Рабочая программа по родной литературе ( крымскотатарской) 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_________И.В.Давыдовская
подпись
ФИО
Протокол заседания ШМО
«31»августа 2022г. № 4__

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________ С.А. Почивалина
подпись
ФИО
«31» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ
Предмет
Учитель

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022г. № 153
Директор МБОУ «Добрушинская
средняя школа»
____________ Р.С. Торубара
подпись
ФИО

ПРОГРАММА

родная литература ( крымскотатарская)
Менаметова Зенуре Махмудовна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс

5

о

Добрушино, 2022
1

Рабочая программа «Родная литература (крымскотатарская)
для 5 класса
Всего 34 часа, в неделю – 1 час
Рабочая программа предназначена для изучения курса "Родная литература
(крымскотатарская) в 5 классе МБОУ "Добрушинская средняя школа", составлена на
основе на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., №
64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной
образовательной программы основного общего образования. Концепции единого
учебно-методического комплекса по крымскотатарской литературе, на основе
примерной программы «Крымскотатарская литература» под редакцией Аблятипова А.С..
Просвещение, 2015г.
Программа предполагает использование учебника: Крымскотатарская литература.
5 класс: учебное пособие для общеобразоват. организаций обучением на
крымскотатарском и русском языках [Д.У.Селяметова,Г.Р.Аджигельдиева,Г.С.Абдишева
и др.]- М.Просвещение,2017.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ (КРЫМСКОТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание
духовно
развитой
личности,
формирование
гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной
литературе и культуре;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и
понимания авторской позиции;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных
произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных
сведений и теоретиколитературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретноисторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных
устных и письменных высказываний.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ (КРЫМСКОТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»
5 класс
2

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА. Литература как одна из форм освоения
мира. Происхождение литературы. Роль литературы в воспитании и образовании
человека. Чтение и литература. Литература и другие виды искусства.
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Богатство отражения мира в фольклорных
произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Народные песни.
Колыбельные. Частушки (Чынъ ве манелер). Малые жанры фольклора (Оюн
текерлемелери. Считалки. Саюв текерлемелери. Скороговорки. Загадки.) Народные
сказки. Народные песни. Колыбельные. Частушки (Чынъ ве манелер). Виды песен, их
тематика (ознакомление). Отражение в народных песнях традиций крымских татар.
Лиричность и душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках.
Выражение в колыбельных песнях нежных материнских чувств. Излюбленный жанр
народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка частушек.
Причина их популярности. Считалки. Саюв текерлемелери. Скороговорки. Скороговорки
как средство развития речи детей. Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и
наблюдательности. Краткость, выразительность и образность загадок. Пословицы и
поговорки. Отражение в пословицах и поговоркахнародной мудрости и морального свода
правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Народные сказки. «Мераметли къарынджа», «Торгъайчыкъ», «Акъыллы кирпинен
айнеджи тильки» (одна из каждого вида по выбору); «Туварджынынъ акъыллы къызы»,
«Мырзанен ногъай», «Алтыны чокъ, шенълиги ѐкъ»; «Къозлагъан къазан», «Тылсымлы
таз огълан», «Алим». Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок.
Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Народная мудрость
сказок. Воплощение Победа добра и наказание зла – развязка всех сказочных сюжетов.
Народные праздники. (Наврез и Хыдырлез, Ораза и Къурбан). Праздник Нового года по
восточному календарю. Праздник весеннего пробуждения природы и начала полевых
работ. Посиделки. Воспитательное значение народных традиций. Посиделки как
распространенный вид народного развлечения. Особенности проведения посиделок.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Литература как искусство слова и другие виды искусств.
Фольклор. Жанры фольклора. Малые жанры фольклора. Лаконизм и эмоциональная
выразительность малых жанров фольклора. Пословица. Поговорка. Отличительные
особенности. Загадка. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора. Сказка.
Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои,
яркость языка. ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА В
ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.
Н. Челебиджихан «Ант эткенмен» («Я
поклялся…»). Слово о поэте. Клятва верности родине, готовность помочь своему народу
бороться за его свободу и счастье. Образ Родины и средства его воплощения в лирике.
Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его великая
нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое будущее. Тема патриотизма и
Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике. Ш. Селим «Ватан недир? деген
суалиме джевап берип оламагъан генчлеримизге», «Тувгъан тилим»; Ю. Кандым
«Байрагъым»; И. Абдураман «Меним Ватаным – Къырым», «Ана тилим»; И. Асанин «Бир
авуч топракъ»; А. Гирайбай «Меним Къырымым»; Ю. Темиркъая «Тувгъан тиль»; А.
Велиев «Ана тилим»; С. Эмин «Ана тили», «Топрагъым» и другие произведения по
выбору учителя.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Эпитет. Интонация.
Логическое ударение. Тема и идея произведения. Гимн.
3

