Рабочая программа Крымрведение 2022г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
Заместитель директора по ВР
Приказ «31» августа 2022г. №153
___________Т.Ю.Коровкина
МБОУ «Добрушинская средняя школа»
Директор МБОУ «Добрушинская
подпись
ФИО
_____________ Э.Р.Эмир-Аметова
средняя школа»
Протокол заседания ШМО
подпись
ФИО
_______________ Р.С.Торубара
«30 » августа 2022г. №4
«31» августа 2022г.
подпись
ФИО

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности
Название
курс «Крымоведение»
Направление
общекультурное
Учитель
Коровкина Т.Ю.

.
.
.

ФИО учителя-разработчика

Класс
5-8
Срок реализации

о
5 лет о

Количество часов:
Всего _136__ч.; в неделю по_1_ ч. в 5,6,7,8 классе
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования на основе авторской программы учебного курса «Крымоведение». 5 - 9 классы. Авторы: Рудяков А.Н.,
Супрычев А.В. - Симферополь, КРИППО, 2015г.

с. Добрушино, 2022г.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностным результатом обучения географическому краеведению является формирование всесторонне образованной, развитой личности,
обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Крымского полуострова:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне
(гражданин России, житель Республики Крым). Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране.
Понимание неотделимости географического пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность
к их решению;
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и
рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Крымоведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и
искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая
по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки;
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания
образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные
виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
2

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания:
– осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;
– освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Республики Крым, на основе которых формируется географическое
мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация
работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
– понимать роль различных источников краеведческой информации;
– знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма;
– формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние,
изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
– понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Республики Крым;
– определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;
– оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;
– приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Республики Крым;
– находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Крыма;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;
– определять на карте местоположение объектов;
– работать со статистическими данными;
– формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;
– использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;
– формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Крыма.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ»
5 класс (34часа)
Введение. История исследования Крыма» (7 часов).
Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами. Источники краеведческой информации
Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым. История исследования Крымского полуострова.
Особенности географического положения Крымского полуострова.
Административные районы и города. Мой населенный пункт.
3

Практическая работа№1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений.
Практическая работа №2. Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную
карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта.
Раздел I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом» (27 часов))
Тема 1. «По горам, по долам…». Рельеф и полезные ископаемые Крымского полуострова (7 часов)
Рельеф. Знакомство с рельефообразующими процессами. Формы земной поверхности.
Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы. Геологические памятники.
Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики.
Полезные ископаемые Крымского полуострова.
Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района.
Погода. Реки и озёра Крыма(8 часов)
Тема 2. «У природы нет плохой погоды…» (4 часа).
Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.
Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом.
Признаки и народные приметы изменения погоды.
Стихийные погодные явления.
Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц.
Тема 3. «Вода – важнейший минерал на Земле» (4 часа).
Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды.
Реки Крыма. Гидрологические памятники.
Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма.
Почвы. Растительный и животный мир(9 часов)
Тема 4. Почвы (4 часа)
Почва. Значение почвы в природе и жизни людей.
Свойства почвы. Плодородие почв. Факторы почвообразования.
Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв.
Тема 5. «Жизнь вокруг нас» (5 часов).
Роль растений в природе и жизни человека.
Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности.
Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга.
Животный мир Крыма и своей местности
Обобщающее повторение (3 часа)
Экскурсия на природу: «Знакомство с почвами, растительным и животным миром своей местности». «Знакомство с характерными формами
поверхности и горными породами (минералами) своей местности».

4

Содержание учебного курса «Крымоведение»
6 класс (34час)
Введение. (1 час)
Раздел 1 Исторические страницы Крыма (11 часов)
Тема 1. История древнего человека в Крыму (3 часа).
Археологические памятники: стоянки первобытного человека.
Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы.

Тема 2. Раннесредневековая Таврика (до IV в. н.э.)

(4чаа).

Античные поселения и города-государства: Боспор, Херсонес.
Вторжение готов и гуннов. Византийская эпоха. «Пещерные города» и монастыри. Генуэзские фактории и крепости. Княжество Феодор о.

