Контрольно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______Д.А. Петляк
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«29» августа 2022 г. № 3

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С. А. Почивалина
подпись

ФИО

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ « Добрушинская средняя
школа»
____________ Р. С. Торубара
подпись

ФИО

«31» августа 2022 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
изобразительное искусство о
Уровень
базовый
о
Учитель Менаметова Марина Алексеевна
ФИО учителя-разработчика

Класс
Срок реализации

2
о
2022 – 2023 учебный год о

Количество часов:
Всего __34__ч.; в неделю __1__ ч.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство»
для 2 класса, утвержденной приказом МБОУ «Добрушинская средняя школа» от «31» августа 2022 г. № 153
Добрушино, 2022

Планируемые результаты (предметные)

Дата
по
план
у

по
факту

Тема урока

Содержание урока
(ученик должен знать)

Как и чем работает художник (8 ч)
Что такое живопись? Первичные основы
Три основных цвета – жѐлтый, красный, синий.
цветоведения. Знакомство с основными и
Задание: изображение цветов (без предварительного
составными цветами, с цветовым кругом.
рисунка; заполнение крупными изображениями всего
Многообразие цветовой гаммы осенней природы
листа). с.6-27
(в частности, осенних цветов).
приемы получения новых цветов. изображать
разнообразные цветы на основе смешивания трех
основных цветов

1.

01.09

2.

08.09

Белая и черная краски.
Задание: изображение природных стихий (гроза, буря,
извержение вулкана, дождь, туман и т. д.) (без
предварительного рисунка). с.28-35

Восприятие и изображение красоты природы.
Настроение в природе. Темное и светлое
(смешение цветных красок с черной и белой).
Знакомство с различным эмоциональным
звучанием цвета.
Расширение знаний о различных живописных
материалах: акварельные краски, темпера,
масляные и акриловые краски.

3.

15.09

Пастель и цветные мелки, акварель, их
выразительные возможности

Мягкость, бархатистость пастели, яркость
восковых и масляных мелков, текучесть и
прозрачность акварели. Выразительные
возможности этих материалов, особенности
работы ими. Передача различного
эмоционального состояния природы.
изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов, работать пастелью,
мелками, акварелью.
.
графические художественные материалы.

Задание: изображение осеннего леса (по памяти и
впечатлению). с.36-39

4.

22.09

Контроль

№
п/п

Примечания

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 2 КЛАСС (34 часа)

Выразительные возможности графических ма-

ОВО 1

2

териалов.
Задание: изображение зимнего леса (по впечатлению и
памяти).
с.40-43

Что такое графика? Образный язык
графики.Разнообразие графических материалов.
Красота и выразительность линий.
Выразительные возможности линии. Тонкие и
толстые, подвижные и тягучие линии.
изображать зимний лес, используя графические
материалы
Понимать выразительные возможности линии,
точки, темного и бело пятен(язык графики)

Художественнопрактическая
деятельность.

ОВО 2 Теория

5.

29.09

Выразительность материалов для работы в объеме.
Задание: изображение животных родного края (по
впечатлению и памяти). с.44-47

Что такое скульптура? Образный язык
скульптуры. Знакомство с материалами,
которыми работает скульптор. Выразительные
возможности глины, дерева, камня и других
материалов.
Изображение животных. Передача характерных
особенностей животных.
работать с целым куском пластилина, создавать
объемное изображение.

6.

06.10

Выразительные возможности бумаги.
Задание: сооружение игровой площадки для
вылепленных зверей (индивидуально, группами,
коллективно; работа по воображению).
с.48-49

Что такое архитектура? Чем занимается
архитектор? Особенности архитектурных форм.
Что такое макет? Материалы, с помощью которых
архитектор создаѐт макет (бумага, картон). Работа
с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание,
склеивание). Перевод простых объемных форм в
объемные формы. Склеивание простых
объемных форм (кнус, цилиндр,«лесенка»,
«гармошка»).
Уметь: конструировать из бумаги объекты
игровой площадки.
Развивать навыки создания геометрических
форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из
бумаги, навыки перевода плоского листа в
разнообразные объемные формы.
Овладевать приемами работы с бумагой,
навыками перевода плоского листа в
разнообразные объемные формы.
Конструировать из бумаги объекты игровой
площадки.

3

7.

13.10

Выразительные возможности аппликации.
Задание: создание коврика на тему осенней земли с
опавшими листьями (работа в группе — 1—3 панно;
работа по памяти и впечатлению). с.50-53

8.

