Рабочая программа по литературному чтению 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________Д. А. Петляк
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«29» августа 2022 г. №3

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С. А. Почивалина
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ « Добрушинская средняя
школа»
____________ Р. С. Торубара

ФИО

подпись

ФИО

« 31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет литературное чтение
Уровень
базовый
Учитель Менаметова Марина Алексеевна
ФИО учителя-разработчика

Класс
Срок реализации

2
1 год

Количество часов:
Всего _102__ч.; в неделю __3__ ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования на основе авторских программ:
1. «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, М.В. Бойконой. Рабочие программы «Литературное чтение» 1-4 классы: пособие для учителей
общеобразовательных организаций / составители Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина. – М.: «Просвещение», 2014 г.
Учебники: «Литературное чтение». 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ В.Г. Горецкий (и др.). М.: Просвещение,
2014 г. «Литературное чтение». 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./Л.Ф. Климанова (и др.) М: Просвещение,
2014 г.

Добрушино, 2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 2 КЛАССА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ВО 2 КЛАССЕ
Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками
начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» во 2 классе являются следующие умения:
 оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
 оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных результатов:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, еѐ историю, российский народ, становление гуманистических и демократических
ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к
людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

2

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать
поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги
постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Класс
2

Личностные
УУД
1. Ценить и принимать
следующие
базовые
ценности:
«добро»,
«терпение»,
«родина»,
«природа», «семья», «мир»,
«настоящий друг».
2. Уважение к своему
народу, к своей родине.
3. Освоение личностного
смысла учения, желания
учиться.
4.
Оценка
жизненных
ситуаций
и поступков
героев
художественных
текстов с точки зрения
общечеловеческих норм.

Регулятивные
УУД
1. Самостоятельно организовывать
свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации
учебной и внеучебной деятельности.
3.
Определять
цель
учебной
деятельности с помощью учителя и
самостоятельно.
4. Определять план выполнения
заданий на уроках, внеурочной
деятельности, жизненных ситуациях
под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с
образцом, предложенным учителем.
6. Корректировать выполнение задания
в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по
следующим
параметрам:
легко
выполнять, возникли сложности при
выполнении.

Познавательные
УУД
1. Ориентироваться в учебнике:
определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения
данного раздела; определять круг
своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные
вопросы учителя, самим задавать
вопросы,
находить
нужную
информацию в учебнике.
3.
Подробно
пересказывать
прочитанное или прослушанное;
составлять простой план.
4. Определять, в каких источниках
можно
найти
необходимую
информацию для
выполнения
задания.
5.
Находить
необходимую
информацию, как в учебнике, так и в
словарях.
6.
Наблюдать
и
делать
самостоятельные простые выводы

Коммуникативные УУД
1.Участвовать в диалоге; слушать и
понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учетом своих
учебных и жизненных речевых
ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты
учебников, других художественных
и
научно-популярных
книг,
понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы (задачи).

3

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование
функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Реализация рабочей программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих метапредметных результатов:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своѐ мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей еѐ достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений во 2 классе:
 воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
 осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
 понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
 делить текст на части, озаглавливать части;
 выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
4

 подробно и выборочно пересказывать текст;
 составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
 размышлять о характере и поступках героя;
 относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную
(авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
 относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
 соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Воспитательный компонент.
Самая распространенная форма работы в школе – урок. На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок – это
не просто «форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя – сделать так, чтобы
каждые 40 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок – продолжение жизни ученика и
продолжение процесса формирования его личности. Как же через учебные предметы реализовывать воспитывающие цели образования? Многие
часто рассуждают, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных руководителей, завуча по
воспитательной работе, но не учителя, ведущего урок . С другой стороны, существует мнение, что проведение воспитательной работы
непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, что время на воспитательную работу надо отрывать от объяснения
нового материала. К сожалению, в школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и чести людей. Сегодня понастоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. На одних уроках для воспитания больше возможностей, на других –
меньше, но есть они всегда. Это настоящий, хорошо продуманный, четко спланированный урок воспитывает всегда: своим содержанием,
поведением учителя, организацией работы детей, общением их между собой и педагогом.
Реализуя воспитательный аспекта урока, необходимо:
- учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;
- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целям;
- осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;
- использовать на этапе актуализации инновационные технологии;
- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность,
коммуникабельность, трудолюбие;
- применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;
- проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.
5