Тема 3. Крымское ханство (XIII-XVIII вв.)

(4 часа).

Образование Крымского ханства. Особенности социально-политической жизни Крымского ханства.Русско-турецкие войны. Включение Крыма в состав России.

Раздел 2 «От древности – к современности.»(9 часов)
Тема 4 Таврическая губерния (XIX в.) (2часа).
Крымская война (1853-1856 гг.). Героическая оборона Севастополя

Тема 5. Крым в XX в. (4 часа)
Советский период развития Крыма.
Великая Отечественная война. Города-герои: Севастополь и Керчь. Город воинской славы – Феодосия. Крымские партизаны.

Тема 6. Крым на рубеже веков (конец XX в. – начало XXI в.) (3 часа).
Автономная Республика Крым и г. Севастополь в составе Украины.Воссоединение Крыма и г. Севастополя с Российской Федерацией, хронология событий

«Крымской весны» 2014 года.

РАЗДЕЛ 3. Культура, искусство и традиции крымского народа (10 часов)
Тема 7«Я, ты, он, она – вместе дружная семья!». (1 час)
Численность населения Крыма, своего района, населенного пункта. Основные демографические показатели и их динамика. Своеобразие этнического
состава крымского населения.
Тема 8. Особенности культуры и быта народов Крыма (3 часа)
Особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма.
Национальные костюмы, национальная кухня.
Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма. Проект «Народы Крыма» (по выбору) (в течение темы)

Тема 9. Социо-культурный обзор (6 часов).
Крым литературный. Поэзия и проза, посвященные Крымскому полуострову. Выдающиеся поэты и писатели, жившие и творившие в Крыму.
«Художественный портрет Крыма». Живопись и кинематограф, выдающиеся художники и режиссёры. Музыканты, композиторы и артисты. Театры, музеи,
библиотеки и другие объекты культуры.
Памятники культуры и архитектуры. Херсонес – объект Всемирного культурного наследия.

Обобщающее повторение (3часа) Обобщение.
Экскурсия в этнографический музей
Экскурсия в краеведческий музей или на близлежащие исторические (археологические) памятники
5

Содержание учебного предмета «Крымоведение» 7 класс

(34 часа )

«Крымская мозаика регионов»
Введение. Основы туризма(4 часа)
Предмет, цели и задачи курса, источники знаний. Географическое положение и величина территории (района, города, села). Статус и значение
населенных пунктов (административные, экономические, научные, туристические, рекреационные, культурные, культурно-исторические, духовные
центры). Комплексное географическое районирование.
Виды карт, используемых в краеведении, основы ориентирования, компас, определение азимутов по карте и на местности, технология создания планов
местности способами полярной и маршрутной съемки, картосхем, условные знаки. Основы туристической техники (установление палатки, укладка вещей, вязание
узлов, виды переправ, оказапомощи),движениенаместностипокарте,правилабезопасности во время экскурсии.