20.10

Неожиданные материалы (обобщение темы).
Задание: изображение ночного праздничного города.
с.54-55

Знать: Особенности создания аппликации
(материал можно резать и обрывать). Восприятие
и изображение красоты осенней природы.
Наблюдение за ритмом листьев в природе.
Представление о ритме пятен.
Уметь: создавать коврик на тему осенней земли,
выполнять аппликацию.
Овладевать техникой и способами аппликации.
Понимать
и
использовать
особенности
изображения на плоскости с помощью пятна.
Создавать коврик на тему осенней земли,
опавших листьев.
Знать: Понимание красоты различных
художественных материалов (гуашь, акварель,
пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага).
Сходство и раз-личие материалов. Смешанные
техники. Неожиданные материалы.
Выразительные возможности материалов,
которыми работают художники. Итоговая
выставка работ.
Уметь: создавать образ ночного города с
помощью разнообразных неожиданных
материалов. Повторять и закреплять
полученные на предыдущих уроках знания о
художественных материалах и их выразительных
возможностях. Создавать образ ночного города с
помощью разнообразных неожиданных
материалов.
Обобщать пройденный материал, обсуждать
творческие работы на итоговой выставке,
оценивать
собственную
художественную
деятельность
и
деятельность
своих
одноклассников

ОВО 3
Анализ,
интерпретация
произведения
искусства.

Реальность и фантазия (7 ч)
9.

27.10

Изображение и реальность.
Задание: изображение любимого животного. с.58-61

Знать: Мастер Изображения учит видеть мир
вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный
мир, учимся не только смотреть, но и видеть.
Рассматриваем внимательно животных, замечаем
их красоту, обсуждаем особенности различных

4

10.

10.11

Изображение и фантазия.
Задание: изображение фантастического животного
путем соединения элементов разных животных, птиц и
даже растений.
с.62-65

11.

17.11

Украшение и реальность.
Задание: изображение паутинок с росой, веточками
деревьев или снежинок при помощи линий
(индивидуально по памяти). с.66-69

животных.
Уметь: передавать в изображении характер
животного.
Рассматривать, изучать и анализировать
строение реальных животных.
Изображать животных, выделяя пропорции
частей тела. Передавать в изображении
характер животного.
Закреплять навыки работы от общего к
частному.
Знать: Мастер Изображения учит фантазировать.
Роль фа-нтазии в жизни людей. Сказочные
существа. Фантастические образы.Соединение
элементов разных животных, растений при
создании фантастического образа.
Творческие умения и навыки работы гуашью.
Уметь: изображать сказочных существ, работать
с гуашью. Размышлять о возможностях
изображения как реального, так и
фантастического мира. Рассматривать слайды и
изображения реальных и фантастических
животных (русская деревянная и каменная резьба
и т.д.).
Придумывать выразительные фантастические
образы животных.
Изображать сказочные существа путем
соединения воедино элементов разных животных
и даже растений.
Развивать навыки работы с гуашью.

Знать: Мастер Украшения учится у природы.
Природа умеет себя украшать.Умение видеть
красоту природы, разнообразие ее фрм, цвета
(иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц,
рыб и т.п.). Развитие наблюдательности.
Уметь: создавать с помощью графических
материалов изображения различных украшений в
природе, работать тушью, пером, углем, мелом.
Наблюдать и учиться видеть украшения в

ОВО 4 Теория

5

12.

24.11

Украшение и фантазия.
Задание: изображение кружева, украшение узором
воротничка для платья или кокошника, закладки для
книги. с.70-73

13.

01.12

Постройка и реальность.
Задание: конструирование из бумаги подводного мира
(индивидуально- коллективная работа).
с.74-75 и с.78-81

природе. Эмоционально откликаться на красоту
природы.
Создавать с помощью графических материалов,
линий изображения различных украшений в
природе (паутинки, снежинки и т.д.).
Развивать навыки работы тушью, пером, углем,
мелом.
Знать: Мастер Украшения учится у природы,
изучает ее. Преобразование природных форм для
создания различных узоров, орнаментов,
украшающих предметы быта. Создание тканей,
кружев, украшений для человека. Перенесение
красоты природы Мастером Украшения в жизнь
человека и преобразование ее с помо-щью
фантазии.
Уметь: преображать реальные формы в
декоративные, работать с графическими
материалами. Сравнивать, сопоставлять
природные формы с декоративными мотивами в
кружевах, тканях, украшениях, на посуде.
Осваивать приемы создания орнамента:
повторение модуля, ритмическое чередование
элемента.
Создавать украшения (воротничок для платья,
подзор, закладка для книг и т.д.), используя
узоры.
Работать графическими материалами (роллеры,
тушь, фломастеры) с помощью линий различной
толщины.
Знать: Мастер Постройки учится у природы.
Красота и смысл природных конструкций (соты
пчел, ракушки, коро-бочки хлопка, орехи и т.п.),
их функциональность, пропорции.
Развитие наблюдательности. Разнообразие форм
подводного мира, их неповторимые особенности.
Уметь: конструировать из бумаги формы
подводного мира, работать в группе.
Рассматривать природные конструкции,
анализировать их формы, пропорции.
Эмоционально откликаться на красоту
различных построек в природе.
Осваивать навыки работы с бумагой

