Рабочая программа по родному языку (русскому) 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________Д. А. Петляк
подпись
ФИО
Протокол заседания ШМО
«29» августа 2022 г. № 3

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С.А. Почивалина
подпись

ФИО

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ « Добрушинская средняя
школа»
____________ Р.С. Торубара
подпись

ФИО

«31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

Предмет родной язык (русский)
Уровень _базовый
Учитель Ткаченко Екатерина Александровна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс _3_
Срок реализации: 1 год
Количество часов:
Всего___34___ч.; в неделю ____1____ ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования на основе авторской программы «Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования» (О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И.
Богданов и др.)

Добрушино, 2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» ДЛЯ 3 КЛАССА НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по предмету «Родной (русский)
язык» для обучающихся 3 класса муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения МБОУ «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Российской Федерации..

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные УУД
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для
формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
2

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
Уметь донести свою позицию до собеседника;
Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками
проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
типы текстов: рассуждение, повествование, описание;
стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный);
структуру текста рассуждения
уметь:
распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;





использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
определять тему текста и основную мысль;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
3

выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;
 определять грамматические значения заимствованных слов;
 строить словообразовательные цепочки.

Русский язык: прошлое и настоящее
Ученик получит возможность научиться:
- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного
быта в современных ситуациях речевого общения;
- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения
Язык в действии
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и
имени прилагательного в числе, роде, падеже;
- редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок
Секреты речи и текста
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-давать оценку невежливому речевому поведению.
-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
-пользоваться основными способами правки текста.
- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
-анализировать типичную структуру рассказа

4

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные содержательные линии программы для 3 класса (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного
курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:
1. Русский язык: прошлое и настоящее.
2. Язык в действии: слово, предложение.
3. Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об
отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях
развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию
речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство –
побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник,
лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли,
гармонь).
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (10 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга,
книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами
употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен
существительных (родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами
5

правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным
значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа
(в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 часов)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов,
загадок, пословиц, притч и т.п.).
Воспитательный компонент учебного предмета
Тематическое планирование составлено с учетом программы воспитания. Воспитательный потенциал учебного предмета обеспечивает
создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся НОО/ООО/СОО, и, прежде всего, ценностных
отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
-к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

установление доверительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию
обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой
на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;

организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками,
дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
6

инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и
групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах
других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Реализация воспитательного потенциала учебного предмета в соответствии с целями и задачами программы учебные дискуссии,
интеллектуальные и ролевые игры, проектно – исследовательскую деятельность и иные формы урока, которые представлены в календарно –
тематическом планировании рабочей программы, а так же через содержание учебного курса, которое позволяет использовать
воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета.



3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Тема, раздел
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»
Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения.
Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми
(правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка,
дождя.
Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия мороза, вьюги.
Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра.
Какой лес без чудес. Образные названия растений.
Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»
Заиграйте мои гусли. Слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).
Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
У земли ясно солнце, у человека – слово. Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим
заданием.
Проектное задание: «История моего имени и фамилии»
Обобщение по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее»

Кол-во
часов
13 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
7

Язык в действии

28

Как правильно произносить слова.
Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка
Изложение по рассказу Л.Толстого «Котенок»
Входной контрольный диктант
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского
языка.
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам.
Как изменяются имена существительные во множественном числе? Словоизменение отдельных форм множественного
числа имен существительных
Редактирование письменных текстов с целью исправления грамматических и орфографических ошибок
Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов
Восстановление деформированного теста «Зяблик с колечком» (По Н. Сладкову) с творческими дополнениями
Секреты речи и текста
Особенности устного выступления
Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка»
Типы текста. Текст - рассуждение
Сочинение-рассуждение по пословице «При солнышке тепло, при матушке добро» с использованием различных
способов аргументации
Учимся редактировать тексты

29
30
31
32
33
34

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы
Текст – повествование. Структура текста.
Творческая работа. Создание заметки о путешествии по городам России
Творческая работа. Создание заметки о посещении краеведческого музея.
Сочинение на тему «Как я провёл выходной день».
Итоговый контрольный диктант

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Итого

10 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».