Рабочая программа родной язык русс 4 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________Д. А. Петляк
подпись
ФИО
Протокол заседания ШМО
«29» августа 2022 г. №3

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С.А. Почивалина
подпись
ФИО
«31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ « Добрушинская средняя
школа»
____________ Р.С. Торубара
подпись
ФИО

ПРОГРАММА

Предмет родной язык (русский)
Уровень _базовый
Учитель Петляк Диана Анатольевна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс _4_
Срок реализации: 1 год
Количество часов:
Всего___34___ч.; в неделю ____1____ ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования на основе авторской программы «Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для
образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования» (О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И.
Богданов и др.)

Добрушино, 2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» ДЛЯ 4 КЛАССА
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для обучающихся 4 классов муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования Российской Федерации.
На изучение предмета «Родной язык (русский)» в 4 классе отводится 1 час в неделю в соответствии с базисным учебным планом
Республики Крым. Общее количество часов – 4 кл. 34 часа.
I.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»

Личностные УУД
4 класс
У учащихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем
возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей
речи;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
Регулятивные УУД:
4 класс
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
2

в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что
еще неизвестно;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии
с этими критериями.
Познавательные УУД:
4 класс
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
4 класс
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
3

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты:
4 класс
Обучающиеся будут знать:
многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ;
изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетнопублицистический;
особенности эпистолярного жанра;
типы текстов;
основные элементы композиции текста.
уметь:
распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
выразительно читать небольшой текст по образцу;
определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
быть хорошим слушателем;
определять лексическое значение слова;
отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
редактировать предложения;
определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь основных элементов композиции текста;
распознавать стили речи.
4

Русский язык: прошлое и настоящее
Ученик получит возможность научиться:
- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного
быта в современных ситуациях речевого общения;
- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения
Язык в действии
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и
имени прилагательного в числе, роде, падеже;
- редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок
Секреты речи и текста
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-давать оценку невежливому речевому поведению.
-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
-пользоваться основными способами правки текста.
- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
-анализировать типичную структуру рассказа
2. Содержание учебного предмета
Воспитательный компонент:

5

Реализация воспитательного компонента урока предполагает следующие виды работ:
1. Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии, конференции, уроки-исследования, групповую и парную работу), которые
позволят усилить доброжелательную обстановку на уроке и не только получать опыт, но и приобретать знания.
2. Включение в урок игровых процедур, для поддержания мотивации детей к получению знаний, установки доброжелательной атмосферы во
время урока.
3. Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают
уважение к историческим личностям, людям науки, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному краю.
4. Использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные активности обучающихся..
5. Смысловое чтение, которое позволяет повысить не только предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал, через полное
осмысление прочитанного текста и последующего его обсуждения.
6. Исследовательская и проектная деятельность, позволяющая приобретать школьникам навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией, навык
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
4 класс (34 ч.)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный);
слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными
отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других
народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной
литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов);
«Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом
уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
6

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного
пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (12 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная
переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. Создание текста как результата собственной
исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и
отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Резерв учебного времени – 4 ч.
3.Тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема, раздел
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»
Слова, связанные с качествами и чувствами людей
Слова, связанные с обучением
Слова, называющие родственные отношения..
Пословицы, поговорки. Сравнение с пословицами и поговорками других народов.
Фразеологизмы.
Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму
Проектная работа №1
Резервный урок
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и
художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Русские слова в языках других народов

Кол-во
часов
13 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7

12
13

Проектная работа №2
Сочинение по пословице
Раздел « Язык в действии»

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24,25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Как правильно произносить слова
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений.
Входной контрольный диктант
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста
Проектная работа №3
Раздел «Секреты речи и текста»
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы.
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставление чернового и отредактированного текстов.
Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Итоговый контрольный диктант
Сочинение
Резервный урок
Итого

1
1
6ч+1
1
1
1
1
1
1
1
13 ч + 1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа

8

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».