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Виды речевой и читательской деятельности:
- умение слушать (аудирование);
- чтение (вслух и про себя);
- работа с разными видами текста;
- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими
текстами);
- умение говорить (культура речевого общения);
- письмо (культура письменной речи).
Круг детского чтения.
Литературоведческая пропедевтика.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение):
 нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов,
сравнений, метафор и осмысление их значения;
 первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет
(последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою;
 общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет,
интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев);
 сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм,
рифма);
 фольклорные и авторские художественные произведения (их различение);
 жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки):
узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика,
построение (композиция). Литературная (авторская) сказка;
 рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений):
 интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация,
устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта);
6

 развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или
письменной речи;
 сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему
эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Техника чтения
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
темп чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Класс

2 класс

1 четверть

25-30 сл/м

2 четверть

31 -40 сл/м

3 четверть

41-45 сл/м

4 четверть

46-50 сл/м

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи
точного смысла высказывания.
В ходе обучения чтению обучающимся требуется овладеть различными видами и типами чтения.
К видам чтения относятся:
 ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
 изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания
текста;
 поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;
 выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания
письменного текста.
Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и «про себя», учебное, самостоятельное.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7

Раздел
Вводный урок по курсу литературное чтение.
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений.
Содержание учебника. Словарь.
Самое великое чудо на свете.
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека».
Старинные и современные книги. Сравнение книг.
Устное народное творчество.
Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы
русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Русские народные песни. Образ
деревьев в русских народных песнях. Рифма. Потешки и прибаутки – малые жанры устного
народного творчества. Считалки и небылицы. загадки. Сказки.
Люблю природу русскую.
Картины осеней природы. Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К.
Бальмонта,
А. Плещеева, А.Фета, А.Толстого и др.
Русские писатели.
А.С.Пушкин – великий русский писатель. Лирические стихотворения. Картины природы.
Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение.
И.А.Крылов. Басни. Л.Н. Толстой. Басни Л.Н.Толстого.
О братьях наших меньших.
Веселые стихи о животных. А.Шибаев, Б.Заходер, И.Пивоварова. Научно-популярные тексты
Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов.
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Проект «Мой любимый детский журнал»
Люблю природу русскую. Зима.
Зимние загадки. Лирические стихотворения. И.Бунин, К.Бальмонт, Я.Аким, Ф.Тютчев,
С.Есенин, С.Дрожжин. Русская народная сказка. Веселые стихи о зиме.
Писатели детям.
К.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Я. Маршак «Кот и

Кол -во часов
Авторская
Рабочая
программа
программа
1

1

4

2

Контроль

1
15

10

1
8

6
1

14

12
1

12

10
1

9

7
1

9

8

17

14

1
8

лодыри». С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли». А.Л. Барто Стихи. Н.Н.Носов.
Юмористические рассказы.
Я и мои друзья.
Стихи о дружбе и друзьях. В. Берестов, Э. Мошковская, В. Лунин. Рассказы Н.Булгакова,
Ю.Ермолаева, В.Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна.
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.бунина,
С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской. Проект «Газета – «День победы – 9 мая»
И в шутку и всерьез.
Веселые стихи Б. Заходера, Э.Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Веселые рассказы
для детей Э.Успенского, Г.Остера, В. Драгунского.
Литература зарубежных стран.
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе
С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш.Перро «Кот в
сапогах», «Красная шапочка».
Г.Х Андерсен «Принцесса на горошине». Эни Хогарт «Мафин и паук». Проект «Мой
любимый писатель-сказочник».
Резерв
Итого

1
10

8
1

9

7

14

9

1

1
12

8

2
136

0
102

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».