6

(закручивание, надрезание, складывание,
склеивание).
Конструировать из бумаги формы подводного
мира. Участвовать в создании коллективной
работы.
14

08.12

Постройка и фантазия.
Задание: создание макетов фантастических зданий,
фантастического города (индивидуально-групповая
работа по воображению). с.76-77 и с.82-85

Знать: Мастер Постройки учится у природы.
Изучая природу, Мастер преобразует ее своей
фантазией, дополняет ее формы, создает
конструкции, необходимые для жизни человека.
Мастер Постройки показывает возможности
фантазии человека в создании предметов.
Уметь: сравнивать природные формы с
архитектурными постройками, создавать макеты
фантастических зданий, фантастического города.
Сравнивать, сопоставлять природные формы с
архитектурными постройками. Осваивать
приемы работы с бумагой. Придумывать
разнообразные конструкции. Создавать макеты
фантастических зданий, фантастического города.
Участвовать в создании коллективной работы.

О чем говорит искусство? (10ч)
15

15.12

Изображение природы в различных состояниях.
Задание: изображение контрастных состояний
природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное
и т. д.). с.88-95

16

22.12

Изображение характера животных.
Задание: изображение животных веселых,
стремительных, угрожающих. с.96-99

Знать: Разное состояние природы несѐт в себе
разное настроение: грозное и тревожное,
спокойное и радостное, грустное и нежное.
Художник, изображая природу, выражает ее
состояние, настроение. Изображение, созданное
художником, обращено к чувствам зрителя.
Уметь: изображать живописными м-ми контрастные состояния природы. Наблюдать
природу в различных состояниях. Изображать
живописными материалами контрастные
состояния природы.
Развивать колористические навыки работы с
гуашью.
Знать: Знакомство с анималистическими
изображениями, созданными художниками в
графике, живописи и скульптуре. Рисунки и
скульптурные произведения В.Ватагина.
Уметь:
изображать
животного
с
ярко

ОВО 6
Художественнопрактическая
деятельность.

7

выраженным характером.

17

29.12

Изображение характера человека: женский образ.
Задание: изображение противоположных по характеру
сказочных женских образов. Класс делится на две
части: одни изображают добрых, другие — злых.
с.100-103

18

12.01

Изображение характера человека: мужской образ.
Задание: изображение доброго и злого героев из
знакомых сказок. с.104-105

Знать: Изображая человека, художник выражает
свое отношение к нему, свое понимание этого
человека.
Женские качества характера: верность, нежность,
достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее
содержание человека, выражение его средствами
искусства.
Иметь представление: о красоте внутренней и
внешней.
Уметь: создавать живописными материалами
выразительные контрастные женские образы.
Создавать противоположные по характеру
сказочные женские образы (Золушка и злая
мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая
и злая волшебницы), используя живописные и
графические средства.

Знать: Изображая, художник выражает свое
отношение к тому, что он изображает.
Эмоциональная и нравственная оценка образа в
его изображении. Мужские качества характера:
отважность, смелость, решительность, честность,
доброта и т.д. Возможности использования цвета,
тона, ритма для передачи характера персонажа.
Иметь представление: о красоте внутренней и
внешней. Уметь: создавать живописными
материалами выразительные, контрастные образы
доброго и злого героя.
Характеризовать доброго и злого сказочных
героев. Сравнивать и анализировать
возможности использования изобразительных
средств для создания доброго и злого образов.
Учиться изображать эмоциональное состояние
человека. Создавать живописными материалами
выразительные контрастные образы доброго и
злого героя (сказочные и былинные персонажи).

