Рабочая программа география 7 класс 2022г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
___________Т.Ю.Коровкина
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«30 » августа 2022г. №4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя школа»
______________С.А.Почивалина
подпись

ФИО

«31» августа 2022г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022г. №153
Директор МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
_______________ Р.С.Торубара
подпись

ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
Уровень
Учитель

география
о
базовый
о
Коровкина Татьяна Юрьевна о
ФИО учителя-разработчика

Класс
Срок реализации

7
1 год

о

Количество часов: Всего 68
ч., в неделю 2 ч
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, на основе авторской программы А.И. Алексеева и рабочей программы предметной линии
учебников «Полярная звезда» 5-9 классы / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.- М.: Просвещение, 2012г.
1. Учебник: - География. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / А.И.Алексеев,
В.В.Николина, Е.К.Липкина и др.- М.: Просвещение, 2015 -256 с.: ил., карт. – (Полярная звезда)
2. Географический атлас 7 класс. – М.: Дрофа, 2014
3. Тетрадь «Практические работы по географии 7 кл»/ Супрычёв А.В., Григоренко А.Л., Григоренко Н.В. М 8-9кл. 2014г
с.Добрушино, 2022г.

1. Планируемые результаты освоения предмета ГЕОГРАФИЯ 7 класс
Личностные результаты обучения
Ученик научится:
- осознавать себя жителем планеты Земля и гражданином России;
- осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных регионов и стран;
- осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества;
- овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных
ситуациях;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования;
- проявлять патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов;
- уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение;
- уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения.
Метапредметные результаты обучения
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
- организовывать свою познавательную деятельность — определять ее цели и задачи, выбирать способы достижения целей и применять их, оценивать
результаты деятельности;
- вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, классификацию, сохранение, передачу и презентацию;
- работать с текстом: составлять сложный план, логическую цепочку, таблицу, схему, создавать тексты разных видов (описательные, объяснительные).
Предметные результаты обучения
Ученик получит возможность научиться:
- показывать материки и части света;
- приводить примеры материковых, вулканических, коралловых островов;
- давать характеристику карты;
- читать и анализировать карту.
- называть и показывать на карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры;
- объяснять зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления, осадков;
- называть типы воздушных масс и некоторые их характеристики;
- делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов;
- показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод;
- приводить примеры влияния Мирового океана на природу материков;
- приводить примеры природных комплексов;
- составлять простейшие схемы взаимодействия природных комплексов.
- рассказывать об основных путях расселения человека по материкам, главных областях расселения, разнообразии видов хозяйственной деятельности
людей;
2

- читать комплексную карту;
- показывать наиболее крупные страны мира.
- показывать на карте и называть океаны и материки, определять их географическое положение, определять и называть некоторые отличительные
признаки отдельных океанов и материков как крупных природных комплексов;
- показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты на материках (горы, возвышенности, реки, озера и т. д.) и в океанах
(моря, заливы, проливы, острова, полуострова);
- описывать отдельные природные комплексы с использованием карт;
- показывать наиболее крупные государства на материках;
- уметь давать описания природы и основных занятий населения, используя карты атласа;
- приводить примеры воздействия и изменений природы на материках под влиянием деятельности человека.
- приводить примеры, подтверждающие закономерности географической оболочки— целостность, ритмичность, зональность;
- объяснять их влияние на жизнь и деятельность человека;
- называть разные виды природных ресурсов;
- приводить примеры влияния природы на условия жизни людей.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 7 класс. 68 ч., 2 часа в неделю.
ВВЕДЕНИЕ (2ч)
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей
средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в
учебнике.
Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах.
Общегеографические и тематические карты.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.
Тема 1. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (5ч)
Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные
религии мира.
Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и
сельских поселений.
Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность,
размещение и средняя плотность.
Практические работы.
1. Сравнение демографических показателей на различных материках. Решение практических задач по населению
Тема 2. ПРИРОДА ЗЕМЛИ (11ч)
Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры.
Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера.
Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы.
Размещение на Земле гор и равнин.
3

Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и
осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.
Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.
Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.
Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры
полярных областей. Муссоны.
Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные
климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.
Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового
океана. Океан и атмосфера.
Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Поиск информации в Интернете.
Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и
растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.
Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности.
Типы почв и их особенности. Охрана почв.
Практические работы.
2.Определение взаимосвязи между строением земной коры и рельефом.
3.Обозначение на контурной карте границ климатических поясов и областей мира. Составление описания одного из климатических поясов.
4.Составление сравнительной характеристики рек различных материков.
Тема 3. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И РЕГИОНЫ (5ч)
Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.
Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.
Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки — Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида,
Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны.
Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический регион. Понятие «граница». Естественные и условные
границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.
Практические работы.
5. Анализ тематических карт с целью выявления особенностей расположения географических поясов и природных зон Земли.
6.Составление комплексной характеристики двух океанов (на выбор)
Тема 4. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ (44ч)
Африка - 9ч: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной
коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.
Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные
города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира.
Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты
(траверзы) по Африке.
4

Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия
населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары.
Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы.
Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента.
Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как
образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй
Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР.
Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ
жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Разработка проекта «Создание национального парка в
Танзании».
Практические работы.
7.Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов Африки.
8.Составление описания крупных форм рельефа Африки.
Австралия: -5ч образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания.
Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков.
Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и
прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения.
Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт —
Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой Водораздельный хребет. Большой
Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов
Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай.
Практические работы.
9.Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов
Австралии.
Антарктида:-3ч образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды.
Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на
полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.
Практические работы.
10.Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов
Антарктиды.
Южная Америка: -8ч образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки.
Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки.
Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад
Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений.
Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы.
Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность.
5

Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке.
Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население
и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа.
Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов.
Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы.
Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы
Эквадора, Колумбии, Венесуэлы.
Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.
Практические работы.
11.Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов
Южной Америки.
12.Определение особенностей природы одного из районов Южной Америки.
Северная Америка:- 6ч образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры
и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит,
Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия.
Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики
и культуры.
Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан.
Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато
Колорадо. Большой каньон реки Колорадо.
Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут СанФранциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса.
Маршрут Чикаго — Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский
водопад — река Св. Лаврентия.
Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.
Практические работы.
13.Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов
Северной Америки.
14.Составление комплексной характеристики одной из стран Северной Америки(по выбопу в виде презентации или описания)
Евразия: - 13ч образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф
Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние
рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны.
Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население.
Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС).
Политическая карта Европы.
Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства.
Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны.
6

Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты.
Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура.
Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная.
Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина —
Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры.
Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни.
Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни.
Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.
Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства
Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые
страны Азии. Политическая карта Азии.
Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция.
Иерусалим — центр трех религий. Маршрут Мертвое море — Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения.
Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья.
Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара.
Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный
центр ламаизма. Гималаи.
Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок —
Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения.
Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная
держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии.
Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и
меры по его ограничению.
Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира»
Практические работы.
15.Определение географических координат крайних точек материка. Нанесение на контурную карту природных географических объектов
Евразии.
16.Составление и описание маршрута путешествия по Евразии с использованием различных источников географической информации.
Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное государство. Вклад
русских писателей, композиторов, художников в мировую культуру.
Резерв – 1час
Воспитательный копанент. Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания. Воспитательный компонент данного
учебного предмета обеспечивает цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования-личностное развитие школьников,
проявляющееся в развитии социально-отношений школьников и прежде всего ценностных отношений. В целом программа направлена на освоение
учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенций. Система
учебных занятий планируется с учётом возрастной специфики.
7

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ география 7 класс
№п/п
1
2
3
4
5
5.1.
5.2
5.3
5.4
5.5.
5.6.
5.7.

Название темы
Введение
Население Земли
Природа Земли
Природные комплексы и
регионы
Материки
Африка
Австралия
Антарктида
Южная Америка
Северная Америка
Евразия
Россия в мире
Резерв
итого

Кол-во
часов
2
5
11
5

Кол-во
пр.работ

Кол-во
к/р

1
3
2

1

44
9
5
3
8
5
13
1
1
68

10
2
1
1
2
2
2

8

16

1

1
1
1
1
1

7

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».