других – меньше, но есть они всегда. Это настоящий, хорошо продуманный,
четко спланированный урок воспитывает всегда: своим содержанием, поведением учителя, организацией работы детей, общением их между
собой и педагогом.
Реализуя воспитательный аспекта урока, необходимо:
- учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;
- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целям;
- осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;
- использовать на этапе актуализации инновационные технологии;
8

- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность,
коммуникабельность, трудолюбие;
- применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;
- проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
 система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика
(морфология и синтаксис);
 орфография и пунктуация;
 развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает
постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и
развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре
русского языка с учѐтом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного
языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач
общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (132ч)
Наша речь (3 ч)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог.
Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной,
письменной и внутренней речи.
Текст (3 ч)
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединѐнных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между
предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение еѐ в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (8 ч)
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания,
слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование
предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах.
Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и
второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения
подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов
предложения. Распространѐнные и нераспространѐнные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу.
9

Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора
слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…(18 ч)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов,
синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные
слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в
наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей
роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения.
Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в
слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении
слов. Работа с орфоэпическим словарѐм.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (50 ч)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный
разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в
алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках,
энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих
гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне
однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной
в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в
правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением.
Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме.
Работа с орфографическим словарѐм.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный
звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твѐрдые и мягкие

10

согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком.
Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение
шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким
знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед
согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и
перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне
слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце
слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и
того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (38 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесѐнность к определѐнной части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые
отвечает эта часть речи). Роль имѐн существительных в речи. Одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные (общее
представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная
буква в именах собственных. Правописание собственных имѐн существительных. Число имѐн существительных. Изменение имѐн
существительных по числам. Употребление имѐн существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения
воспроизводить лексическое значение имѐн существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена
существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имѐн существительных с
изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имѐн существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в
правописании имѐн существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль
глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании
глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование
умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и
противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании.
Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает
эта часть речи). Роль имѐн прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в
словосочетании. Единственное и множественное число имѐн прилагательных. Изменение имѐн прилагательных по числам. Упражнение в
распознавании имѐн прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имѐн прилагательных с
11

изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имѐн прилагательных, распознавать имена
прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание.
Наблюдение над ролью имѐн прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании
местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текстарассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространѐнных предлогов с именами
существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании
предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (16 ч)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит.
Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение
слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой,
звукобуквенный анализ слов.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Наименование
разделов и тем

Количество
часов
по авторской
программе

Количество
часов
по РП и
КТП

1

Наша речь

3ч

3ч

2

Текст

3ч

3ч

3

Предложение

11 ч

8ч

1

4

Слова,слова,слова…

18 ч

18 ч

2

5

Звуки и буквы

60 ч

50 ч

3

Контрольный
диктант

Контрольное
списывание

Проверочная работа

Проекты

1 (тест)
1 (стартовая)
1

1

1(словарный диктант)
1 (тест)
3 (провер. работа)

«И в шутку и
12

6

Части речи

57 ч

38 ч

1

7

Повторение
Итого:

18 ч
170 часов

16 ч
136 часов

1
8

1
3

1 (словарный диктант) всерьез»;
1 (диктант)
«Пишем письмо»;
«Рифма»
2 (провер. работа)
«В словари за частями
2 (диктант)
речи»
1 (словарный диктант)
1 (словарный диктант)
17
4

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».