Рабочая программа география 8 класс 2022г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
___________Т.Ю.Коровкина
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«30 » августа 2022г. №4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
______________С.А.Почивалина
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022г. №153
Директор МБОУ «Добрушинская
средняя школа»
_______________ Р.С.Торубара

ФИО

подпись

ФИО

«31» августа 2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
Уровень
Учитель

география
о
базовый
о
Коровкина Татьяна Юрьевна о

ФИО учителя-разработчика

Класс
Срок реализации

8
1 год

о

Количество часов:
Всего 68
ч., в неделю 2 ч
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, на основе авторской программы А.И. Алексеева
рабочей программы предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 классы / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К.
Липкина.- М.: Просвещение, 2012г.
Учебник: - География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе /
А.И.Алексеев,В.В.Николина, Е.К.Липкина и др.- М.: Просвещение, 2015 -256 с.: ил., карт. – (Полярная звезда)
с.Добрушино, 2022г.

«ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» 8 класс. 68 часов
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных
ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и
человека.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью; организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные:

2

- формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира,
их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и
рационального природопользования;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места
в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве
и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и
процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на
различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» 8 КЛАСС.
68 часов по 2 часа в неделю.
Тема. 1+2 Введение. Россия в мире. (1ч.+9ч)
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды.
Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение
России как фактор развития её хозяйства.
Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство
недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для
разных городов России. История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление
изменений границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и
разнообразие. Федеральные округа^
Тема3 Население России (13ч.)
Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского
2.

3

населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование
изменения численности населения России, и её отдельных территорий.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы.
Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.
Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития
России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения
народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных
аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и
социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации,
их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского
населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных
потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.
Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность
распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России,
факторы, их определяющие. Качество населения.
Тема4. Природа России(43ч.)
Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России.
Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными
ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.
4.1 Рельеф. И полезные ископаемые (8 ч)
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности
геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории
России.
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного
горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и
проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования
рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
4.2 Климат и погода (7 ч)
Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности,
циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля,
годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической
карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
4

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.
Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка
основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей
климата своего региона.
4.3. Внутренние воды. И водные ресурсы. (8 ч)
Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы
России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные
явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного
использования.
Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных
видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их
потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
4.4. Почвы и почвенные ресурсы. (6ч)
Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в
плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.
Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению
плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств
и особенностей хозяйственного использования.
4.5 Природно-хозяйственные зоны (14ч.)
Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика
арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепи и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы
для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.
Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории
России. Памятники Всемирного природного наследия.
Тема 5.Родной край 2ч.
Воспитательный копанент. Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания. Воспитательный компонент данного
учебного предмета обеспечивает цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования-личностное развитие школьников,
проявляющееся в развитии социально-отношений школьников и прежде всего ценностных отношений. В целом программа направлена на освоение
учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенций. Система
учебных занятий планируется с учётом возрастной специфики.

5

3. Учебно-тематический план «География России» 8 класс
№

1
2
3
4

5

тема
Введение
Россия в мире
Население России
Природа
Рельеф и полезные
ископаемые
Климат и погода
Внутренние воды
Почвы и почвенные ресурсы
Природно- хозяйственные
зоны
Родной край
ВСЕГО

Кол-во часов
по рабочему
плану
1
9
13
43

Практические работы

Контроль-ные
работы

3
1
6

1
1
4
1

8
7
8
6
14

2
1
1
1
1

2
68

10

6

1
1
1

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».