Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________Д. А. Петляк
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«29» августа 2022 г. №_3_

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С. А. Почивалина
подпись

ФИО

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ « Добрушинская средняя
школа»
____________ Р. С. Торубара
подпись

ФИО

« 31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
литературное чтение на родном языке (русском)
Уровень
базовый
Учитель Менаметовва Марина Алексеевна
ФИО учителя-разработчика

Класс
Срок реализации

2
1 год

Количество часов:
Всего _34__ч.; в неделю __1__ ч.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Литературное чтение на родном (русском)
языке (Кузнецова М. И., Романова В. Ю., Рябинина Л. А.,Соколова О.В.), одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020г. № 3/20).
Добрушино, 2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ) » ДЛЯ 2 КЛАССА
НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском) » для обучающихся 2 класса муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Российской Федерации.
На изучение предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» во 2 классе отводится 1 час в неделю в соответствии с
базисным учебным планом Республики Крым. Общее количество часов – 34 часа.
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексикограмматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем
родного языка.
Задачи обучения:
– расширение читательского кругозора обучающихся;
– овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
– формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной
форме;
– обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
– эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
– пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
ЯЗЫКЕ (РУССКОМ) » ВО 2 КЛАССЕ
Систематический курс «Литературное чтение на родном языке (русском)» представлен в программе следующими содержательными
линиями:
– развитие речи,
– произведения устного творчества народов России;
–произведения классиков отечественной литературы и современных писателей России;
– все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
2

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
– осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
– понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и
культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
– развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
– совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:
Познавательные УУД:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое
выступление, соблюдая нормы этики и этикета.
Коммуникативные УУД:
– развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности.
Регулятивные УУД:
– развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

3

Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:
Выпускник научится:
– понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как
явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать
коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
– осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и
культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять
позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;
– владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные
средства художественной выразительности;
– совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
– применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе
прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;
– самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
– воспринимать
художественную
литературу
как один из видов искусства, соотносить
(прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
– создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
– пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
– писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
– создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.

впечатления

от

прочитанных

Достижение предметных результатов:
К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
– ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
– владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные
средства художественной выразительности;
– совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть
элементарными приемами интерпретации художественных и учебных текстов;
4

– применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; обогащать собственный круг
чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
– пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Воспитательный компонент.
Самая распространенная форма работы в школе – урок. На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Но урок –
это не просто «форма организации», а часть жизни ученика и продолжение этой жизни, и прежде всего общение. И задача учителя – сделать
так, чтобы каждые 40 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок – продолжение
жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности. Как же через учебные предметы реализовывать воспитывающие цели
образования? Многие часто рассуждают, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных
руководителей, завуча по воспитательной работе, но не учителя, ведущего урок . С другой стороны, существует мнение, что проведение
воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, что время на воспитательную
работу надо отрывать от объяснения нового материала. К сожалению, в школе нет уроков великодушия, благородства, уважения и внимания
к достоинству и чести людей. Сегодня по-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. На одних уроках для
воспитания больше возможностей, на других – меньше, но есть они всегда. Это настоящий, хорошо продуманный, четко спланированный
урок воспитывает всегда: своим содержанием, поведением учителя, организацией работы детей, общением их между собой и педагогом.
Реализуя воспитательный аспекта урока, необходимо:
- учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;
- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целям;
- осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;
- использовать на этапе актуализации инновационные технологии;
- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность,
коммуникабельность, трудолюбие;
- применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;
- проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.
Основные содержательные линии программы для 1-4 классов (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного
курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:
– Виды речевой и читательской деятельности
– Аудирование (слушание)
5

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской
речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
– Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух
(скоростьчтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения.
Передача спомощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей
разных видовчтения.Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и
традиций народа.
Чтениетекстовхудожественныхпроизведений,отражающихнравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания
и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и
др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные
традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота,
терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление,
особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным
проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы(солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.),
отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека. Чтение информационных текстов: историко-культурный
комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
– Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном
обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие
специфику русской художественной литературы.
Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к
тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе
национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
– Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
– Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных
в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
– Круг чтения
6

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной
отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия.
Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся
представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской
культуры, о детских фантазиях и мечтах.
– Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча,
стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма.
Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи. Творческая деятельность обучающихся (на
основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание
собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных
адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Блок

Тема
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги
Не торопись отвечать, торопись слушать
Как аукнется, так и откликнется
Я взрослею
Кто идѐт вперѐд, того страх не берѐт
Воля и труд дивные всходы дают
Я и моя семья
Семья крепка ладом
Я фантазирую и мечтаю
Мечты, зовущие ввысь
Проверочная работа по итогам изучения раздела
Резерв на вариативную часть программы
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли русской

Количество часов
20
4
4
4
4
1
3
14
3
7

Народные праздники, связанные с временами
Хорош праздник после трудов праведных
года
О родной природе
К зелѐным далям с детства взор приучен
Промежуточная аттестация
Резерв на вариативную часть программы

4
4
1
2
Итого 34

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».