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ. Дж. Аметов. «Джедвельге къоюлмагъан дерс».
Сложность человеческих судеб в послевоенное время. Забота о детях, пострадавших в
годы войны. Гуманизм рассказа. И.Паши. «Фындыкъ джыйгъанда», «Чал атнынъ
тырнагъы» (отрывок). Становление характеров юных героев в ходе сложных испытаний.
Произведение о дружбе, смелости и находчивости детей, проявленных в необычных
жизненных ситуациях. Влияние взрослого друга на формирование характера Османа.
Воспитание любви к природе, к животным. А.Осман. «Балалар эви янында».
Нравственные проблемы произведения. Герои и сюжет произведения. Внутренний мир
героев. Э. Амит. «Чанта», «Анамнынъ умюти». Становление характера подростка.
Влияние мудрых наставлений матери и примера трудолюбивой и целеустремленной
сестры на формирование взглядов главного героя. Трагедия семьи, потерявшей в войне
отца. Стойкость матери и сына. Дж. Гъафар. «Асанчыкънынъ куньлеринден»; Шерьян
Али. «Эдиечик ве Эдип», «Экимизге бир чана», «Селямсыз Саре». Э.Фазыл. «Олсун
байрамлар», «Насиат» Н.Умеров. «Энъ татлы», «Юзюм, «Анамнынъ дуасы» Р. Муедин.
Рассказы «Къабаат кимде?», «Татлы ве аджджы», «Къоркъакъ Къадыр». Нравоучительное
содержание произведений. Автор и его отношение к поступкам героев. М.Нузет.
«Къартбабамен торуны». Глубина особенностей национального характера героев в
стихотворении.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о прозе. Рассказ. Сюжет. Композиция сюжета.
Понятие о монологе и диалоге. Литературный герой. Портрет. Связь между внешним
обликом и поступками героя.
ПРИРОДА КРЫМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ. Отражение
красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Тема
живописной картины природы и приемы ее раскрытия. Связь человека с окружающим
миром. Особенности пейзажа в произведении. Поэтическое восприятие окружающего
мира природы. Образ Родины в стихах о природе. Умение чувствовать красоту природы и
сопереживать ей. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.
Отражение красоты природы. Конкретные пейзажные зарисовки. Фольклорные традиции
в рассказе. Я. Шакир-Али «Йыртыджы» къушлар», «Денъиз иле ель», «Къартал ве
йырджыкъушлар»; М.Нузет «Озен», «Эчкичик»; О. Амит «Озенде»; Э. Шемьи-заде
«Къыш келе», «Гедже», «Акъшам денъиз ялысында»; Ю.Болат «Туфанда къалгъан къой
сюрюси»; Т.Халилов «Акъбардакъ». Э.Амит «Денъиз ташчыкълары», «Ягъмур
токътады», «Денъизде геми ялдай»; М. Дибагъ. «Балкъуртлар» и другие произведения о
красоте родной земли (по выбору).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о пейзаже. Эпитет. Сравнение. Метафора.
Олицетворение. Интонация.
СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОЙНЫ ПРОШЕДШИЕ. Тема Великой Отечественной войны в
крымскотатарской литературе. Отражение Великой Отечественной войны в
произведении. Памяти героев Отечественной войны посвящается. «Жизнь, отданная за
Родину» (по произведениям писателей-фронтовиков). Подвиг народа в годы войны.
Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в произведениях о войне. Женщина-мать
в годы войны. С. Эмин. Стихотворения «Гъалебе акъшамы», «Дженктен кельдим»,
«Окопта», «Джеллятлар»; Дж. Аметов, Энвер Арифов. «Абдул Тейфукъ» (отрывок из
повести); Р. Халид. Рассказ «Ватан хызметине берильген омюр»; Р. Мурад. Стихотворения
«Генералнынъ икяеси», «Биль джеллят», «Матрос», «Партизанлар геджеси»; А.Умеров.
«Ватан къызы» (отрывок из повести); Р.Фазыл, Л. Софу «Аметханнынъ йылдызы»
(отрывок из повести); А. Велиев. «Байракъкъа тамгъан козьяшлар (отрывок из повести) А.
Дерменджи. «Баш эгмегенлер» (отрывок из повести).
4

ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ДЕПОРТАЦИИ. Черкез-Али. Стихотворения «Ювез»,
«Тапсам да анамны», «Анамнынъ седасы», «Майренинъ икяеси». Ш. Селим.
Стихотворения «Яз акъшамы къарагъач тюбюнде», «Къаргъыш». А. Велиев. «Сюргюнлик
хатыралар». А.Осман. «Таныш козьлер». Рассказ о трагических страницах истории
крымских татар – депортации. Испытания, выпавшие на долю главного героя. Э. Умеров.
Рассказы «Къара поездлар», «Янъгъызлыкъ», «Рухсет» (один по выбору). Р. Фазыл.
Стихотворение «Унутмайыкъ». Шерьян Али. «Хатырылар юкю» (очерк). Ш. Аппазов.
Стихотворение «Хатыра». Ш. Рамазанов. «Дженэннемден къайткъанлар» (отрывок из
романа). У. Эдемова. «Айдын геджеде» (отрывок из романа).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие об очерке. Автор-повествователь.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная
(крымскотатарская) литература» на уровне основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации,
реализующей программы основного общего образования, в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная
(крымскотатарская) литература» на уровне основного общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего образования,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия
коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, понимание роли крымскотатарского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;

5

проявление интереса к познанию крымскотатарской литературы, к истории и культуре
Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного
предмета «Родная (крымскотатарская) литература»;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
духовно-нравственного воспитания:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви
к Крыму, уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и
культурам других народов; использование различных источников информации (словари,
энциклопедии интернет-ресурсы и др.).
эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной
гипотезы, выделять характерные причинно-следственные связи в устных и письменных
высказываниях;
формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;
умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная
(крымскотатарская) литератур» должны отражать:
• понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно- выразительных
средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания
произведения;
• владение элементарными литературными терминами;

6

• приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и
культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств крымскотатарского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по
прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические
высказывания; вести диалог;
• написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с
тематикой и проблематикой изученных произведений, творческих работ, рефератов на
литературные и общекультурные темы.
Предметные результаты 5 класс
• определять тему и основную мысль произведения;
• пересказывать сюжет, владеть различными видами пересказа;
• характеризовать персонажей , давать их сравнительные характеристики;
• выделять в произведениях художественные элементы и обнаруживать связи между ними;
• определять авторское отношение к героям и событиям;
• пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
• выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою
точку зрения;
• представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; • собирать
материалы и обрабатывать информацию, эссе, создание проекта на заранее объявленную
литературную или публицистическую тему;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.

7

Тематическое планирование
№
п/п

Разделы
программы

Количество
часов
Всего Теория

Из них
Внеклассное
чтение

Развитие
речи

Контрольные
работы

1

Литература как
искусство слова

1

1

2

Устное
народное
творчество.
Образ Родины и
красота
родной
природы.
Уроки
нравственности
Природа Крыма.

7

4

1

1

1

8

5

1

1

1

5

4

1

5

3

1

1

4

3

7

Сквозь
огонь
войны прошедшие.
Трагические
страницы
депортации

3

2

8

Итоговый урок

1

9

Итого

34

3

4
5
6

1
1

22

4

3

4

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая

коллекция
collektion.edu/ru

цифровых

образовательных

3. «Федеральный

центр
информационных
http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

ресурсов»

образовательных

-

http://schoolресурсов»

-

4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/
5. Mеtodkabinet.eu:

информационно-методический

кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
6. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
7. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
8. Портал «Российское образование http://www.edu.ru
8

Образовательные Интернет-порталы

1. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
5. Федеральный Государственный Образовательный Стандартhttp://standart.edu.ru/
6. Портал "Введение ФГОС НОО" http://nachalka.seminfo.ru/
7. Каталог

учебных изданий, электронного оборудования и электронных
образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru

8. Школьный портал МБОУ «Геройская СШ» https://geroyskoye.krymschool.ru
9. Федеральный

портал
«Информационно-коммуникационные
образовании» http://www.ict.edu.ru

технологии

в

10. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
11. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
12. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы,

история математики http://www.math.ru
13.

Большая электронная библиотека http://www.kasperik.ru/

14.

Интернет урок http://interneturok.ru/

Специализированный
портал
по
информационно-коммуникационным
технологиям в образовании http://www.ict.edu.ru/

15.

16. BiblioГид: Книги и дети http://bibliogid.ru/
17. Рубикон. Крупнейший энциклопедический ресурс http://www.rubricon.com/
18. Система

федеральных
порталов http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm

19. Единая

коллекция
collection.edu.ru/catalog/

цифровых

образовательных

образовательных
ресурсов http://school-

20. Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/
21. Сеть творческих учителей https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/set-tvorcheskih-

uchiteley--innovative-teachers-network
22. Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
23. Музыкальная

коллекция
Российского
общеобразовательного
порталаhttp://www.musik.edu.ru 19.Портал «Музеи России» http://www.museum.ru

20. Учительская газета www.ug.ru
9

21. Газета «1 сентября» www.1september.ru

23. Биография.ру. (www.biografia.ru), http://ru.wiki pedia.org/, http://nobeliat.ru

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».