Рабочая программа по родной литературе ( крымскотатарской) 6 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________И.В. Давыдовская
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«31» августа 2022г.№ 4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С.А Почивалина
подпись

ФИО

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022г.№153
Директор МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
____________ Р.С.Торубара
подпись

ФИО

«31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет родная литература (крымскотатарская)
Уровень
базовый______________
Учитель Менаметова Зенуре Махмудовна____
ФИО учителя-разработчика

Класс
Срок реализации

7_________________
1 год___________________

Количество часов:
Всего: 34 ч.; в неделю 1 ч.
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования и примерной программы «Крымскотатарская литература» под редакцией Аблятипова А.С.. Просвещение,
2015г.Крымскотатарская литература.6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций обучением на
крымскотатарском и русском языках /Л.Р.Белялова,Т.Ф.Мустафаева,М.М.Сулейманова. - М.: Просвещение,2017.
Добрушино,2022
1

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
•
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к
крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов;
• использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
•
умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы, выделять характерные причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях; формулировать выводы;
•
умение самостоятельно организовать собственную деятельность;
•
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
•
понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы;
•
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,
•
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
•
определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии
идейно- художественного содержания произведения;
• владение элементарными литературными терминами;
•
приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовнонравственными ценностями других народов;
•
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
•
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение;
•
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат
из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания; вести диалог;
•
написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений,
творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы.
Выпускник научится:
образную природу словесного искусства;
2

общую характеристику развития крымскотатарской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных художественных произведений;основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие
представлений), житие, сатирическая и воинская повесть как жанр древнего периода крымскотатарской литературы, песня как жанр
лирической поэзии, дума как жанр эпико-лирической поэзии, басня, её мораль, аллегория (развитие представлений), романтическая поэма
(начальные представления), частушка (развитие представлений), (развитие представлений), драматическая поэма (начальные представления),
фольклоризм литературы (развитие понятия), герой-повествователь (развитие представлений), виды рифм, способы рифмовки (развитие
представлений).
Выпускник получит возможность научиться:
прослеживать темы крымскотатарской литературы и их исторические изменения;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики и стилевого своеобразия;
оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их
разрешения, общее и различное в них;
использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.

3

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. Развитие представлений о литературе; писатель и его место в
культуре и жизни общества; человек и литература; книга - необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение,
статьи об авторе, справочный аппарат)
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР (4 часа)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Пословицы и поговорки Сказки. Анекдоты. Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Детские анекдоты.
Народные сказки. Сказка и ее художественные особенности. Виды сказок. Сказочные образы. Отличие бытовой сказки от волшебной.
Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Народные представления о добре и зле. Народная мудрость сказок.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы
народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Остроумный и находчивый Ахмет ахай – герой смешных, поучительных
историй. Собирательный образ Ахмет ахая как воплощение народного характера.
А. Велиев. Детские анекдоты.
Литературная сказка ( 3 часа )
Э.Селямет «Алтын балта акъкъында масал»; Ш. Селим «Джумерт йылан, алидженап къарт ве хиянет косе акъкъында масал».
Творческое использование традиционного сказочного сюжета. Необычная развязка и её глубокий смысл.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Жанры фольклора. Углубление понятий о малых жанрах фольклора. Пословица. Поговорка. Углубление
понятия о народной сказке. Персонажи сказок. Понятие о литературной сказке. Аллегория.
ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ (8 часов)
Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его
великая нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее
счастливое будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.
Б.Чобан-заде «Тувгъан тиль», «Догъдым бир эвде», «Яз акъшамы эв алдында»; А. Гирайбай «Тувгъан тилиме», «Мектеп»; «Татарым; К.
Джаманакълы «Бу меним тилим»; Гъ. Булгъанакълы «Ана тилим»; И. Абдураман «Ана тилим», «Ольдюрменъиз, иншалла»; М. Ниязий
4

