Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______Д.А. Петляк подпись ФИО Протокол заседания ШМО «29» августа 2022 г. № 3 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Добрушинская средняя школа» __________С. А. Почивалина подпись ФИО УТВЕРЖДЕНО Приказ «31» августа 2022 г. № 153 Директор МБОУ « Добрушинская средняя школа» ____________ Р. С. Торубара подпись ФИО «31» августа 2022 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Предмет изобразительное искусство о Уровень базовый о Учитель Менаметова Марина Алексеевна ФИО учителя-разработчика Класс Срок реализации 2 о 2022 – 2023 учебный год о Количество часов: Всего __34__ч.; в неделю __1__ ч. Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса, утвержденной приказом МБОУ «Добрушинская средняя школа» от «31» августа 2022 г. № 153 Добрушино, 2022 Планируемые результаты (предметные) Дата по план у по факту Тема урока Содержание урока (ученик должен знать) Как и чем работает художник (8 ч) Что такое живопись? Первичные основы Три основных цвета – жѐлтый, красный, синий. цветоведения. Знакомство с основными и Задание: изображение цветов (без предварительного составными цветами, с цветовым кругом. рисунка; заполнение крупными изображениями всего Многообразие цветовой гаммы осенней природы листа). с.6-27 (в частности, осенних цветов). приемы получения новых цветов. изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов 1. 01.09 2. 08.09 Белая и черная краски. Задание: изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман и т. д.) (без предварительного рисунка). с.28-35 Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой). Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски. 3. 15.09 Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы. изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов, работать пастелью, мелками, акварелью. . графические художественные материалы. Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению). с.36-39 4. 22.09 Контроль № п/п Примечания КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 2 КЛАСС (34 часа) Выразительные возможности графических ма- ОВО 1 2 териалов. Задание: изображение зимнего леса (по впечатлению и памяти). с.40-43 Что такое графика? Образный язык графики.Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линий. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. изображать зимний лес, используя графические материалы Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и бело пятен(язык графики) Художественнопрактическая деятельность. ОВО 2 Теория 5. 29.09 Выразительность материалов для работы в объеме. Задание: изображение животных родного края (по впечатлению и памяти). с.44-47 Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Передача характерных особенностей животных. работать с целым куском пластилина, создавать объемное изображение. 6. 06.10 Выразительные возможности бумаги. Задание: сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно; работа по воображению). с.48-49 Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаѐт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (кнус, цилиндр,«лесенка», «гармошка»). Уметь: конструировать из бумаги объекты игровой площадки. Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. 3 7. 13.10 Выразительные возможности аппликации. Задание: создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями (работа в группе — 1—3 панно; работа по памяти и впечатлению). с.50-53 8. 20.10 Неожиданные материалы (обобщение темы). Задание: изображение ночного праздничного города. с.54-55 Знать: Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен. Уметь: создавать коврик на тему осенней земли, выполнять аппликацию. Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев. Знать: Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и раз-личие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники. Итоговая выставка работ. Уметь: создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников ОВО 3 Анализ, интерпретация произведения искусства. Реальность и фантазия (7 ч) 9. 27.10 Изображение и реальность. Задание: изображение любимого животного. с.58-61 Знать: Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных 4 10. 10.11 Изображение и фантазия. Задание: изображение фантастического животного путем соединения элементов разных животных, птиц и даже растений. с.62-65 11. 17.11 Украшение и реальность. Задание: изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий (индивидуально по памяти). с.66-69 животных. Уметь: передавать в изображении характер животного. Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер животного. Закреплять навыки работы от общего к частному. Знать: Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фа-нтазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы.Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью. Уметь: изображать сказочных существ, работать с гуашью. Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.). Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы с гуашью. Знать: Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать.Умение видеть красоту природы, разнообразие ее фрм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.). Развитие наблюдательности. Уметь: создавать с помощью графических материалов изображения различных украшений в природе, работать тушью, пером, углем, мелом. Наблюдать и учиться видеть украшения в ОВО 4 Теория 5 12. 24.11 Украшение и фантазия. Задание: изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги. с.70-73 13. 01.12 Постройка и реальность. Задание: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально- коллективная работа). с.74-75 и с.78-81 природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.). Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом. Знать: Мастер Украшения учится у природы, изучает ее. Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помо-щью фантазии. Уметь: преображать реальные формы в декоративные, работать с графическими материалами. Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде. Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры. Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины. Знать: Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коро-бочки хлопка, орехи и т.п.), их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. Уметь: конструировать из бумаги формы подводного мира, работать в группе. Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции. Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваивать навыки работы с бумагой 6 (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы. 14 08.12 Постройка и фантазия. Задание: создание макетов фантастических зданий, фантастического города (индивидуально-групповая работа по воображению). с.76-77 и с.82-85 Знать: Мастер Постройки учится у природы. Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов. Уметь: сравнивать природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приемы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. Участвовать в создании коллективной работы. О чем говорит искусство? (10ч) 15 15.12 Изображение природы в различных состояниях. Задание: изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т. д.). с.88-95 16 22.12 Изображение характера животных. Задание: изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. с.96-99 Знать: Разное состояние природы несѐт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя. Уметь: изображать живописными м-ми контрастные состояния природы. Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы с гуашью. Знать: Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В.Ватагина. Уметь: изображать животного с ярко ОВО 6 Художественнопрактическая деятельность. 7 выраженным характером. 17 29.12 Изображение характера человека: женский образ. Задание: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие — злых. с.100-103 18 12.01 Изображение характера человека: мужской образ. Задание: изображение доброго и злого героев из знакомых сказок. с.104-105 Знать: Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства. Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы. Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства. Знать: Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные, контрастные образы доброго и злого героя. Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи). 8 19 19.01 Образ человека в скульптуре. Задание: создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба яга и т. д.). с.106-107 20 26.01 Человек и его украшения. Задание: украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников. с.108-111 21 02.02 О чем говорят украшения. Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно- Знать: Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объеме, скульптурные образы выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином. Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером. Знать: Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой, (например, смелый воинзащитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, свой образ.Украшения для женщин подчѐркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество. Иметь представление: о декоре, декоративноприкладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения. Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники). Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д. Знать: Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся подругому. ОВО 7 Теория ОВО 8 Художественнопрактическая деятельность 9 индивидуальная в технике аппликациис.112-117 22 23 09.02 16.02 24 02.03 Образ здания. Задание: создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т. д.). с.118-121 В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки. Иметь представление: о декоре, декоративноприкладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения. Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных Знать: Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий в окружающей жизни. Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Приобретать опыт творческой работы. Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность. Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников. ОВО 9 Анализ, интерпретация произведения искусства. Как говорит искусство? (9 ч) 25 09.03 Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Задание: изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жарптицы (краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются). с.124-129 Знать: Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тѐплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге. Уметь: составлять теплые и холодные цветовые гаммы. Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять теплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность теплых и 10 26 16.03 Тихие и звонкие цвета. Задание: изображение весенней земли (по памяти и впечатлению). с.130-131 27 30.03 Что такое ритм пятен? Задание: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (работа индивидуальная или коллективная). с.132-135 28 06.04 Что такое ритм линий? холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приемы работы с кистью (мазок «дождик», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т.п.). Знать: Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников. Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов. Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета. Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета глухого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе. Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. Закреплять умения работать кистью. Знать: Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц — быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко. Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации. Знать: Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи 11 Задание: изображение весенних ручьев. с.136-137 29 13.04 Характер линий. Задание: изображение нежных или могучих веток, передача их характера и настроения (индивидуально или по два человека; по впечатлению и памяти). с.138139 с изменением содержания работы. Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии. Иметь представление: о ритме как выразительном средстве изображения. Уметь: работать с пастелью и восковыми мелками. Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружающей действительности. Получать представление об эмоциональной выразительности линии. Фантазировать и изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные. Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками. Знать: Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая суровая мощь старых дубовых сучьев). Уметь: изображать ветки деревьев с определенным характером. Уметь видеть линии в окружающей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов. Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением. ОВО 10 Художественнопрактическая деятельность. 12 30 20.04 Пропорции выражают характер. Задание: конструирование или лепка птиц с разными пропорциями (большой хвост — маленькая головка — большой клюв). 31 32 27.04 04.05 Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности любой композиции. Задание: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». с.140-141 33 34 11.05 18.05 Обобщающий урок года. Выставка детских работ, репродукций работ художников — радостный праздник, событие школьной жизни. Игра-беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки — главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств. Знать: Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого. Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого. Уметь: создавать выразительные образы животных или птиц. Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорция. Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорции. Знать: Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц». Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли. Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников. Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето. ОВО 11 Анализ, интерпретация произведения искусства. ОВО 12 Теория 13