Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________Д. А. Петляк подпись ФИО Протокол заседания ШМО «29» августа 2022 г. № 3 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Добрушинская средняя школа» __________С. А. Почивалина подпись УТВЕРЖДЕНО Приказ «31» августа 2022 г. № 153 Директор МБОУ « Добрушинская средняя школа» ____________ Р. С. Торубара ФИО подпись ФИО «31» августа 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет технология Уровень базовый Учитель Менаметова Марина Алексеевна ФИО учителя-разработчика Класс Срок реализации 2 1 год Количество часов: Всего _34__ч.; в неделю __1__ ч. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторских программ: 1. «Технология» Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой. Рабочие программы «Технология» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ составители Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева.- М.: «Просвещение» ,2014г. 2. Учебники: «Технология» 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. М.: Просвещение, 2014 г. Добрушино, 2022 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» ДЛЯ 2 КЛАССА 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» ВО 2 КЛАССЕ Личностные Учащийся научится с помощью учителя: • объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера; • уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров; • понимать исторические традиции ремѐсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий. Регулятивные УУД Учащийся научится с помощью учителя: • формулировать цель деятельности на уроке; • выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); • планировать практическую деятельность на уроке; • выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); • предлагать конструкторско-технологические приѐмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных; • работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертѐжных инструментов); • определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем). Познавательные УУД Учащийся научится с помощью учителя: • наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края; • сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы; • понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; • находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал); 2 • называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных; • самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы. Коммуникативные УУД Учащийся научится с помощью учителя: • вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни; • слушать учителя и одноклассников, высказывать своѐ мнение; • выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек. Предметные 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание. Учащийся будет знать о (на уровне представлений): • элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия); • гармонии предметов и окружающей среды; • профессиях мастеров родного края; • характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства. Учащийся будет уметь: • самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; • готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; • выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности; • самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своѐ или другое, высказанное в ходе обсуждения; • применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности. 2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности. Учащийся будет знать: • обобщѐнные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка; 3 • названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе; • происхождение натуральных тканей и их виды; • способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы; • основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза; • линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приѐмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертѐжных инструментов; • названия, устройство и назначение чертѐжных инструментов (линейка, угольник, циркуль). Учащийся будет уметь: • читать простейшие чертежи (эскизы); • выполнять экономную разметку с помощью чертѐжных инструментов с опорой на простейший чертѐж (эскиз); • оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и еѐ вариантами; • решать несложные конструкторско-технологические задачи; • справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту. 3. Конструирование и моделирование. Учащийся будет знать: • неподвижный и подвижный способы соединения деталей; • отличия макета от модели. Учащийся будет уметь: • конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; • определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами. 4. Использование информационных технологий. Учащийся будет знать о: • назначении персонального компьютера. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Воспитательный компонент. Самая распространенная форма работы в школе – урок. На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок – это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя – сделать так, чтобы каждые 40 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок – продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности. Как же через учебные предметы реализовывать воспитывающие цели образования? Многие часто рассуждают, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных 4 руководителей, завуча по воспитательной работе, но не учителя, ведущего урок . С другой стороны, существует мнение, что проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, что время на воспитательную работу надо отрывать от объяснения нового материала. К сожалению, в школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Сегодня по-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. На одних уроках для воспитания больше возможностей, на других – меньше, но есть они всегда. Это настоящий, хорошо продуманный, четко спланированный урок воспитывает всегда: своим содержанием, поведением учителя, организацией работы детей, общением их между собой и педагогом. Реализуя воспитательный аспекта урока, необходимо: - учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом; - продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целям; - осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока; - использовать на этапе актуализации инновационные технологии; - использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие; - применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач; - проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока. 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира). Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. 5 Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неѐ. Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертѐж, эскиз, развѐртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. 3. Конструирование и моделирование. Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.). 4. Практика работы на компьютере. Эта тема во 2-м классе не представлена. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 № Количество часов Тема программы Авторская Рабочая программа программа Проверочные Практическая часть работы (изделия) 1 Художественная мастерская 10-20 9ч 1 9 2 Чертежная мастерская 7- 17 8ч 1 8 3 Конструкторская мастерская 9-15 9ч 1 9 4 Рукодельная мастерская 8-16 8ч 1 7 34ч-68ч 34 ч 4 33 ИТОГО: Проекты 1 1 2 7