«Татар бармы, деп сорагъанларгъа»; О. Амит «Ватаным меним»; Черкез Али «Ана тилинде лаф этмеген аналаргъа»; ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.
Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Строфа. Эпитет. Интонация. Логическое ударение.
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ ( 4 часа)
Н. Челебиджихан. «Къарылгъачлар дуасы». Драматизм произведения. Стремление главного героя к знаниям. Душевное потрясение и
переживания, связанные с закрытием школы.
Ю.Болат. «Балта». Рассказ о трагической судьбе героя, ставшего жертвой преступления. Осуждение жестокости. Судьба героев. Воспитание
чувства милосердия и сострадания к людям.
Э. Шемьи-заде. Стихотворение «Дёрт тальтинке». Нравоучительное содержание произведения
Черкез Али. Рассказ «Отьмекнинъ къадири». Смысл названия рассказа.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Герой и сюжет. Литературный герой. Поступок героя, его характер. Речевая характеристика героев.
РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ (4 часа)
Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Тема живописной картины природы
и приемы ее раскрытия. Связь человека с окружающим миром. Особенности пейзажа в произведении. Поэтическое восприятие окружающего
мира природы. Образ Родины в стихах о природе. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Автор и его отношение к природе
в строках лирических стихов. Отражение красоты природы. Конкретные пейзажные зарисовки.
Б. Чобан-заде «Булутлар», «Узакъ тавлар»; Эшреф Шемьи-заде «Саба», «Чёльде яз акъшамы»; Р. Фазыл «Инсан ве табиат» (шиир);
Т.Халилов «Меджит агъанынъ сельбилери»; А. Велиев «Къыш левхалары», «Чечек джыйгъанда», «Мышыгъым», «Гогерджинлер»; Ю.
Темиркъая «Гуль мевсими», «Озенлер», «Мелевше», «Дагъ чокърагъы»; И. Абдураман «Тереклер»; Ю.Болат «Къойсыз чобан»; И. Асанин
«Къарылгъачлар, «Ай ве кунеш»; Б.Мамбет «Фидан», «Али ве кирпи». Место и роль пейзажа в художественном произведении.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.
СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОЙНЫ ПРОШЕДШИЕ (4 часа) Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение
Великой Отечественной войны в произведении. Памяти героев Отечественной войны посвящается. «Жизнь, отданная за Родину» (по
произведениям писателей-фронтовиков). Подвиг народа в годы войны. Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в произведениях о
войне. Женщина-мать в годы войны.И. Асанов. Рассказ «Биринджи разведка»; Р. Муедин. «Партизанларнен алякъа» (отрывок из романа
«Агъыр такъдирлер» романындан парча);); Р.Халид. Стихотворения «Шинелиме бакъкъанда», «Эскадрон оларакъ». «Дженк ветеранларына»;
Дж. Аметов. «Къуршуннен токътатылгъан йыр» (отрывок из повести); А.Велиев. «Ордугъа багъышлангъан омюр» (рассказ о генерале И.
Болатове).
ТЕМА ДЕПОРТАЦИИ В КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (4 часа)
5

Э. Шемьи-заде. Стихотворение «Къайгъы».
Ш. Селим. Стихотворения «Яраланъан тюркюлер», «Анам. Сени пек сагъындым», «Тюшюндже».
А. Велиев. Стихотворения «Анама», «Догъгъан эвим», «Умумхалкъ фаджиасы», «Такъдир».
И. Паши. Рассказ «Бельки даа корюширмиз».
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная (крымскотатарская) литература» на уровне основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением
опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного
сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов
в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
понимание роли крымскотатарского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов
России; проявление интереса к познанию крымскотатарской литературы, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края,
народов России в контексте учебного предмета «Родная (крымскотатарская) литература»; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму,
уважительного отношения к крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов; использование различных источников
информации (словари, энциклопедии интернет-ресурсы и др.).
эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
6

3. Тематическое
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Развитие речи
Всего развития
речи

1

Введение. Литература - искусство
слова.

1

2

Крымскотатарский фольклор.

4

3

Литературная сказка.

3

4

Образ Родины и красота родного
языка в поэтических
произведениях.
Уроки нравственности

8

4

1

8

Родная природа в произведениях
писателей и поэтов.
Тема депортации.

6

2

9

Сквозь огонь войны прошедшие.

3

Итоговый урок.

1

5
6

Итого:

планирование
Контрольные
работы
Контрольные
сочинения

Внеклассное
чтение

Домашние
сочинения

1
1
1

1

1

4

34

1
1

4

1

1

2

2

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».