8

19

19.01

Образ человека в скульптуре.
Задание: создание в объеме сказочных образов с ярко
выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба яга и
т. д.). с.106-107

20

26.01

Человек и его украшения.
Задание: украшение вырезанных из бумаги
богатырских доспехов, кокошников, воротников.
с.108-111

21

02.02

О чем говорят украшения.
Задание: украшение двух противоположных по
намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного
и злого, пиратского). Работа коллективно-

Знать: Возможности создания разнохарактерных
героев в объеме.
Скульптурные произведения, созданные
мастерами прошлого и настоящего.
Изображения, созданные в объеме, скульптурные
образы выражают отношение скульптора к миру,
его чувства и переживания.
Иметь представление: о способах передачи
характера в объемном изображении человека.
Уметь: работать с пластилином. Сравнивать,
сопоставлять выразительные возможности
различных художественных материалов, которые
применяются в скульптуре (дерево, камень,
металл и др.).Развивать навыки создания образов
из целого куска пластилина.
Овладевать приемами работы с пластилином
(вдавливание, заминание, вытягивание,
защипление).
Создавать в объеме сказочные образы с ярко
выраженным характером.
Знать: Украшая себя, человек рассказывает о
себе: кто он такой, (например, смелый воинзащитник или агрессор). Украшения имеют свой
характер, свой
образ.Украшения для женщин подчѐркивают их
красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.
Иметь представление: о декоре, декоративноприкладном искусстве. Уметь: использовать цвет
для передачи характера изображения. Понимать
роль украшения в жизни человека.
Сравнивать и анализировать украшения,
имеющие разный
характер. Создавать декоративные композиции
заданной формы (вырезать из бумаги богатырские
доспехи, кокошники, воротники). Украшать
кокошники, оружие для добрых и злых сказочных
героев и т.д.
Знать: Через украшение мы не только
рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои
цели, намерения: например, для праздника мы
украшаем себя, в будний день одеваемся подругому.

ОВО 7 Теория

ОВО 8
Художественнопрактическая
деятельность

9

индивидуальная в технике аппликациис.112-117

22
23

09.02
16.02

24

02.03

Образ здания.
Задание: создание образа сказочных построек (дворцы
доброй феи и Снежной королевы и т. д.). с.118-121

В изображении, украшении и постройке человек
выражает свои чувства, мысли, настроение, свое
отношение к миру (обобщение темы).
Выставка творческих работ, выполненных в разных
материалах и техниках.
Обсуждение выставки.

Иметь представление: о декоре, декоративноприкладном искусстве. Уметь: использовать цвет
для передачи характера изображения.
Сопереживать, принимать участие в создании
коллективного панно.
Понимать характер линии, цвета, формы,
способных раскрыть намерения человека.
Украшать паруса двух противоположных по
намерениям сказочных
Знать: Здания выражают характер тех, кто в них
живет. Персонажи сказок имеют очень
разнообразные дома. Образы зданий в
окружающей жизни.
Учиться видеть художественный образ в
архитектуре. Приобретать навыки восприятия
архитектурного образа в окружающей жизни и
сказочных построек. Приобретать опыт
творческой работы.
Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать
собственную художественную деятельность.
Повторять и закреплять полученные на
предыдущих уроках знания.
Обсуждать творческие работы на итоговой
выставке, оценивать собственную
художественную деятельность и деятельность
одноклассников.

ОВО 9
Анализ,
интерпретация
произведения
искусства.

Как говорит искусство? (9 ч)
25

09.03

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Задание: изображение горящего костра и холодной
синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по
памяти и впечатлению) или изображение пера Жарптицы (краски смешиваются прямо на листе, черная и
белая краски не применяются). с.124-129

Знать: Цвет и его эмоциональное восприятие
человеком. Деление цветов на тѐплые и
холодные. Природа богато украшена сочетаниями
теплых и холодных цветов. Умение видеть цвет.
Борьба различных цветов, смешение красок на
бумаге.
Уметь: составлять теплые и холодные цветовые
гаммы. Расширять знания о средствах
художественной выразительности. Уметь
составлять теплые и холодные цвета. Понимать
эмоциональную выразительность теплых и

10

26

16.03

Тихие и звонкие цвета.
Задание: изображение весенней земли (по памяти и
впечатлению). с.130-131

27

30.03

Что такое ритм пятен?
Задание: ритмическое расположение летящих птиц на
плоскости листа (работа индивидуальная или
коллективная). с.132-135

28

06.04

Что такое ритм линий?

