Рабочая программа Окруж мир 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________Д.А. Петляк
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«29» августа 2022 г. №3

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С. А. Почивалина
подпись

ФИО

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ « Добрушинская средняя
школа»
____________ Р. С. Торубара
подпись

ФИО

«31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
Предмет окружающий мир
Уровень базовый
Учитель Петляк Диана Анатольевна
ФИО учителя-разработчика

Класс
4
Срок реализации 1 год
Количество часов:
Всего _68__ч.; в неделю __2__ ч.
Рабочая программа разработана на основе:
1.
ФГОС НОО; примерной программы по предмету «Окружающий мир» и авторской программы «Окружающий мир» под ред. А. А.
Плешакова предметной линии учебников системы «Школа России», Москва, «Просвещение», 2011 г.
2.
Примерной программы
федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ
Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
3.
Учебники: «Окружающий мир» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2014
г.

Добрушино, 2022

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета окружающий мир в 4 классе
знать\понимать
 название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона. Где живут учащееся; родного города, села;
 государственную символику России;
 государственные праздники;
 основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
 общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
 правила сохранения и укрепления здоровья;
 основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
 определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
 различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
 различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
 приводить примеры представителей различных групп растений и животных(2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности
их внешнего вида и жизни;
 показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названия); границы Росси, некоторые города
России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
 описывать отдельные (изученные ) события истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения практической деятельности и повседневной жизни для:
 обогащения жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
 ориентирования на местности с помощью компаса;
 определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
 установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
 ухода за растениями (животными);
 выполнения изученных правит охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
 оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
 удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране,нашей
Личностные результаты
 овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её
природу и культуру;
 проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца
России;
2

формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и
современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
 целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем
мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
 уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов
на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
 формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в
природной и социальной среде;
 внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебнопознавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и
социуме;
 осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к
объектам природы и культуры;
 эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями,
памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
 этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм
экологической этики;
 способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства,
пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к
окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной
деятельности;
 установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах
поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности
в повседневной жизни;
 мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения
знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
 совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
 составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;


3




работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя
из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
 ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
 отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников;
 добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно -научного текста;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
 доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций;
 доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
 слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
 читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту
и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
 договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в четвертом классе является формирование следующих умений.
 знать государственную символику и государственные праздники современной России, Крыма; что такое Конституция; основные права
ребенка;
 замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека
и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений;
 понимание особой роли России, Крыма в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия,
победы;
 формирование первоначального представления об уникальности России, Крымского полуострова как единого неделимого
многонационального государства. Историческая роль многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя российской
государственности; приводить примеры народов Крыма, России;
 знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
4






















знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
уметь соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
важнейшие события и великих людей отечественной истории;
понимать суть исторических побед России, сыгравших решающую роль в мировой истории: борьба с монгольским нашествием и спасение
Европы, борьба с нашествием Наполеона, заграничный поход русской армии и влияние этого события на судьбу Европы, Великая
Отечественная война и решающий вклад нашей страны в разгром фашизма . Вклад России в развитие мировой культуры и науки;
выявлять причинно -следственные связи между различными историческими событиями, явлениями социальной действительности
(например, принятие Русью христианства и расцвет культуры, монгольское нашествие и потери в культуре и хозяйстве, Вторая мировая
война и создание ООН);
уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет
всех людей на Земле в одно человечество;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения
в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение основ экологической грамотности. Выявление экологических связей в окружающем мире, моделирование этих связей,
применение знаний при объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать экологические проблемы;
уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической
допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных
последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в
сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.
с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта; природные зоны России – уметь устанавливать
причины смены природных зон в нашей стране;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
распознавать природные объекты с помощью атласа - определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения
и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также
сельскохозяйственных животных своего края; проводить наблюдения природных тел и явлений;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и
обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
5







владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
знать и соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств
и велосипедистов).
уметь адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; прогнозировать
последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных
ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения; оценивать, что полезно для здоровья, а что
вредно.

2. Содержание учебного предмета
Воспитательный компонент:
Реализация воспитательного компонента урока предполагает следующие виды работ:
1. Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии, конференции, уроки-исследования, групповую и парную работу), которые
позволят усилить доброжелательную обстановку на уроке и не только получать опыт, но и приобретать знания.
2. Включение в урок игровых процедур, для поддержания мотивации детей к получению знаний, установки доброжелательной атмосферы во
время урока.
3. Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают уважение
к историческим личностям, людям науки, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному краю.
4. Использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные активности обучающихся..
5. Смысловое чтение, которое позволяет повысить не только предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал, через полное
осмысление прочитанного текста и последующего его обсуждения.
6. Исследовательская и проектная деятельность, позволяющая приобретать школьникам навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией, навык
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Разделы программы:
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы.
Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное
небо — великая «книга» природы.Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической
карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

6

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды —
задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная
Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте;
знакомство с историческими картами.
Природа России (11ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической
карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных
зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных
природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из
природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к
природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте
природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их
приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (14ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края
(восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и
жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические
связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство,
овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для
сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство,
пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: Формы поверхности нашей местности; Экскурсия в поле.
Практические работы:
1)знакомство с картой края; 2)рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;
3)рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя;
7

4)знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения —
свидетельства прошлого.
Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.
Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие
географические открытия.
Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за
сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица
Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр
Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.
Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии
Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.
Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при
Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.
Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй.
Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.
Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская
война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День
Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина,
космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности
гражданина. Права ребенка.Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
8

Регионы России: Крым, Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России.
Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Экскурсии: Экскурсия в школьный музей.

3. Тематическое планирование
№
п/
п
1

Содержание
программного
материала
Земля и человечество

2
3

Природа России
Родной край – часть
большой страны
Страницы
всемирной
истории
Страницы
истории
Отечества
Современная Россия
ИТОГО

4
5
6

Кол-во часов
по авторской
программе
9ч

Кол-во часов
по рабочей
программе
9ч

10 ч

11 ч

15 ч
5ч

14 ч
5ч

Экскурсии

9ч
68

20 ч
9ч
68

Практические работы

4

4

20 ч

Проекты

1

9
6
2

1
1
6

5
1
2

2
12-28

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».