Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО Заместитель директора по ВР Приказ «31» августа 2022г. №153 ___________Т.Ю.Коровкина МБОУ «Добрушинская средняя школа» Директор МБОУ «Добрушинская подпись ФИО _____________ Э.Р.Эмир-Аметова средняя школа» Протокол заседания ШМО подпись ФИО _______________ Р.С.Торубара «30 » августа 2022г. №4 «31» августа 2022г. подпись ФИО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Название курс «Крымоведение» Направление общекультурное Учитель Коровкина Т.Ю. . . . ФИО учителя-разработчика Класс 5-8 Срок реализации о 5 лет о Количество часов: Всего _136__ч.; в неделю по_1_ ч. в 5,6,7,8 классе Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы учебного курса «Крымоведение». 5 - 9 классы. Авторы: Рудяков А.Н., Супрычев А.В. - Симферополь, КРИППО, 2015г. с. Добрушино, 2022г. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные, метапредметные и предметные результаты Личностным результатом обучения географическому краеведению является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Крымского полуострова: – ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Республики Крым). Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению; – гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов. Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания, нацеленные на: – умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности; – умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности. Метапредметными результатами изучения курса «Крымоведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков; – умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; – умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой. 2 Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания: – осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира; – освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Республики Крым, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем; – использование карт для получения краеведческой информации. Коммуникативные УУД: – отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов. – понимание позиции другого в дискуссии. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Предметными результатами изучения курса являются следующие умения: – понимать роль различных источников краеведческой информации; – знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма; – формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов; – выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. – определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека; – понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Республики Крым; – определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем; – оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе; – приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Республики Крым; – находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Крыма; – составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации; – определять на карте местоположение объектов; – работать со статистическими данными; – формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде; – использовать географические знания для осуществления мер по охране природы; – формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Крыма. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ» 5 класс (34часа) Введение. История исследования Крыма» (7 часов). Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами. Источники краеведческой информации Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым. История исследования Крымского полуострова. Особенности географического положения Крымского полуострова. Административные районы и города. Мой населенный пункт. 3 Практическая работа№1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений. Практическая работа №2. Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта. Раздел I. Крым – уникальный «природный музей под открытым небом» (27 часов)) Тема 1. «По горам, по долам…». Рельеф и полезные ископаемые Крымского полуострова (7 часов) Рельеф. Знакомство с рельефообразующими процессами. Формы земной поверхности. Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы. Геологические памятники. Крымский полуостров – «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики. Полезные ископаемые Крымского полуострова. Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района. Погода. Реки и озёра Крыма(8 часов) Тема 2. «У природы нет плохой погоды…» (4 часа). Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие. Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом. Признаки и народные приметы изменения погоды. Стихийные погодные явления. Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц. Тема 3. «Вода – важнейший минерал на Земле» (4 часа). Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды. Реки Крыма. Гидрологические памятники. Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма. Почвы. Растительный и животный мир(9 часов) Тема 4. Почвы (4 часа) Почва. Значение почвы в природе и жизни людей. Свойства почвы. Плодородие почв. Факторы почвообразования. Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв. Тема 5. «Жизнь вокруг нас» (5 часов). Роль растений в природе и жизни человека. Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности. Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга. Животный мир Крыма и своей местности Обобщающее повторение (3 часа) Экскурсия на природу: «Знакомство с почвами, растительным и животным миром своей местности». «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности». 4 Содержание учебного курса «Крымоведение» 6 класс (34час) Введение. (1 час) Раздел 1 Исторические страницы Крыма (11 часов) Тема 1. История древнего человека в Крыму (3 часа). Археологические памятники: стоянки первобытного человека. Киммерийцы. Тавры. Скифы. Сарматы. Тема 2. Раннесредневековая Таврика (до IV в. н.э.) (4чаа). Античные поселения и города-государства: Боспор, Херсонес. Вторжение готов и гуннов. Византийская эпоха. «Пещерные города» и монастыри. Генуэзские фактории и крепости. Княжество Феодор о. Тема 3. Крымское ханство (XIII-XVIII вв.) (4 часа). Образование Крымского ханства. Особенности социально-политической жизни Крымского ханства.Русско-турецкие войны. Включение Крыма в состав России. Раздел 2 «От древности – к современности.»(9 часов) Тема 4 Таврическая губерния (XIX в.) (2часа). Крымская война (1853-1856 гг.). Героическая оборона Севастополя Тема 5. Крым в XX в. (4 часа) Советский период развития Крыма. Великая Отечественная война. Города-герои: Севастополь и Керчь. Город воинской славы – Феодосия. Крымские партизаны. Тема 6. Крым на рубеже веков (конец XX в. – начало XXI в.) (3 часа). Автономная Республика Крым и г. Севастополь в составе Украины.Воссоединение Крыма и г. Севастополя с Российской Федерацией, хронология событий «Крымской весны» 2014 года. РАЗДЕЛ 3. Культура, искусство и традиции крымского народа (10 часов) Тема 7«Я, ты, он, она – вместе дружная семья!». (1 час) Численность населения Крыма, своего района, населенного пункта. Основные демографические показатели и их динамика. Своеобразие этнического состава крымского населения. Тема 8. Особенности культуры и быта народов Крыма (3 часа) Особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма. Национальные костюмы, национальная кухня. Национальные легенды, сказки, песни, поговорки народов Крыма. Проект «Народы Крыма» (по выбору) (в течение темы) Тема 9. Социо-культурный обзор (6 часов). Крым литературный. Поэзия и проза, посвященные Крымскому полуострову. Выдающиеся поэты и писатели, жившие и творившие в Крыму. «Художественный портрет Крыма». Живопись и кинематограф, выдающиеся художники и режиссёры. Музыканты, композиторы и артисты. Театры, музеи, библиотеки и другие объекты культуры. Памятники культуры и архитектуры. Херсонес – объект Всемирного культурного наследия. Обобщающее повторение (3часа) Обобщение. Экскурсия в этнографический музей Экскурсия в краеведческий музей или на близлежащие исторические (археологические) памятники 5 Содержание учебного предмета «Крымоведение» 7 класс (34 часа ) «Крымская мозаика регионов» Введение. Основы туризма(4 часа) Предмет, цели и задачи курса, источники знаний. Географическое положение и величина территории (района, города, села). Статус и значение населенных пунктов (административные, экономические, научные, туристические, рекреационные, культурные, культурно-исторические, духовные центры). Комплексное географическое районирование. Виды карт, используемых в краеведении, основы ориентирования, компас, определение азимутов по карте и на местности, технология создания планов местности способами полярной и маршрутной съемки, картосхем, условные знаки. Основы туристической техники (установление палатки, укладка вещей, вязание узлов, виды переправ, оказапомощи),движениенаместностипокарте,правилабезопасности во время экскурсии. Тема 2. Центральный