Тема 2. Центральный Крым. (5 часов)
Симферополь - столица Республики Крым, административный, промышленный, строительный, транспортный, научно-технический, культурный,
инновационный центр. История образования и развития города. Природные условия. Архитектура и памятники истории. Крупнейшие предприятия и
ВУЗы города. Объекты культуры. Выдающиеся люди города. Памятники природы. Святыни Симферополя.
Симферопольский район, Красногвардейский район и Белогорский район – край живописных плодородных полей. Сельское хозяйство – основа
экономики районов. Полезные ископаемые. Горный карст. Стоянки древних людей. Санаторно-курортный комплекс. Памятники природы и истории.
Топонимика.
Тема 3 Центрально-Северный Крым (3 часа)
Состав региона: г. Красноперекопск, г. Армянск, Красноперекопский район, Первомайский район, г. Джанкой и Джанкойский район. Географическое
положение. Краткая история заселения, освоения и развития территории. Особенности природы. Залив Сиваш. Памятники культуры и природы.
Джанкой – «исторические ворота» Крыма. Красноперекопск, Армянск - центры химическойпромышленности. Крупнейшие предприятия региона.
Топонимика.
Тема 4 Северо-Восточный Крым ( 2 часа)
Географическое положение. Состав региона. Краткая история заселения, освоения и развития территории. Особенности природы.
Сельскохозяйственная специализация. Историческое и культурное наследие Нижнегорского, Советского и Кировского района. Топонимика.
Тема 5. Восточный Крым (2 часа)
Ленинский район Республики Крым – район двух морей. Природные условия и ресурсы. Грязевые вулканы. История заселения, освоения и развития
территории. Особенности природы. Санаторно-курортный комплекс. Топонимика.
Керчь – город-герой, один из древнейших городов полуострова, транспортный узел. Уникальность географического положения. Природные условия и
ресурсы. Крупнейшие предприятия. Перспективы развития
Тема 6 Юго-Восточный Крым (2 часа)
Географическое положение. Состав региона. История заселения, освоения и развития территории.
Феодосия - курортный и промышленный центр, город воинской славы. Уникальность и неповторимость территории: выровненные степные равнины,
горы,. Древний потухший вулкан Кара-Даг. Феодосийский залив. Крупнейшие предприятия города. Санаторно-курортный комплекс. Активные виды
туризма. Памятники природы, культуры, истории.
6

Судакский регион – традиционный центр виноградарства и виноделия.. Судак - одно из самых популярных мест отдыха и оздоровления.
Окаменевшие древние коралловые рифы Исторические и природные достопримечательности. Топонимика.
Тема 7. Южный Берег Крыма (3часа)
Географическое положение. История заселения, освоения и развития территории. Уникальность природы региона. Заповедные территории и
памятники природы. Большая Ялта и Алушта - крупнейшие курортно-рекреационные регионы Крыма. Памятники садово-паркового искусства.
Крупнейшие предприятия. Выдающие деятели. Топонимика.
Тема 8. Северо-Западный Крым (3 часа)
Состав региона: Черноморский и Раздольненский районы. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности хозяйственной
деятельности. Достопримечательности региона: филиал Крымского государственного заповедно-охотничьего хозяйства «Лебяжьи острова»,
региональный ландшафтный парк «Бакальская коса», месторождение поваренной соли - озеро Бакал. Топонимика.
Тема 9 Западный Крым (5 часов)
Состав региона. Географическое положение. История заселения, развития территории Сакского района. Саки – древнейший курорт мирового
значения. Богатство региона. Памятники культуры.
Евпатория – отражение крупнейших исторических эпох. Природные условия и ресурсы. Евпатория – курортный, промышленный центр и
транспортный узел.
Тема 10. Юго-Западный Крым (2 часа)
Географическое положение Бахчисарайского района. История заселения, освоения территории. Природные условия и ресурсы. Уникальные
природные объекты. Хозяйственная деятельность населения. Активные виды туризма. Пещерные города и монастыри.
Тема 11. Севастополь как субъект Российской Федерации. ( 1 час)
Севастополь – город-герой. Географическое положение. История возникновения, освоения и развития. Особенности природы. Незамерзающий
морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, рекреационный и культурно-исторический центр. Хозяйственная
деятельность населения.
Обобщающее повторение (2 час)

Содержание учебного предмета «Крымоведение» 8-ой класс (34 часоа)
Физико-географический обзор Крыма
Тема 1. Введение .Геологическая история, рельеф и полезные ископаемые (9 ч)
Введение. Особенности ФГП Крымского полуострова Размеры территории Береговая линия.

