Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________Д. А. Петляк
подпись
ФИО
Протокол заседания ШМО
«29» августа 2022 г. № 3

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С.А. Почивалина
подпись
ФИО
«31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ « Добрушинская средняя
школа»
____________ Р.С. Торубара
подпись
ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет литературное чтение на родном языке (русском)
Уровень ______базовый_____________
Учитель Ткаченко Екатерина Александровна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс _______3______
Срок реализации: 1 год

Количество часов:
Всего___34___ч.; в неделю ____1____ ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования на основе авторской программы «Литературное чтение на родном (русском) языке (Кузнецова М. И.,
Романова В. Ю., Рябинина Л. А.,Соколова О.В.), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 17 сентября 2020г. № 3/20).

Добрушино, 2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
ДЛЯ 3 КЛАССА НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для обучающихся 1 – 4 классов муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Российской Федерации.
На изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 3 классе отводится 1 час в неделю в соответствии с
базисным учебным планом Республики Крым. Общее количество часов – 1 кл. 33 часа, 2 – 4 кл. 34 часа.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими
разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.
Задачи обучения:
расширение читательского кругозора обучающихся;
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной
форме;
 обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
 эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
 пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.




1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Систематический курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлен в программе следующими содержательными
линиями:
- развитие речи,
- произведения устного творчества народов России;
- произведения классиков отечественной литературы и современных писателей России;
- все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных
2

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и
культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:
1)
познавательные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое
выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
2) коммуникативные универсальные учебные действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности;
3) регулятивные универсальные учебные действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии
Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:
3

1) Выпускник научится:
понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как
явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать
коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и
культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять
позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные
средства художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе
прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать
художественную
литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных
(прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Достижение предметных результатов по годам обучения:
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух, владеть элементарными
приемами интерпретации художественных текстов;
4

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать серии иллюстраций с короткими устными текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения.
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные
средства художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть
элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;обогащать собственный круг
чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть
элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать
художественную
литературу

как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных
5

(прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе
прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать
художественную
литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных
(прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (19 часов)
В.И.Даль «Правда и Кривда»
В.Г.Губарев «Королевство кривых зеркал»
А. Рыбаков «Пожарная дружина»
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит
Б.Петров «Морозные слова»
Б.Петров «Поднялся ветер…», Ю.Коваль «Ночью задул листобой…»
К.Паустовский «Золотая роза»
В. Песков «Опушка»
Дело мастера боится
6

Проект №1. «Улицы, связанные с профессиями»
Заиграйте мои гусли…
Музыкальные инструменты в русских былинах и сказках
Проект №2. «Русская гармошка»
Старинные русские города
Происхождение герба и название города
Проект №3. «Любимый город»
Русская народная сказка «Перышко Финиста ясна сокола»
Берёза в произведениях В.Бианки и С.Есенина
Проект №4. «Сказка о берёзе», «Петровские дубы»
Раздел 2. Язык в действии (2 часа)
Многообразие суффиксов, как особенность языка в произведениях русских писателей
Реки в жизни русского народа
Раздел 3. Секреты речи и текста (13 часов)
Аргумент. Довод
М.Пришвин «Кладовая солнца»
Создаем тексты-рассуждения
К.Д.Ушинский «Спор деревьев»
Г.Скребицкий «Белая шубка»
Г.Скребицкий «Весна…»
Д.Шеваров. Редактирование текста
М.Пришвин «Лесная колокольня». Редактирование текстов
Народные промысла России. Богородская резная игрушка. Гжельская роспись
Народные промысла России. Городецкая и Дымковская игрушки
Народные промысла России. Филимоновская и Каргопольская игрушки
Проект №5. «История моей игрушки»
Игрушки в сказках русских писателей

Воспитательный компонент учебного предмета
Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал учебного предмета обеспечивает
7

создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся НОО/ООО/СОО, и, прежде всего, ценностных
отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
-к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

проведение библиотечных уроков, позволяющих давать знания о книге, библиотеке, библиографии в определенной системе;
Реализация воспитательного потенциала учебного предмета в соответствии с целями и задачами программы учебные дискуссии,
интеллектуальные и ролевые игры, проектно – исследовательскую деятельность и иные формы урока, которые представлены в календарно –
тематическом планировании рабочей программы, а так же через содержание учебного курса, которое позволяет использовать
воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.
2.
3.

Раздел, тема
Русский язык: прошлое и настоящее
Язык в действии
Секреты речи и текста
Итого

Кол-во часов

Проекты

19
2
13
34

4
1
5

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».