холодных цветов.
Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние
цвета. Осваивать различные приемы работы с
кистью (мазок «дождик», «волна», «пятнышко»).
Развивать колористические навыки работы
гуашью.
Изображать простые сюжеты с колористическим
контрастом
(угасающий
костер
вечером,
сказочная жар-птица и т.п.).
Знать: Смешение различных цветов с черной,
серой, белой красками – получение мрачных,
тяжелых и нежных, легких оттенков цвета.
Передача состояния, настроения в природе с
помощью тихих (глухих) и звонких цветов.
Наблюдение цвета в природе, на картинах
художников.
Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого
цветов. Уметь составлять на бумаге тихие
(глухие) и звонкие цвета. Иметь представление
об эмоциональной выразительности цвета глухого и звонкого.
Уметь наблюдать многообразие и красоту
цветовых состояний в весенней природе.
Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого
цветов, изображая весеннюю землю. Создавать
колористическое богатство внутри одной
цветовой гаммы.
Закреплять умения работать кистью.
Знать: Ритм пятен передает движение. От
изменения положения пятен на листе изменяется
восприятие листа, его композиция. Материал
рассматривается на примере летящих птиц —
быстрый или медленный полет; птицы летят
тяжело или легко.
Расширять знания о средствах художественной
выразительности. Понимать, что такое ритм.
Уметь передавать расположение (ритм) летящих
птиц на плоскости листа. Развивать навыки
творческой работы в технике обрывной
аппликации.
Знать: Ритмическая организация листа с
помощью линий. Изменение ритма линий в связи

11

Задание: изображение весенних ручьев. с.136-137

29

13.04

Характер линий.
Задание: изображение нежных или могучих веток,
передача их характера и настроения (индивидуально
или по два человека; по впечатлению и памяти). с.138139

с изменением содержания работы. Линия как
средство образной характеристики
изображаемого. Разное эмоциональное звучание
линии.
Иметь представление: о ритме как выразительном
средстве изображения. Уметь: работать с
пастелью и восковыми мелками. Расширять
знания о средствах художественной
выразительности. Уметь видеть линии в
окружающей действительности.
Получать представление об эмоциональной
выразительности линии. Фантазировать и
изображать весенние ручьи, извивающиеся
змейками, задумчивые, тихие и стремительные.
Развивать навыки работы пастелью, восковыми
мелками.
Знать: Выразительные возможности линий.
Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые
и изящные, спокойные и порывистые.
Умение видеть линии в окружающей
действительности, рассматривание весенних
веток (веселый трепет тонких, нежных веток
берез и корявая суровая мощь старых дубовых
сучьев).
Уметь: изображать ветки деревьев с
определенным характером. Уметь видеть линии
в окружающей действительности. Наблюдать,
рассматривать, любоваться весенними ветками
различных деревьев. Осознавать, как
определенным материалом можно создать
художественный образ. Использовать в работе
сочетание различных инструментов и материалов.
Изображать ветки деревьев с определенным
характером и настроением.

ОВО 10
Художественнопрактическая
деятельность.

12

30

20.04

Пропорции выражают характер.
Задание: конструирование или лепка птиц с разными
пропорциями (большой хвост — маленькая головка —
большой клюв).

31
32

27.04
04.05

Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства
выразительности любой композиции.
Задание: создание коллективного панно на тему
«Весна. Шум птиц».
с.140-141

33
34

11.05
18.05

Обобщающий урок года.
Выставка детских работ, репродукций работ
художников — радостный праздник, событие
школьной жизни. Игра-беседа, в которой вспоминают
все основные темы года. Братья-Мастера — Мастер
Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки
— главные помощники художника, работающего в
области изобразительного, декоративного и
конструктивного искусств.

Знать: Понимание пропорций как соотношение
между собой частей одного целого.
Пропорция – выразительное средство искусства,
которое помогает художнику создавать образ,
выражать характер изображаемого.
Уметь: создавать выразительные образы
животных или птиц. Расширять знания о
средствах художественной выразительности.
Понимать, что такое пропорция.
Создавать выразительные образы животных или
птиц с помощью изменения пропорции.
Знать: Ритм линий, пятен, цвет, пропорции
составляют основы образного языка, на котором
говорят Братья-Мастера — Мастер Изображения,
Мастер Украшения, Мастер Постройки, создавая
произведения в области живописи, графики,
скульптуры, архитектуры.
Повторять и закреплять полученные знания и
умения. Понимать роль взаимодействия
различных средств художественной
выразительности для создания того или иного
образа. Создавать коллективную творческую
работу (панно) «Весна. Шум птиц». Сотрудничать
с товарищами в процессе совместной творческой
работы, уметь договариваться, объясняя замысел,
уметь выполнять работу в границах заданной
роли.
Анализировать детские работы на выставке,
рассказывать о своих впечатлениях от работ
товарищей и произведений художников.
Понимать и уметь называть задачи, которые
решались в каждой четверти. Фантазировать и
рассказывать о своих творческих планах на лето.

ОВО 11
Анализ,
интерпретация
произведения
искусства.

ОВО 12 Теория

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».