Рабочая программа ИЗО 4 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________Д.А. Петляк
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«29» августа 2022 г. № 3

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С. А. Почивалина
подпись

ФИО

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ « Добрушинская средняя
школа»
____________ Р. С. Торубара
подпись

ФИО

«31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
Предмет изобразительное искусство
Уровень
базовый
Учитель Петляк Диана Анатольевна
ФИО учителя-разработчика

Класс
4
Срок реализации 1 год
Количество часов:
Всего _34__ч.; в неделю __1__ ч.
Рабочая программа составлена на основе:
1. ФГОС НОО; примерной программы по предмету «Изобразительное искусство» и авторской программы «Изобразительное искусство» под
ред. Неменского Б.М. предметной линии учебников системы «Школа России»;
2. Учебники: «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: Л. А. Неменская.
М.: Просвещение, 2014 г.

Добрушино, 2022

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Изобразительное искусство» В 4 КЛАССЕ
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения
учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
● чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
● уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
● понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
● сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
● сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
● развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
● овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
● умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с
точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной
и практической творческой деятельности:
● освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
● овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
● освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
● овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
● овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
● использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
● умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;
● умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
● осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
● сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии
человека;
● сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к
миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
● овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;● овладение элементарными практическими
умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,
элементы мультипликации и пр.);

2

● знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной
(народных и прикладные виды искусства);
● •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
● понимание образной природы искусства;
● •эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
● применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
● способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
● умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
● выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
● усвоение названий ведущих художественных музеев России
● и художественных музеев своего региона;
● умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
● способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
● способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку.
● умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
● освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
● овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
● умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
● умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать
свою самобытную художественную культуру;
● изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания
ими красоты природы, человека, народных традиций;
● способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
● умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате освоения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении
с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы
анализа произведения искусства;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие,
открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся
конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много
национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной
принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:

3

• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку
явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и
орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Требования к уровню подготовки учащихся заканчивающих начальную школу
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):
• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
• известные центры народных художественных ремесел России, Крыма; ведущие художественные музеи России, Крыма.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и
конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельной творческой деятельности; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
• оценки произведений искусства ( собственное мнение) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.
В конце 4 класса учащиеся должны:
• усвоить основы видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; украшение или декоративная художественная деятельность
с использованием различных художественных материалов:
• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные
и народные виды искусства;
• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и
деятельности человека;
• развивать фантазию, воображение, проявление в конкретных формах творческой художественной деятельности;
• приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на
плоскости и пространственных построений;
• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш;
• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов
искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;
• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой
художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;
• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

4

• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства;
научиться активно использовать художественные термины и понятия;
• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в
процессе совместной художественной деятельности.
2) СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Воспитательный компонент:
Реализация воспитательного компонента урока предполагает следующие виды работ:
1. Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии, конференции, уроки-исследования, групповую и парную работу), которые позволят усилить
доброжелательную обстановку на уроке и не только получать опыт, но и приобретать знания.
2. Включение в урок игровых процедур, для поддержания мотивации детей к получению знаний, установки доброжелательной атмосферы во время урока.
3. Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают уважение к историческим
личностям, людям науки, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному краю.
4. Использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные активности обучающихся..
5. Смысловое чтение, которое позволяет повысить не только предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал, через полное осмысление
прочитанного текста и последующего его обсуждения.
6. Исследовательская и проектная деятельность, позволяющая приобретать школьникам навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией, навык аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ) (34 ч)
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека.
Разнообразие культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший элемент содержания учебного года.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам
родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной
жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и
уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Истоки родного искусства (8 ч)
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают
одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и
красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня — деревянный мир.
Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