.Геологическая история и особенности тектонического
строения Крымского полуострова. Происхождение Крымских гор.
Эффузивный и интрузивный магматизм Крымского полуострова. Сейсмоопасные районы и неотектонические движения.
Минералы и горные породы Крыма. Минералогические эндемики Крыма.
Рельеф Крымского полуострова. Общий орографический план полуострова, территориальные различия.
Современные экзогенные процессы и формы рельефа, создаваемые ими. Карст. Учет воздействия экзогенных процессов при ведении хозяйственной
деятельности.
Геологические памятники природы Крыма. Кара-Даг, Аю-Даг, Большой каньон Крыма и др.
Минеральные ресурсы Крыма. Экологические проблемы, связанные с их разработкой.
.
7

Тема 2. Особенности климата Крымского полуострова (4 ч)
Климатообразующие факторы. Особенности климата Крымского полуострова. Территориальные различия климата.
Стихийные и неблагоприятные погодные условия, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Тема 3. Внутренние воды (4 ч)
Поверхностные воды Крымского полуострова. Реки, особенности режима и питания.
Лиманы и соленые озера. Водохранилища.
Подземные воды. Источники минеральных вод.
Оценка водных ресурсов. Экологические проблемы.
Гидрологические памятники Крыма.

Тема 4. Моря (2 ч).
Черное и Азовское моря. Особенности географического положения и рельефа дна.
Гидрологический режим, климатические условия.
Флора и фауна. Эндемичные виды.
Экологические проблемы.

Тема 6. Особенности растительного и животного мира (4 ч).
Разнообразие видового состава, географические закономерности распространения растений и животных. Высотная поясность.
Реликты. Эндемичные и исчезающие виды растений и животных. Красная книга. Экологические проблемы крымской биосферы.

Тема 7. Ландшафтные комплексы Крыма (9ч.)
Физико-географическое районирование Крымского полуострова.
Сочетание зональных и азональных факторов природной среды, влияющих на формирование ландшафтных комплексов.
Главная гряда Крымских гор.
Крымское предгорье (Внутренняя и Внешняя гряды).
Крымское Южнобережное субсредиземноморье (ЮБК)
Равнинно-степной Крым и Керченское мелкогорье.
Заповедный фонд Крымского полуострова. Охраняемые территории.
Обобщающее повторение (2ч.)

Воспитательный копанент. Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания. Воспитательный компонент данного
учебного предмета обеспечивает цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования-личностное развитие школьников,
проявляющееся в развитии социально-отношений школьников и прежде всего ценностных отношений. В целом программа направлена на освоение
учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенций. Система
учебных занятий планируется с учётом возрастной.

8

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ»
5 класс
№п\п Тема
Количество
часов
1
Введение. История исследования Крыма
7
2
Рельеф и полезные ископаемые Крыма
7
3
Погода. Реки и озёра Крыма
8
4
Почвы. Растительный и животный мир
9
5
Обобщающее повторение
3
Всего
34

№
темы

1
2
3
4
5
6
7
8
8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ» 6 класс
Содержание программы
Кол-во часов

Введение. Как мы будем изучать «Крымоведение
Раздел. 1 Исторические страницы Крыма
История древнего человека в Крыму
Раннесредневековая Таврика
Крымское ханство
Раздел 2«От древности к современности»
Таврическая губерния
Крым в ХХ веке
Крым на рубеже эпох
Раздел 3. Культура, искусство и традиции крымского народа
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья!».
Особенности культуры и быта народов Крыма
Социо-культурный обзор
Обобщающее повторение
ВСЕГО

9

1
11
3
4
4
9
2
4
3
10
1
3
6
3
34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ. Мозаика крымских регионов»
7 класс

№п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Тема
Введение. Основы туризма
Центральный Крым
Центрально-Северный Крым
Северо-Восточный Крым
Восточный Крым
Юго-Восточный Крым
Южный Берег Крыма
Северо-Западный Крым
Западный Крым
Юго-Западный Крым
Севастополь как субъект РФ
Обобщающее повторение
Итого

Количество
часов
4
5
3
2
2
2
3
3
5
2
1
2
34

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ» (34ч.)
8 класс (1 час)
№
темы
1
2
3
4
5
6
7.

Тема
Введение Геология, рельеф и полезные ископаемые
Особенности климата
Внутренние воды
Моря
Особенности растительного и животного мира
Ландшафтные комплексы Крыма
Обобщающее повторение

ВСЕГО

Кол-во
часов
9
4
4
2
4
9
2

34

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».