Рабочая программа по физической культуре 1 класс.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далееФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной
программе воспитания.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Правила
предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий,
подбор одежды, обуви и инвентаря. История развития физической культуры и первых соревнований.
Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. Характеристика основных физических
качеств: силы, выносливости, гибкости и координации. Физическая нагрузка и её влияние на повышение
частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Оздоровительные занятия в режиме дня:
комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время динамических пауз, прогулок
и проведение игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной
осанки и развития мышц туловища.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение
длины и массы тела, показателей осанки и развития физических качеств. Измерение частоты сердечных
сокращений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней
зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы
упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых
команд.
Акробатические упражнения: упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках;
кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации: мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение,
переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; кувырок вперёд в упор
присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки
,прыжком переход в упор присев ,кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация: из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис
сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера: прыжки со скакалкой, передвижение по
гимнастической стенке, преодоление полосы препятствий с элементами лазанья иперелезания,
переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с
использованием строевых упражнений, упражнений, заданий на координацию движений типа «веселые
задачи», с «включением» (напряжением) и «выключением» (расслаблением) звеньев тела: «Змейка»,
«Иголка и нитка», «Пройди бесшумно», «Тройка», «Раки», «Через холодный ручей», «Петрушка на
скамейке», «Не урони мешочек», «Конники-спортсмены», «Запрещенное движение», «Отгадай, чей голос»,
«Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», «Кузнечики», «Парашютисты»,
«Медвежата за медом», «Увертывайся от мяча», «Гонки мячей по кругу», «Догонялки на марше»,
«Альпинисты», эстафеты (типа: «Веревочка под ногами», «Эстафета с обручами»).
Легкая атлетика

2

Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся
направлением движения («змейкой», «по кругу», «спиной вперед»), из разных исходных положений;
челночный бег; высокий старт с последующим стартовым ускорением.
Прыжковые упражнения: на месте (на одной, на двух ногах), с продвижением вперед и назад, в длину и
высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов; в высоту с прямого разбега и способом
«перешагивание»; в длину с разбега, согнув ноги.
Броски: большого мяча (1кг.) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча на дальность и в вертикальную цель.
Кроссовая подготовка: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности; бег до 400 м., равномерный
6-минутный бег.
Подвижные игры на материале легкой атлетики: «Два мороза», «Пятнашки», салки «Не попади в
болото», «Пингвины с мячом», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «К своим флажкам», «Кот и мыши»,
«Быстро по местам», «Гуси-лебеди», «Не оступись», «Вызов номеров», «Шишки-желуди-орехи», «Невод»,
«Третий лишний», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Метко в цель», «Космонавты»,
«Мышеловка», «Салки с ленточками», «Кто дальше бросит», «Мяч среднему», «Белые медведи», «Кто
обгонит», «Круговая охота», «Капитаны», «Ловля парами», «Пятнашки в парах (тройках)», «Подвижная
цель», «Не давай мяча водящему».
Спортивные игры
Футбол. Удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух
шагов; по мячу, катящемуся навстречу и после ведения; остановка катящегося мяча; ведение мяча
внутренней и внешней частью подъема (по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками и
обводка стоек); остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры типа «Точная
передача».
Баскетбол. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой),
после ведения и остановки; ловля мяча на месте и в движении (высоко летящего, низко летящего,
летящего на уровне головы); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); специальные передвижения без мяча
— стойка баскетболиста; в стойке игрока, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед;
остановка в шаге и прыжком; прыжок с двух шагов; ведение мяча (на месте, по прямой, по дуге, с
остановками по сигналу); подвижные игры: «Бросай-поймай», «Выстрел в небо».
Элементы волейбола: Подбрасывание и подача мяча;2-мя руками; передача мяча сверху 2-мя руками изза головы; передача мяча через сетку (передача 2-мя руками сверху); передача мяча в парах, на месте;
броски мяча из различных исходных положений (сидя, стоя, 1-2-мя руками) эстафеты с мячом; игра в
«Пионербол 2-мя мячами», «Снайперы», «Охотники и утки», «Перебежка» и т.д.
2 КЛАСС
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История
зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений.
Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание
организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур;
выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска
малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение
длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»;
перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по
«диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги);
кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой
перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Подвижные игры на материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный
бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля»,
«Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
Легкая атлетика
3

Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты
шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.
Метание малого мяча на дальность из-за головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого
разбега; со скакалкой.
Подвижные игры на материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров»,
«Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты»,
«Мышеловка».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по
дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча
внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом»,
«Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и
левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по
дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в
колонне».
Элементы волейбола: Подбрасывание и подача мяча;2-мя руками; передача мяча сверху 2-мя руками изза головы; передача мяча через сетку (передача 2-мя руками сверху); передача мяча в парах, на месте;
броски мяча из различных исходных положений (сидя, стоя, 1-2-мя руками) эстафеты с мячом; игра в
«Пионербол 2-мя мячами», «Снайперы», «Охотники и утки», «Перебежка» и т.д.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
3 КЛАСС
Знания о физической культуре
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью.
Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры:
футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС).
Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических
качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных
действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок.
Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений.
Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения
лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема;
передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Подвижные игры на материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты»,
«Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
Подвижные игры на материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто
дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале спортивных игр:
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам
(«Мини-футбол»).
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении
вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные
игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Элементы волейбола: Подбрасывание и подача мяча; прием мяча снизу 2-мя руками; передача мяча
сверху 2-мя руками; нижняя прямая подача; передача мяча через сетку (передача 2-мя руками сверху,
кулаком снизу); передача мяча в парах, на месте и в движении правым (левым) боком; эстафеты с мячом;
игра в «Пионербол» по упрощённым правилам, «Снайперы», «Охотники и утки», «Перебежка» и т.д.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
4