5

Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных
пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие
природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты,
красота родного для ребенка пейзажа.
Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А.
Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании
красоты природы.
Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота
разных времен года.
Задание: изображение российской природы (пейзаж).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром
Деревня
—
природы. Природные материалы для постройки, роль дерева.
деревянный
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.
мир
Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции
и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и
устройстве мира.
Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы.
Единство функциональных и духовных смыслов.
Украшения избы и их значение. Магические представления как
поэтические образы мира.
Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в
разных областях России. Разнообразие сельских деревянных построек: избы,
ворота, амбары, колодцы, избы и других построек традиционной деревни и т. д.
Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества.
Задание: 1) изображение избы или ее моделирование из бумаги (объем,
полуобъем); 2)создание образа традиционной деревни: коллективное панно или
объемная пространственная постройка из бумаги (с объединением
индивидуально сделанных деталей).
Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей.
Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни
Красота
и труда в определенных природных и исторических условиях.
человека
Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об
умении держать себя, одеваться.
Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский
праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве
мира.
Пейзаж
родной земли

Характеризовать красоту природы родного края.
Характеризовать особенности красоты природы
разных климатических зон.
Изображать характерные особенности пейзажа
родной природы.
Использовать выразительные средства живописи
для создания образов природы.
Овладевать живописными навыками работы
гуашью.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту
русского деревянного зодчества.
Характеризовать
значимость
гармонии
постройки с окружающим ландшафтом.
Объяснять особенности конструкции русской
избы и назначение ее отдельных элементов.
Изображать графическими или живописными
средствами образ русской
Овладевать навыками конструирования —
конструировать макет избы.
Создавать коллективное панно (объемный макет)
способом объединения индивидуально сделанных
изображений.
Овладевать
навыками
коллективной
деятельности, работать организованно в команде
одноклассников под руководством учителя.

Приобретать представление об особенностях
национального образа мужской и женской красоты.
Понимать и анализировать конструкцию
русского народного костюма.
Приобретать опыт эмоционального восприятия
традиционного народного костюма.
Различать деятельность каждого из БратьевМастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и

6

Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их Мастера Постройки) при создании русского народного
значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в костюма.
народном костюме.
Характеризовать и эстетически оценивать
Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. образы человека в произведениях художников.
Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев).
Создавать женские и мужские народные образы
Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях (портреты).
русских художников.
Овладевать навыками изображения фигуры
Задание 1. Изображение женских и мужских образов в народных человека.
костюмах.
Изображать сцены труда из крестьянской жизни.
Вариант задания: изготовление кукол по типу народных тряпичных
или лепных фигур.
Задание 2. Изображение сцен труда из крестьянской жизни.
Материалы: гуашь, кисти, бумага, клей, ножницы.
Праздник — народный образ радости и счастливой жизни.
Эстетически оценивать красоту и значение
Народные
Роль традиционных народных праздников в жизни людей.
народных праздников.
праздники
Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные
Знать и называть несколько произведений
(обобщение
гулянья,
связанные
с
приходом
весны
или
концом
страды
и
др.
русских
художников на тему народных праздников.
темы)
Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б., Кустодиев,
Создавать индивидуальные композиционные
К. Юон, Ф. Малявин и др.).
Задание: создание работы и коллективные панно на тему народного
коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание праздника.
индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник» может быть
Овладевать на практике элементарными
завершением коллективной работы, которая велась в течение нескольких занятий. основами композиции.
Материалы: гуашь, кисти, листы бумаги (или обои)
Древние города нашей земли (7 ч)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и
башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего
зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки
Понимать и объяснять роль и значение
Родной угол
города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему. древнерусской архитектуры.
Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Роль пропорций в формировании
Знать конструкцию внутреннего пространства
конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь». Их древнерусского города (кремль, торг, посад).
образное восприятие.
Анализировать роль пропорций в архитектуре,
Знакомство с картинами русских художников (А.Васнецова, И.Билибин, понимать образное значение вертикалей и горизонталей
Н.Рерих, С.Рябушкин и др.)
в организации городского пространства.
Задание: создание макета древнерусского города (конструирование из
Знать картины художников, изображающие
бумаги или лепка крепостных стен и башен).
древнерусские города.

7

Вариант задания: изобразительный образ города-крепости.
Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки; графические
материалы.

Создавать макет древнерусского города.
Эстетически оценивать красоту древнерусской
храмовой архитектуры.

Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы
государства. Собор — архитектурный и смысловой центр города.
Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое
значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма.
Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.
Задание: лепка или постройка макета здания древнерусского каменного
храма (для макета города).
Вариант задания: изображение храма.
Материалы: пластилин, стеки или бумага, коробки, ножницы, клей;
гуашь, кисти, бумага.
Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад —
Города
Русской земли основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их
соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как
произведения архитектуры и их. Роль в жизни древних городов.Жители
древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно-предметной среде.
Единство конструкции и декора.
Задание: моделирование жилого наполнения города, завершение
постройки макета города (коллективная работа).
Вариант задания: изображение древнерусского города (внешний или
внутренний вид города).
Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей; тушь, палочка или гуашь,
кисти.
Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина,
Древнерусские воины- торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде,
символические значения орнаментов.
защитники
Развитие навыков ритмической организации листа, изображения
человека.
Задание: изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.
Материалы: гуашь и кисти или мелки, бумага.
Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов.
Новгород.
Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или
Псков.
Владимир
и других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники
древнего зодчества Москвы.

Получать представление о конструкции здания
древнерусского каменного храма.
Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре
древних соборов.
Моделировать или изображать древнерусский
храм
(лепка
или
постройка
макета
здания;
изобразительное решение).

Древние
соборы

Знать и называть основные структурные части
города, сравнивать и определять их функции, назначение.
Изображать и моделировать наполненное
жизнью людей пространство древнерусского города.
Учиться понимать красоту исторического образа
города и его значение для современной архитектуры.
Интересоваться историей своей страны.

Знать и называть картины художников,
изображающих древнерусских воинов — защитников
Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).
Изображать древнерусских воинов (князя и его
дружину).
Овладевать навыками изображения фигуры
человека.
Уметь
анализировать
ценность
и
неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

8

Особый облик города, сформированный историей и характером
деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.
Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блаженного) на
Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском.
Памятники архитектуры в других городах.
Задание: беседа-путешествие — знакомство с исторической архитектурой
города.
Вариант задания: живописное или графическое изображение
древнерусского города (это особенно уместно, если на предыдущих уроках дети
занимались постройкой).
Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия.

Воспринимать и эстетически переживать
красоту городов, сохранивших исторический облик, —
свидетелей нашей истории.
Выражать свое отношение к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов.
Рассуждать об общем и особенном в
древнерусской архитектуре разных городов России.
Уметь объяснять значение архитектурных
памятников древнего зодчества для современного
общества.
Создавать образ древнерусского города.

Рост и изменение назначения городов — торговых и ремесленных
центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы,
боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные
украшения и изразцы. Отражение природной красоты в орнамен-тах
(преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство
украшений.
Задание: изображение интерьера теремных палат.
Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная),
гуашь, кисти.
Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусПир в теремных палатах ского города.
Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение
(обобщение
участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники);
темы)
ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с
травяными узорами.
Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры,
убранства помещений.
Значение старинной архитектуры для современного человека.
Задание: создание праздничного панно «Пир в теремных палатах» как
обобщенного образа народной культуры (изображение и вклеивание персонажей,
предметов; аппликация).
Вариант задания: индивидуальные изображения пира (гуашь)
Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

Иметь представление о развитии декора
городских архитектурных построек и декоративном
украшении интерьеров (теремных палат).
Различать деятельность каждого из БратьевМастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и
Мастер Постройки) при создании теремов и палат.
Выражать в изображении
праздничную
нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона
для следующего задания).
Понимать роль постройки, изображения,
украшения при создании образа древнерусского города.
Создавать изображения на тему праздничного
пира в теремных палатах.
Создавать многофигурные композиции в
коллективных панно.
Сотрудничать в процессе создания общей
композиции.

Суздаль.
Москва.

