Рабочая программа по родному языку (русскому) 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________Д. А. Петляк
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«29» августа 2022 г. №_3_

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С. А. Почивалина
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ « Добрушинская средняя
школа»
____________ Р. С. Торубара

ФИО

подпись

ФИО

« 31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
родной язык (русский)
Уровень
базовый
Учитель Менаметова Марина Алексеевна
ФИО учителя-разработчика

Класс
Срок реализации

2
1 год

Количество часов:
Всего _34__ч.; в неделю __1__ ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Примерная программа по учебному
предмету «Родной язык (русский) » для образовательных организаций, реализующих программы начального общего
образования» (О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.)
Добрушино, 2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) » ДЛЯ 2 КЛАССА НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)
» для обучающихся 2 класса муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Российской Федерации.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) » ВО 2 КЛАССЕ
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета по программе «Родной язык(русский) »:
– представления о своей этнической принадлежности;
– развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа – русский язык;
– положительного отношения к языковой деятельности;
– заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
– развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;
– этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.);
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о бережном отношении к материальным ценностям;
–развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Родной язык (русский)» является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
Личностные УУД:
У учащихся будут сформированы:
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем
возрасту);
– осознание роли речи в общении людей;
– понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей
речи;
2

– устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
– чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
– интерес к изучению языка.
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
– адекватно воспринимать оценку учителя;
– вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
– в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что
еще неизвестно;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
– моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
– использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
– выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
– вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться словарями, справочниками;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
– вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
– договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
– участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
– строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
– выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
– быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– владеть (в соответствии с возрастными особенностями) монологической и диалогической формами речи.
3

Предметные результаты
Учащиеся будут знать:
– антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
– изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;
– типы текстов: повествование, описание.
Учащиеся будут уметь:
– распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов по указанной
тематике;
– использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
– понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
– произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
– осознавать смыслоразличительную роль ударения;
– определять прямое и переносное значение слова;
– распознавать типы текстов;
– устанавливать связь предложений в тексте;
– выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
– восстанавливать деформированный текст;
– устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
– составлять планы различных видов.
Русский язык: прошлое и настоящее
Ученик получит возможность научиться:
– употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского
традиционного быта в современных ситуациях речевого общения;
– употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения
Язык в действии
Ученик получит возможность научиться:
– выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени
существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
– редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок

4

Секреты речи и текста
Ученик получит возможность научиться:
– оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
– использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
– знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
– пользоваться основными способами правки текста.
– редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
– анализировать типичную структуру рассказа
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Воспитательный компонент.
Самая распространенная форма работы в школе – урок. На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок –
это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя – сделать
так, чтобы каждые 40 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок – продолжение
жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности. Как же через учебные предметы реализовывать воспитывающие цели
образования? Многие часто рассуждают, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных
руководителей, завуча по воспитательной работе, но не учителя, ведущего урок . С другой стороны, существует мнение, что проведение
воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, что время на воспитательную
работу надо отрывать от объяснения нового материала. К сожалению, в школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания
к достоинству и чести людей. Сегодня по-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. На одних уроках для
воспитания больше возможностей, на других – меньше, но есть они всегда. Это настоящий, хорошо продуманный, четко спланированный
урок воспитывает всегда: своим содержанием, поведением учителя, организацией работы детей, общением их между собой и педагогом.
Реализуя воспитательный аспекта урока, необходимо:
- учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;
- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целям;
- осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;
- использовать на этапе актуализации инновационные технологии;
- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность,
коммуникабельность, трудолюбие;
- применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;
- проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.
Основные содержательные линии программы для 2 класса (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса
русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:
5

1. Русский язык: прошлое и настоящее.
2. Язык в действии: слово, предложение.
3. Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об
отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях
развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию
речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп,
коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлѐбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из
них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры,
утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с
пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную
форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (9 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учѐтом особенностей текста. Уточнение
лексического значения антонимов.
Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных
языках общий смысл, но различную образную форму.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и
ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
6

Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы,
завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения;
использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на
практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных
праздниках.
Создание текста: развѐрнутое толкование значения слова.
Представление результатов выполнения проектных заданий. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.
Проверочная работа.
Резерв учебного времени – 1 ч.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1,2
3,4
5
6,7

Тема, раздел
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»
По одѐжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что
раньше одевались дети. (с.4-14)
Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие
то, что ели в старину. (с. 14-21)
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова,
называющие то, что ели в старину. (с. 21-26)
Каша – кормилица наша. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели
в старину. (с. 26-33)

Кол-во
часов
15 ч
2
2
1
2
7

8
9
10,11
12,13
14,15

16
17
18
19 - 21

22
23
24

25
26
27,28
29,30
31
32,33
34

Входной контрольный диктант
1
Любишь кататься, люби и саночки возить. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова,
1
называющие детские забавы. (с. 34-41)
Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и
2
игрушки. (с. 41-53)
В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие
2
домашнюю утварь. (с. 53-63)
Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с
2
традицией русского чаепития. (с. 61-74)
Раздел «Язык в действии»
9ч
Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения. (с. 74-79)
1
Для чего нужны синонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических
1
замен с учѐтом особенностей текста (с. 80-83)
Для чего нужны антонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения
1
антонимов. (с. 83-86)
Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками
3
других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму
(с. 87-98)
Как можно объяснить значение слова? Разные способы толкования значения слов. (с. 98-103)
1
Как научиться читать стихи и сказки? Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. (с. 103-107)
1
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным
1
произношением и ударением»
Раздел «Секреты речи и текста»
9ч
Участвуем в диалогах. Приемы общения. Особенности русского речевого этикета.
1
Составляем развѐрнутое толкование значения слова.
1
Учимся связывать предложения в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор,
2
местоименный повтор.
Создаѐм тексты-инструкции и тексты-повествования.
2
Промежуточная аттестация
1
Представление результатов выполнения проектных заданий. Устный ответ как жанр монологической устной учебно2
научной речи. Проверочная работа.
Резерв учебного времени
1ч
Итого 34 часа
8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».