Крым. (5 часов) Симферополь - столица Республики Крым, административный, промышленный, строительный, транспортный, научно-технический, культурный, инновационный центр. История образования и развития города. Природные условия. Архитектура и памятники истории. Крупнейшие предприятия и ВУЗы города. Объекты культуры. Выдающиеся люди города. Памятники природы. Святыни Симферополя. Симферопольский район, Красногвардейский район и Белогорский район – край живописных плодородных полей. Сельское хозяйство – основа экономики районов. Полезные ископаемые. Горный карст. Стоянки древних людей. Санаторно-курортный комплекс. Памятники природы и истории. Топонимика. Тема 3 Центрально-Северный Крым (3 часа) Состав региона: г. Красноперекопск, г. Армянск, Красноперекопский район, Первомайский район, г. Джанкой и Джанкойский район. Географическое положение. Краткая история заселения, освоения и развития территории. Особенности природы. Залив Сиваш. Памятники культуры и природы. Джанкой – «исторические ворота» Крыма. Красноперекопск, Армянск - центры химическойпромышленности. Крупнейшие предприятия региона. Топонимика. Тема 4 Северо-Восточный Крым ( 2 часа) Географическое положение. Состав региона. Краткая история заселения, освоения и развития территории. Особенности природы. Сельскохозяйственная специализация. Историческое и культурное наследие Нижнегорского, Советского и Кировского района. Топонимика. Тема 5. Восточный Крым (2 часа) Ленинский район Республики Крым – район двух морей. Природные условия и ресурсы. Грязевые вулканы. История заселения, освоения и развития территории. Особенности природы. Санаторно-курортный комплекс. Топонимика. Керчь – город-герой, один из древнейших городов полуострова, транспортный узел. Уникальность географического положения. Природные условия и ресурсы. Крупнейшие предприятия. Перспективы развития Тема 6 Юго-Восточный Крым (2 часа) Географическое положение. Состав региона. История заселения, освоения и развития территории. Феодосия - курортный и промышленный центр, город воинской славы. Уникальность и неповторимость территории: выровненные степные равнины, горы,. Древний потухший вулкан Кара-Даг. Феодосийский залив. Крупнейшие предприятия города. Санаторно-курортный комплекс. Активные виды туризма. Памятники природы, культуры, истории. 6 Судакский регион – традиционный центр виноградарства и виноделия.. Судак - одно из самых популярных мест отдыха и оздоровления. Окаменевшие древние коралловые рифы Исторические и природные достопримечательности. Топонимика. Тема 7. Южный Берег Крыма (3часа) Географическое положение. История заселения, освоения и развития территории. Уникальность природы региона. Заповедные территории и памятники природы. Большая Ялта и Алушта - крупнейшие курортно-рекреационные регионы Крыма. Памятники садово-паркового искусства. Крупнейшие предприятия. Выдающие деятели. Топонимика. Тема 8. Северо-Западный Крым (3 часа) Состав региона: Черноморский и Раздольненский районы. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности хозяйственной деятельности. Достопримечательности региона: филиал Крымского государственного заповедно-охотничьего хозяйства «Лебяжьи острова», региональный ландшафтный парк «Бакальская коса», месторождение поваренной соли - озеро Бакал. Топонимика. Тема 9 Западный Крым (5 часов) Состав региона. Географическое положение. История заселения, развития территории Сакского района. Саки – древнейший курорт мирового значения. Богатство региона. Памятники культуры. Евпатория – отражение крупнейших исторических эпох. Природные условия и ресурсы. Евпатория – курортный, промышленный центр и транспортный узел. Тема 10. Юго-Западный Крым (2 часа) Географическое положение Бахчисарайского района. История заселения, освоения территории. Природные условия и ресурсы. Уникальные природные объекты. Хозяйственная деятельность населения. Активные виды туризма. Пещерные города и монастыри. Тема 11. Севастополь как субъект Российской Федерации. ( 1 час) Севастополь – город-герой. Географическое положение. История возникновения, освоения и развития. Особенности природы. Незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, рекреационный и культурно-исторический центр. Хозяйственная деятельность населения. Обобщающее повторение (2 час) Содержание учебного предмета «Крымоведение» 8-ой класс (34 часоа) Физико-географический обзор Крыма Тема 1. Введение .