Узорочье
теремов

9

Каждый народ — художник (12ч)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни.
Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственнопредметный мир, в котором выражается душа народа.
Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности
искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же
Обрести знания о многообразии представлений
Страна
время вписана в современный мир.
народов мира о красоте.
восходящего
Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценИметь интерес к иной и необычной
солнца. Образ
художественно ную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их художественной культуре.
Иметь представления о целостности и
й
культуры многозначность и символический смысл.
Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии.
внутренней обоснованности различных художественных
Японии
Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты.
культур.
Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с
Воспринимать
эстетический
характер
передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте традиционного для Японии понимания красоты природы.
с природой.
Иметь представление об образе традиционных
Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево.
японских построек и конструкции здания храма (пагоды).
Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный
Сопоставлять традиционные представления о
орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к красоте русской и японской женщин.
индивидуальности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия —
Понимать особенности изображения, украшения
характерные особенности японского искусства.
и постройки в искусстве Японии.
Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры»,
Изображать природу через детали, характерные
«Праздник хризантем» и др.
для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка
Задание 1. Изображение природы через характерные детали.
цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать
Материалы: листы мягкой (можно оберточной) бумаги, обрезанные как живописные и графические навыки.
свиток, акварель (или жидко взятая гуашь), тушь, мягкая кисть.
Создавать женский образ в национальной одежде
Задание 2. Изображение японок в кимоно, передача характерных черт в традициях японского искусства.
лица, прически, волнообразного движения фигуры.
Создавать образ праздника в Японии в
Вариант задания: выполнение в объеме или полуобъеме бумажной куклы коллективном панно.
в кимоно.
Приобретать новые навыки в изображении
Задание 3. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни- природы и человека, новые конструктивные навыки,
сакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или пространственный новые композиционные навыки.
коллаж).
Приобретать новые умения в работе с выразиМатериалы: большие листы бумаги, гуашь или акварель, пастель, тельными средствами художественных материалов.
карандаши, ножницы, клей.

10

Осваивать новые эстетические представления о
поэтической красоте мира.

Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в
Народы гор и
самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с
степей
природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении
своего мира.
Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими
крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей;
костюм и орнаменты.
Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как
произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и
кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его
связь с разнотравным ковром степи.
Задание: изображение жизни в степи и красоты пустых пространств
(развитие живописных навыков).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Города в пустыне. Мощные порталь-но-купольные постройки с толстыми
Города в пусстенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный
тыне
строительный материал. Крепостные стены.
Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход —
портал. Минареты. Мавзолеи.
Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы.
Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.
Торговая площадь — самое многолюдное место города.
Задание: создание образа древнего среднеазиатского города (аппликация
на цветной бумаге или макет основных архитектурных построек).
Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей.
Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и
Древняя
России. Образ греческой природы. Мифологические представления древних
Эллада
греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека:
красота его тела, смелость, воля и сила разума.
Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм
как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь —

Понимать и объяснять разнообразие и красоту
природы различных регионов нашей страны, способность
человека, живя в самых разных природных условиях,
создавать свою самобытную художественную культуру.
Изображать сцены жизни людей в степи и в
горах, передавать красоту пустых пространств и величия
горного пейзажа.
Овладевать живописными навыками в процессе
самостоятельной творческой работы.

Характеризовать особенности художественной
культуры Средней Азии.
Объяснять связь архитектурных построек с
особенностями природы и природных материалов.
Создавать образ древнего среднеазиатского
города.
Овладевать навыками конструирования из
бумаги и орнаментальной графики.

Эстетически
воспринимать
произведения
искусства Древней Греции, выражать свое отношение к
ним.
Уметь отличать древнегреческие скульптурные
и архитектурные произведения.
Уметь характеризовать отличительные черты и
конструктивные элементы древнегреческого храма,
изменение образа при изменении пропорций постройки.

11

главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.
Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорций
в образе построек.
Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая
греками. Скульптура. Восхищение гармоничным человеком — особенность
миропонимания.
Искусство греческой вазописи. Рассказ о повседневной жизни.
Праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней.
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.
Задание: изображение греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги; изображение фигур
олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия; создание
коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж, храмовые постройки,
праздничное шествие или Олимпийские игры).
Материалы: бумага, ножницы, клей; гуашь, кисти.
Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и
Европейские
сплошные фасады каменных домов.
города
Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх.
Средневековь
Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма.
я
Средневековая скульптура.
Ратуша и центральная площадь города.
Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их
эмблемы и одежды. Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии,
удлиненные пропорции.
Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Задание: поэтапная работа над панно «Площадь средневекового города»
(или «Праздник цехов ремесленников на городской площади») с
подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его
окружения (предметный мир).
Материалы: цветная и тонированная бумага, гуашь, кисти (или пастель),
ножницы, клей.
Художественные культуры мира — это пространственно-предметный
Многообра-зие
мир, в котором выражается душа народа.
художестВлияние особенностей природы на характер традиционных построек,
венных
культур
в гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ
благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).
мире

Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.
Осваивать основы конструкции, соотношение
основных пропорций фигуры человека.
Изображать олимпийских спортсменов (фигуры
в движении) и участников праздничного шествия (фигуры
в традиционных одеждах).
Создавать коллективные панно на тему
древнегреческих праздников.

