Рабочая программа по литературе 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________И.В. Давыдовская
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«31» августа 2022 г. № 4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С.А Почивалина
подпись

ФИО

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022г. №153
Директор МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
____________ Р.С. Торубара
подпись

ФИО

«31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
литература________________
Уровень
базовый__________________
Учитель Менаметова Зенуре Махмудовна
ФИО учителя-разработчика

Класс
Срок реализации

8__________________
1 год

Количество часов:
Всего 102 ч.; в неделю 3 ч.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, рабочей программы по литературе для 5-9 классов (Рабочие программы. Литература. Предметная линия
учебников / под. ред. В.Я. Коровиной. 5 - 9 классы).
Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч.[В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин,
И.С. Збарский ] 11– изд. – М.: Просвещение,2022.
Добрушино,2022
0

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
1

Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели
своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами
самоконтроля,
самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать
обобщения. устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в
области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов,
древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать
и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного
или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств
языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение
элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и свое
отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста,
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести
диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и
домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных
языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Личностные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- Понимать литературу как одну из национально -культурных русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Выпускник получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты освоения литературы:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Выпускник получит возможность научиться:
3

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция,
входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Выпускник получит возможность научиться: - продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности - брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится: - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить
сообщение в устной форме;- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением
существенных и несущественных признаков;- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в
коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании
количества групп;- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Выпускник получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты освоения литературы
4

Выпускник научится:- определять тему и основную мысль произведения;
-владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт;
-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
оценивать систему персонажей;
-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их
художественные функции;
-определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
-выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом
произведения;-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации
художественного текста;-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное
отношение к произведению;
Выпускник получит возможность научиться:-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана,
тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее
объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации
дискуссии;- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками,
специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения,
способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает
возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные
понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения — от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках
важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности
учащихся.
Курс литературы строится с опорой на взаимосвязь литературы и истории, что определяет подготовку учащихся к восприятию курса на
историко- литературной основе.
5

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков
русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Отражение жизни народа в народной песне
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика
частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».
Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Развитие речи (далее — P.P.). Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по
плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч)
Из «Жития Александра Невского». Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его
духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные
представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII
в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев литературы XVII в. и
их нравственная оценка.

6

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (6 ч)
Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная
проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики
персонажей как средство создания комической ситуации.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
P.P. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (48 ч)
Александр Сергеевич Пушкин.
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча».Разноплановость содержания стихотворения —
зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества
избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»),
принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и
историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.
Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе.
Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова
— нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и
историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской
позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления).
Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
7

Проект. Составление электронной презентации «Герои повести “ Капитанская дочка” и их
прототипы»
P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном
диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление
анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Михаил Юрьевич Лермонтов.
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его
творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха.
Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя
как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как
средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма
(начальные представления).
Портрет и речь героя. Смысл финала поэмы. Проект.
P.P. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения
на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и
письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Васильевич Гоголь .
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной
теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель
автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца
вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное
явление.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмач- киным лица (одиночество, косноязычие).
Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода.
8

Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в
художественном произведении. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений). Н.В. Гоголя
«Ревизор».
P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента
драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения.
Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование
текста сочинения.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателягражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные
исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык
(развитие понятия).
P.P. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика
героев и средств создания их образов.
Составление плана письменного высказывания.
Николай Семенович Лесков.
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Зашита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа
в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды
пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.
Лев Николаевич Толстой.
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
9

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия
конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль
антитезы в композиции произведений. P.P.№6. Нравственность в основе поступков героя рассказа Л.H.Толстого «После бала»
P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и
письменная характеристика героев и средств создания их образов.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор).
А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»;Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»;А.А. Фет «Первый ландыш»;А.Н.
Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного
высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.
Антон Павлович Чехов.
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной
литературы (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе
с использованием цитирования.
Участие в коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (27 ч)
Александр Иванович Куприн.
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.
Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
10

P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды
пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.
А.А. Блок.
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Осип Эмильевич Мандельштам.
Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса.»
Иван Сергеевич Шмелев.
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими
(мемуары, воспоминания, дневники).
Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода.
Устная и письменная характеристика героев.
Писатели улыбаются.
Журнал «Сатирикон».Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое
изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о
прошлом. Проект. P.P.№ 8. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т.Аверченко. (отрывки). Проект
Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).

11

P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейноэмоционального содержания.
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в
рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).
P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое
содержание. Проект.
Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский.
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой
Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений
гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы.
Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие
понятий).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор).
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский
«Катюша», «Враги сожгли родную хату»;Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»;А.И. Фатьянов
«Соловьи»;Л.И. Ошанин«Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывновоодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.
Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства
(развитие представления).
12

P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения.
Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Виктор Петрович Астафьев.
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность
военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Контрольная работа № 5 по творчеству В.П. Астафьева. Подготовка к домашнему контрольному сочинению.
P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном
диалоге.
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор).
И.Ф. Анненский «Снег»;Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»;Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец,
уголок...»;Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок);З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так
и есть»; Дон-Аминадо«Бабье лето»;И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского
зарубежья о Родине. Проект.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные
средства
языка (развитие представлений).
P.P. выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном
диалоге.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. (12ч)
Уильям Шекспир.Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в
творчестве У. Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
13

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира —
«богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
P.P. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и
письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Жан Батист Мольер. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер
— великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности
классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера.
Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии).
Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная
характеристика героев по плану.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»;
мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на
проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.. В. Скотт «Айвенго» (Главы из романа)
Д.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи». Краткий рассказ о писателе. Исповедь главного героя.
Повторение изученного в 8 классе. Рекомендации для летнего чтения. 1 ч.
Основные направления воспитательной деятельности :
Гражданское воспитание: - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей;

14

- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на
примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание: - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в
контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственное воспитание: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой
поведения и поступков персонажей литературных произведений;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков; - активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетическое воспитание: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
- осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление
к самовыражению в разных видах искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
15

- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернет-среде
в процессе школьного литературного образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений;
- уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудовое воспитание: - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологическое воспитание: - ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
16

- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания: - ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на
изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности с чётом специфики школьного литературного образования; установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.

17

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Развитие речи
Всего
развития
речи

Контрольные
сочинения

1

ВВЕДЕНИЕ.

1

2

УСТНОЕ НАРОДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.

3
4

1

ИЗ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.
ИЗ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
ИЗ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПОВТОРЕНИЕ
ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ
Итого:

6

1

48

8

27

3

12

2

1

15

2

3
4
5
6
8
9

Контрольные
работы

Внеклассное
чтение

Домашние
сочинения

1
1
1

2

1

1

2

1

1

4

4

1
102

2

18

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».