Геологическая история, рельеф и полезные ископаемые (9 ч) Введение. Особенности ФГП Крымского полуострова Размеры территории Береговая линия. .Геологическая история и особенности тектонического строения Крымского полуострова. Происхождение Крымских гор. Эффузивный и интрузивный магматизм Крымского полуострова. Сейсмоопасные районы и неотектонические движения. Минералы и горные породы Крыма. Минералогические эндемики Крыма. Рельеф Крымского полуострова. Общий орографический план полуострова, территориальные различия. Современные экзогенные процессы и формы рельефа, создаваемые ими. Карст. Учет воздействия экзогенных процессов при ведении хозяйственной деятельности. Геологические памятники природы Крыма. Кара-Даг, Аю-Даг, Большой каньон Крыма и др. Минеральные ресурсы Крыма. Экологические проблемы, связанные с их разработкой. . 7 Тема 2. Особенности климата Крымского полуострова (4 ч) Климатообразующие факторы. Особенности климата Крымского полуострова. Территориальные различия климата. Стихийные и неблагоприятные погодные условия, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Тема 3. Внутренние воды (4 ч) Поверхностные воды Крымского полуострова. Реки, особенности режима и питания. Лиманы и соленые озера. Водохранилища. Подземные воды. Источники минеральных вод. Оценка водных ресурсов. Экологические проблемы. Гидрологические памятники Крыма. Тема 4. Моря (2 ч). Черное и Азовское моря. Особенности географического положения и рельефа дна. Гидрологический режим, климатические условия. Флора и фауна. Эндемичные виды. Экологические проблемы. Тема 6. Особенности растительного и животного мира (4 ч). Разнообразие видового состава, географические закономерности распространения растений и животных. Высотная поясность. Реликты. Эндемичные и исчезающие виды растений и животных. Красная книга. Экологические проблемы крымской биосферы. Тема 7. Ландшафтные комплексы Крыма (9ч.) Физико-географическое районирование Крымского полуострова. Сочетание зональных и азональных факторов природной среды, влияющих на формирование ландшафтных комплексов. Главная гряда Крымских гор. Крымское предгорье (Внутренняя и Внешняя гряды). Крымское Южнобережное субсредиземноморье (ЮБК) Равнинно-степной Крым и Керченское мелкогорье. Заповедный фонд Крымского полуострова. Охраняемые территории. Обобщающее повторение (2ч.) Воспитательный копанент. Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания. Воспитательный компонент данного учебного предмета обеспечивает цель воспитания обучающихся на уровне основного общего образования-личностное развитие школьников, проявляющееся в развитии социально-отношений школьников и прежде всего ценностных отношений. В целом программа направлена на освоение учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенций. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной. 8 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ» 5 класс №п\п Тема Количество часов 1 Введение. История исследования Крыма 7 2 Рельеф и полезные ископаемые Крыма 7 3 Погода. Реки и озёра Крыма 8 4 Почвы. Растительный и животный мир 9 5 Обобщающее повторение 3 Всего 34 № темы 1 2 3 4 5 6 7 8 8 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ» 6 класс Содержание программы Кол-во часов Введение. Как мы будем изучать «Крымоведение Раздел. 1 Исторические страницы Крыма История древнего человека в Крыму Раннесредневековая Таврика Крымское ханство Раздел 2«От древности к современности» Таврическая губерния Крым в ХХ веке Крым на рубеже эпох Раздел 3. Культура, искусство и традиции крымского народа «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!». Особенности культуры и быта народов Крыма Социо-культурный обзор Обобщающее повторение ВСЕГО 9 1 11 3 4 4 9 2 4 3 10 1 3 6 3 34 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ. Мозаика крымских регионов» 7 класс №п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тема Введение. Основы туризма Центральный Крым Центрально-Северный Крым Северо-Восточный Крым Восточный Крым Юго-Восточный Крым Южный Берег Крыма Северо-Западный Крым Западный Крым Юго-Западный Крым Севастополь как субъект РФ Обобщающее повторение Итого Количество часов 4 5 3 2 2 2 3 3 5 2 1 2 34 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «КРЫМОВЕДЕНИЕ» (34ч.) 8 класс (1 час) № темы 1 2 3 4 5 6 7. Тема Введение Геология, рельеф и полезные ископаемые Особенности климата Внутренние воды Моря Особенности растительного и животного мира Ландшафтные комплексы Крыма Обобщающее повторение ВСЕГО Кол-во часов 9 4 4 2 4 9 2 34 10 11