Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________И.В. Давыдовская
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«31» августа 2022 г. № 4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С. А. Почивалина
подпись

ФИО

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ « Добрушинская средняя
школа»
____________ Р. С. Торубара
подпись

ФИО

«31» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет изобразительное искусство
Уровень
базовый
Учитель Ткаченко Екатерина Александровна
ФИО учителя-разработчика

Класс
______________7________________
Срок реализации 1 год
Количество часов:
Всего _34__ч.; в неделю __1__ ч.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
примерной программы по предмету «Изобразительное искусство» и авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М.
Неменского.
Учебник: «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека для 7 класса, авторы Питерских А.С., Гуров Г.Е. под
редакцией Б.М. Неменского. Издательство «Просвещение», 2014 г.

Добрушино, 2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 7 КЛАССА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию;
 формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие
морального
сознания
и
компетентности
в
решении
моральных
проблем
на
основе
личностного
выбора,
формирование
нравственных
чувств
и
нравственного
поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности;
 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа
познания жизни и средства организации общения;
 развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
 развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
 освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных
ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над
визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков
восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры
как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;


4

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


Обучающийся научится:
 понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
 осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
 понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
 осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать
выразительные образы.
 осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно–
нравственного опыта поколений;
 осмысливать на основе произведений искусства морально–нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с
собственной позицией;
 передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и
искусства;
 осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни
страны, края, города.
 анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие
начала и специфику;
Обучающийся получит возможность научиться:
 понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образного
начал и их социальную роль;
 знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
 конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и в объеме);
 моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
 работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
 выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
 определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях
пластических искусств и использовать эти знания на практике;
 различать произведения разных эпох, художественных стилей;
 различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
 понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном
образе;
 осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
5

 понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим;
 анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
 понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие
замыслу;
 анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания
художественного образа.
 конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубиннопространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику
тектоники и фактур;
 владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом
монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при
моделировании архитектурного ансамбля;
 использовать разнообразные художественные материалы;
 определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
 понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной
культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности
как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ
его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной
индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает
его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии
каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций:
изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная
деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения
людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе
6

наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного
материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний,
формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель —
формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своей) отношения на основе освоения опыта
художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях
изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а
это но (можно лишь и деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно
значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное
отношение к миру,
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный
опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме
художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности.
Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства:
его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение
художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как
выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с
выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и
народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы
положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и
ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Воспитательный компонент предмета
Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры,
выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения
особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к
изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного
пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения
символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно7

практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию
художественного образа.
2. Гражданского воспитания
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной
культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к
жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное
искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства
обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических
идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной
совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
3. Духовно-нравственного воспитания
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой
опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и
воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания
обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по
изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду,
культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
4. Эстетического воспитания
Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего
спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как
воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о
добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений
обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их
пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и
ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию
ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности —
умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный
интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и
при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

6. Экологического воспитания
8

Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в
произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7. Трудового воспитания
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой
работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие
качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального
жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества
упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой
работы, работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы.
8. Воспитывающей предметно-эстетической среды
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом
школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с
задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ
предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных
ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками.
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек.
I раздел. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов).
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй
природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция
как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом
дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приёмы: поиск уравновешенности (симметрия и
асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его
художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.
II раздел. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов).
От плоскостного изображения — к макетированию объёмно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как
«чертежа» пространства. Здание — объём в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объёмов в
структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных
элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное
макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас
дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в
дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне
III раздел. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11 часов).
9

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до
индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и
технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей.
Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и
архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и
рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и
имитационных материалов в макете.
IV раздел. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7часов).
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и
возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома,
комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта
одежды. Грим, причёска, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны.
Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Название раздела в рабочей программе

1

Художник — дизайн — архитектура. Искусство
композиции — основа дизайна и архитектуры.

2

В мире вещей и зданий. Художественный язык
конструктивных искусств.

3

Город и человек. Социальное значение дизайна и
архитектуры в жизни человека.

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ
жизни и индивидуальное проектирование.

Кол–во
часов
по плану

8

8

11

7

Кол–во
часов
в РП

Обязательный вид оценивания

8

Контроль № 1. Художественно-практическая деятельность.
Контроль № 2. Анализ, интерпретация произведения искусства.
Контроль № 3 Теория.

8

Контроль № 4. Художественно-практическая деятельность.
Контроль № 5. Анализ, интерпретация произведения искусства.
Контроль № 6 Теория.

11

Контроль № 7. Художественно-практическая деятельность.
Контроль № 8. Анализ, интерпретация произведения искусства.
Контроль № 9. Теория.

7

Контроль № 10. Художественно-практическая деятельность.
Контроль № 11. Анализ, интерпретация произведения искусства.
Контроль № 12. Теория.

10

Итого:

34

34

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».