4 КЛАСС
Знания о физической культуре
История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки
солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения.
Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и
продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила
предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма
(воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение
нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений.
Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр
в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах,
царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине,
опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в
упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок
вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход
в упор присев, кувырок вперед.
Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла — с
небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор
присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади
согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом
«вперед ноги».
Легкая атлетика
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»
Низкий старт
Стартовое ускорение
Финиширование
Подвижные игры на материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию
движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц
звеньев тела).
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам
(«Мини-футбол»).
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов;
эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Минибаскетбол»).
Элементы волейбола: Подбрасывание и подача мяча; прием мяча снизу 2-мя руками; передача мяча
сверху 2-мя руками; нижняя прямая подача; передача мяча через сетку (передача 2-мя руками сверху,
кулаком снизу); передача мяча в парах, на месте и в движении правым (левым) боком; эстафеты с мячом;
игра в «Пионербол» по упрощённым правилам, «Снайперы», «Охотники и утки», «Перебежка» и т.д.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» на уровне начального
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и
приобретение первоначального опыта деятельности на их основе:


становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России,
осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека;

5



формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время
подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий;



проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности,
стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;



уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам
соревновательной деятельности;



стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни;



проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической
подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты отражают достижения учащихся в овладении познавательными,
коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями, умения их использовать в
практической деятельности. Метапредметные результаты формируются на протяжении каждого года
обучения.
По окончании первого года обучения учащиеся научатся:
познавательные УУД:



находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных;



устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и физическими упражнениями из
современных видов спорта;



сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между ними общие и отличительные
признаки;
выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить возможные причины её нарушений;



коммуникативные УУД:





воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и их исходные положения;
высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической культурой, оценивать влияние
гигиенических процедур на укрепление здоровья;
управлять эмоциями во время занятий физической культурой и проведения подвижных игр, соблюдать
правила поведения и положительно относиться к замечаниям других учащихся и учителя;
обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать объективность определения победителей;
регулятивные УУД:





выполнять комплексы физкультминуток, утренней зарядки, упражнений по профилактике нарушения и
коррекции осанки;
выполнять учебные задания по обучению новым физическим упражнениям и развитию физических
качеств;
проявлять уважительное отношение к участникам совместной игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:



приводить примеры основных дневных дел и их распределение в индивидуальном режиме дня;



соблюдать правила поведения на уроках физической культурой, приводить примеры подбора одежды для
самостоятельных занятий;



выполнять упражнения утренней зарядки и физкультминуток;
6



анализировать причины нарушения осанки и демонстрировать упражнения по профилактике её
нарушения;



демонстрировать построение и перестроение из одной шеренги в две и в колонну по одному;



выполнять ходьбу и бег с равномерной и изменяющейся скоростью передвижения;



демонстрировать передвижения стилизованным гимнастическим шагом и бегом, прыжки на месте с
поворотами в разные стороны и в длину толчком двумя ногами;



передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом (без палок);




играть в подвижные игры с общеразвивающей направленностью.
требований комплекса ГТО.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс

№ п/п

Наименование разделов

Количество
часов

ЭОР

Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1.

Что понимается под
физической
культурой

2

Итого по разделу

http://school- collection.edu.ru/cat alog/teacher/

2

Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1.

Режим дня
школьника

2

Итого по разделу

http://school- collection.edu.ru/cat alog/teacher/

2

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 3. Оздоровительная физическая культура
3.1.

Личная гигиена и
гигиенические
процедуры

1
http://school- collection.edu.ru/cat alog/teacher/

7

3.2.

Осанка человека

1
http://school- collection.edu.ru/cat alog/teacher/

3.3.

Утренняя зарядка
и
физкультминутки
в режиме дня
школьника

1

Итого по разделу

http://school- collection.edu.ru/cat alog/teacher/

3

Раздел 4. Спортивно-оздоровительная физическая культура
4.1.

2
Модуль
"Гимнастика
с основами
акробатики". Прав
ила поведения на
уроках физической

http://school- collection.edu.ru/cat alog/teacher/



культуры
4.2.

2
Модуль
"Гимнастика
с основами
акробатики". Исход
ные положения в
физических
упражнениях

http://school- collection.edu.ru/cat alog/teacher/

4.3.

Модуль
3
"Гимнастика
с основами
акробатики". Строе
вые упражнения и
организующие
команды на уроках
физической
культуры

http://school- collection.edu.ru/cat alog/teacher/

8

4.11

4.4.

Модуль
"Гимнастика
с основами
акробатики". Гимн
астические
упражнения

6

http://school- collection.edu.ru/cat alog/teacher/

4.5.

7
Модуль
"Гимнастика
с основами
акробатики". Акроб
атические
упражнения

http://school- collection.edu.ru/cat alog/teacher/

4.8.

Модуль "Лёгкая
атлетика". Равном
ерное
передвижение в
ходьбе и беге

5

http://school- collection.edu.ru/cat alog/teacher/

4.9.

Модуль "Лёгкая
атлетика". Прыжо
к в длину с места

5

http://school- collection.edu.ru/cat alog/teacher/

4.10

Модуль "Лёгкая
атлетика". Прыжо
к в длину и в
высоту с прямого
разбега

5

http://school- collection.edu.ru/cat alog/teacher/

Модуль
"Подвижные
и спортивные
игры". Подвижные
игры
Итого по разделу

16

71

Раздел 5. Прикладно-ориентированная физическая культура
Рефлексия:
демонстрация
прироста
показателей
физических
качеств к
нормативным
требованиям
комплекса ГТО

6

Итого по разделу

6

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

http://school- collection.edu.ru/cat alog/teacher/

66

10

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».