Видеть и объяснять единство форм костюма и
архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
Использовать выразительные возможности
пропорций в практической творческой работе.
Создавать коллективное панно.
Использовать
и
развивать
навыки
конструирования из бумаги (фасад храма).
Развивать навыки изображения человека в
условиях новой образной системы.

Осознавать цельность каждой культуры,
естественную взаимосвязь ее проявлений.
Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.

12

(обобщение
темы)

Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник».
Понимание разности творческой работы в разных культурах.

Узнавать по предъявляемым произведениям
художественные культуры, с которыми знакомились на
уроках.
Соотносить особенности традиционной культуры
народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках,
собственной художественно-творческой деятельности.
Осознать как прекрасное то, что человечество
столь богато разными художественными культурами.

Искусство объединяет народы (7 ч)
От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных
явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать
добро.
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и
переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о
жизни.
Материнст-во

В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери,
дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.
Великие произведения искусства на тему материнства: образ Богоматери
в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX
века. Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и
навыков композиционного изображения.
Задание: изображение (по представлению) матери и дитя, их единства,
ласки, т. е. отношения друг к другу.
Материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага.

Мудрость
старости

Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной
жизни человека.Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к
старости в традициях художественной культуры разных народов.
Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты
Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.).
Задание: изображение любимого пожилого человека, передача стремления
выразить его внутренний мир.
Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага.

Узнавать и приводить примеры произведений
искусств, выражающих красоту материнства.
Рассказывать о своих впечатлениях от общения с
произведениями
искусства,
анализировать
выразительные средства произведений.
Развивать
навыки
композиционного
изображения.
Изображать образ материнства (мать и дитя),
опираясь на впечатления от произведений искусства и
жизни.
Развивать навыки восприятия произведений
искусства.
Наблюдать проявления духовного мира в лицах
близких людей.
Создавать в процессе творческой работы
эмоционально выразительный образ пожилого человека
(изображение по представлению на основе наблюдений).

13

Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия,
вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.
Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник
выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому
страданию.
Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.
Задание: создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным
автором (больное животное, погибшее дерево и т. п.).
Материалы: гуашь (черная или белая), кисти, бумага.

Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое
содержание.
Эмоционально
откликаться
на
образы
страдания в произведениях искусства, пробуждающих
чувства печали и участия.
Выражать художественными средствами свое
отношение при изображении печального события.
Изображать в самостоятельной творческой
работе драматический сюжет.

Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем
искусстве.
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты.
Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.
Задание: лепка эскиза памятника герою.
Материалы: пластилин, стеки, дощечка.
Тема детства, юности в изобразительном искусстве.
и
В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое
будущее, радость молодости и любовь к своим детям.
Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском
искусстве.
Задание: изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах,
путешествиях, открытиях.
Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага.

Приобретать творческий композиционный опыт
в создании героического образа.
Приводить
примеры
памятников
героям
Отечества.
Приобретать творческий опыт создания проекта
памятника героям (в объеме).
Овладевать навыками изображения в объеме,
навыками композиционного построения в скульптуре.
Приводить
примеры
произведений
изобразительного искусства, посвященных теме детства,
юности, надежды, уметь выражать свое отношение к
ним.
Выражать художественными средствами радость
при изображении темы детства, юности, светлой мечты.
Развивать композиционные навыки изображения
и поэтического видения жизни.

Вечные темы в искусстве.
Искусство
Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа,
народов мира
творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
(обобщение
Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и
темы)
единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов
мира.
Искусство помогает людям понимать себя и других людей.
Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей,
учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.

Объяснять и оценивать свои впечатления от
произведений искусства разных народов.
Узнавать и называть, к каким художественным
культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам)
произведения искусства и традиционной культуры.
Рассказывать об особенностях художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, об
особенностях понимания ими красоты.
Участвовать в обсуждении выставки

Сопереживан
ие

Героизащитники

Юность
надежды

14

3.) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Темы, входящие в разделы программы
Истоки родного искусства

Количество
программе
8

часов

в

авторской

Количество часов по РП и КТП
8

1
2

Древние города нашей земли

7

7

3
4

Каждый народ — художник
Искусство объединяет народы

11
8

12
7

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».