Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________Д.А. Петляк подпись ФИО Протокол заседания ШМО « 29» августа 2022г. №3 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Добрушинская средняя школа» __________С.А. Почивалина подпись ФИО УТВЕРЖДЕНО Приказ «31» августа 2022г. №153 Директор МБОУ «Добрушинская средняя школа» ____________ Р.С. Торубара подпись ФИО « 31» августа 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет литературное чтение на родном языке (крымскотатарское) Уровень базовый___________ Учитель Менаметова Зенуре Махмудовна ФИО учителя-разработчика Класс Срок реализации 2_________________ 1 год_______________ Количество часов: Всего: 34 ч.; в неделю по 1 ч Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы начального общего образования по крымскотатарской литературе (под ред. А.С. Аблятипова – М.: «Просвещение», 2015г.) для учащихся 2 класса. Литературное чтение.2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций с обучением на крымскотатарском и русском языках/ М.С. Саттарова , Л.С. Ягьяева, С.С. Билялова - М.Просвещение,2017. Добрушино, 2022 2 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: осознание единства и разнообразия природы, народов, культур и религий; формирование патриотических ценностей, осознание учащимися своей принадлежности к крымскотатарскому народу и одновременно ощущение себя гражданами многонационального государства; овладение знаниями о родной культуре и религии, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России; знание основных морально-нравственных норм своего народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные результаты: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях; использование знаково-символических средств представления информации о книгах; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Предметные результаты: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; формирование представления о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении; овладение чтением вслух и про себя, приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 3 умение работать с разными видами текстов, находит характерные особенности научно- познавательных, учебных и художественных произведений. 2. Содержание учебного курса предмета Школа – источник знаний. (3 часа) Школа – источник знаний. Н. Умеров. «Терпение». С. Усеинов «Я говорю». Устное народное творчество. (5 часов) Скороговорки, считалки, пальчиковая игра. Сказка «Волшебное кольцо» 1 часть. Сказка «Волшебное кольцо» 2 часть. Р.р.№1.Пословицы. Поговорки. Вн.чт.№1. Народные сказки. Крымскотатарские писатели и поэты. ( 2 часа) Ю. Кандым «Родина». Н. Умеров «Бакъа». Осень. (2 часа) О. Амит «Осень».Р.р. № 2.Л. Софу «Дервиза. 4 О труде (4 часа) Л. Сулейман «Искусница». К. Ушинский «Два плуга». Контрольная работа№1 по теме: «Наступила осень.», «О труде». Чтение. Тестирование. Вн.чт.№2. Н. Аметова «Къаракъаш». Зима. ( 3 часа) М. Саттарова «Наступила зима». Рассказ. О.Амит. «Къышбабай». Р.р.№3.А.Сеногъул «Биринджи къар». О дружбе (4 часа) Р.р.№4. Составление плана по сказке «Как собака друга себе искала». Н. Умеров «Казан». Вн.чт.№3. Л.Толстой «Мудрое слово». С. Усеинов .«Добро пожаловать в мой дом». Я люблю свою семью ( 4 часа) Р.р.№5. Я люблю свою семью. Составление текста о маме, бабушке. 5 Р.Фазыл., Л.Софу «Помощник Амет» Э.Керменчикли. «Бабушка». Вн.чт.№4. В.Осеева «Сыновья». Наступила весна. (3 часа) М. Саттарова «Весна». Л. Сулейман «Первый подснежник». Р.р.№6. Крымскотатарские народные праздники. С.Саттарова «Наврез байрамы». Мой родной край. ( 3 часа) В. Бекирова «Моя Родина – Крым». Чтение вслух. Р.р.№7. Песня «Эй Гузель Къырым». Контрольная работа №2 по теме: «Я люблю свою семью..» Чтение. Тест. Итоговый урок. В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (крымскотатарском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли крымскотатарского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания: 6 признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений; эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий; 7 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения. 3. Тематическое планирование № Темы разделов Учебные часы 3 Контрольные Развитие работы речи 1 Школа – источник знаний. 2 Устное народное творчество. 5 3 Крымскотатарские писатели. 2 4 Осень. 2 5 О труде. 4 6 Зима. 3 1 7 О дружбе. 4 1 1 8 Я люблю свою семью. 4 1 1 9 Наступила весна. 3 1 10 Мой родной край 3 11 Итоговый урок 1 Итого 34 1 Внеклассное чтение 1 1 1 1 1 1 2 7 4 8 9