Рабочая программа по родной литературе (крымскотатарсокй ) 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________И.В. Давыдовская
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«31» августа 2022г.№ 4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С.А Почивалина
подпись

ФИО

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022г.№153
Директор МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
____________ Р.С.Торубара
подпись

ФИО

«31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет родная литература (крымскотатарская)
Уровень
базовый______________
Учитель Менаметова Зенуре Махмудовна____
ФИО учителя-разработчика

Класс
Срок реализации

8_________________
1 год___________________

Количество часов:
Всего: 34 ч.; в неделю 1 ч.
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования и примерной программы «Крымскотатарская литература» под редакцией Аблятипова А.С.. Просвещение,
2015г.Крымскотатарская литература.8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций обучением на
крымскотатарском и русском языках / А.Кокиева. - М.: Просвещение,2017.
Добрушино,2022

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Крыму, уважительного
отношения к крымскотатарской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии,
интернет-ресурсы и др.).
• Метапредметные:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной
позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные:
• понимание ключевых проблем изученных произведений крымскотатарского фольклора и литературы XХ в., произведения писателей
послевоенного периода, произведения современных писателей и поэтов, а также праздники и обычаи крымских татар;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
• овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев
одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка; • владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
• приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры; • собственная интерпретация (в отдельных
случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат
из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
уметь вести диалог;
1

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние
творческие работы.
Выпускник научится:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития крымскотатарской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных художественных произведений;основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие
представлений), житие, сатирическая и воинская повесть как жанр древнего периода крымскотатарской литературы, песня как жанр
лирической поэзии, дума как жанр эпико-лирической поэзии, басня, её мораль, аллегория (развитие представлений), романтическая поэма
(начальные представления), частушка (развитие представлений), историзм художественной литературы, роман (начальные представления),
реализм (начальные представления), комедия как жанр драмы (развитие понятия), пародия (начальные представления), комическое и его виды
(сатира, ирония, юмор, сарказм), комедия как жанр драматургии, жанровые особенности рассказа (развитие представлений), композиция
(развитие представлений), драматическая поэма (начальные представления), фольклоризм литературы (развитие понятия), геройповествователь (развитие представлений), виды рифм, способы рифмовки (развитие представлений).
Выпускник получит возможность научиться:
прослеживать темы крымскотатарской литературы и их исторические изменения;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики и стилевого своеобразия;
оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их
разрешения, общее и различное в них;
использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.

2

2. Содержание учебного курса предмета
Литература как искусство слова (1 ч.)
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота,
совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности. Литература и жизнь.
Крымскотатарский фольклор ( 7ч.)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в
фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Пословицы и поговорки. Легенды. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы
народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни. Легенды. «Аюв дагъ», «Еди къую», «Демирджи дагъы», «Арзы къыз», «Алтын
бешик». Теория литературы. Понятие о легенде.
Литература периода Золотой Орды.(1 ч)
Творчество Сейф - и Сарайи. Газель.Восточные жанры поэзии.
Литература периода Крымского ханства (7 ч)
Литература (поэзия) периода Крымского ханства. Авторы. Жанры произведений.
Творчество Газайи (Бора Газы Герай).Газели «Эй, рузгяр, еткиз…», «Бутюн гедже асрет чекип…»
Творчество Ашыкъ Умера. Образное видение мира. Система образов.
Творчество Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Языковые и образные особенности.
Р.р.№1. Подготовка к домашнему сочинению по лирике периода Крымского ханства.
Контрольная работа №2 по теме «Литература периода Крымского ханства». Тестовые задания.
Вн.чт.№2. Лирика периода Крымского ханства.
Литература XVIII- XIX вв (1 ч)
Исметий. Слово о поэте. Исторические реалии в поэме «Кефе дестаны».
Литература периода «Пробуждения» (7 ч.)
Литература периода «Пробуждения». Общая характеристика периода. Авторы. Произведения.
Творчество И. Гаспринского. Рассказ «Арслан къыз». Идея произведения.
Р.р№ 2. Анализ рассказа И. Гаспринского «Арслан къыз».
Творчество О. Акчокъраклы. Историческая повесть «Ненкеджан ханым тюрбеси».Историческая основа произведения.
Повесть О. Акчокъраклы «Ненкеджан ханым тюрбеси». Трагическая гибель главных героев. Утверждение любви как великой силы.
Мужество и стойкость героев, их верность своей любви.
Творчество А. Одабаш. Рассказ «Унутмайджакъ».
3

Литература XX века ( 9 ч.)
Б.Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде»,
«Ой, сувукъ шу гъурбет», «Дунай таша», «Яныкъ къавал».
Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!», «Савлыкъман къал, татарлыкъ», «Бастырыкъ», «Ёлджу гъарип»,
«Кобелек». Разнообразие тематики. Проблематика и основные мотивы поэзии:родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта.
Призыв к просвещению.
Дж. Сейдамет. «Къанлы кольмек». Рассказ. Драматический сюжет произведения. Система образов.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказы «Зейнеп тизе», «Ачлыкъ хатирелеринден». Основные темы и характеристики образов.
Психологическая глубина человеческих чувств и переживаний. Изображение трагедии войны и голода.
Ю.Болат. «Арзы къыз». Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к персонажам. Сценическая история пьесы.
Ш.Селим. «Учь эсир». Баллада.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел. Повесть. Драматические произведения.
Повторение пройденного материала в 8 классе.1 час
Основные направления воспитательной деятельности:
Гражданское воспитание: - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; - активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на
примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание: - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в
контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
4

- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственное воспитание: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой
поведения и поступков персонажей литературных произведений;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков; - активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетическое воспитание: - восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
- осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление
к самовыражению в разных видах искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернет-среде
в процессе школьного литературного образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений;
- уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
5

Трудовое воспитание: - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологическое воспитание: - ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания: - ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на
изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности с чётом специфики школьного литературного образования; установка
на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.

6

3. Тематическое
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Развитие речи
Всего
развития
речи

1

Введение. Литература искусство слова.

1

2

Крымскотатарский
фольклор
Литература периода Золотой
Орды

7

Литература периода
Крымского ханства.
Литература XVIII- XIX вв.

7

Литература периода
«Пробуждения»
Литература ХХ века

7
9

Повторение пройденного
материала в 8 классе
Итого:

1

3
4
5
6
8
9

планирование

Контрольные
сочинения

Контрольные
работы

Внеклассное
чтение

Домашние
сочинения

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1
1

1

1

34

4

1

1

4

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».