Рабочая программа ввнеурочной деятельности Математическая карусель 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
____________Д.А.Петляк
подпись

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________Э.Р.Эмир-Аметова

ФИО

Протокол заседания ШМО
«29» августа 2022г. №_3_

подпись

ФИО

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022г. № 153
Директор МБОУ « Добрушинская средняя
школа»
____________ Р. С. Торубара
подпись

ФИО

«31» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Название Математическая карусель о
Направление общеинтеллектуальное
Учитель Ткаченко Екатерина Александровна
Класс
3
о
Срок реализации
1 год о
Количество часов:
Всего 34 ч.; в неделю

1 ч.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования и на основе: Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского –
М., Просвещение, 2010; Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для
учителя - М., Просвещение, 2010

Добрушино, 2022

1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования:
Личностными результатамиизучения данного факультативного курса являются:
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в
практической деятельности любого человека;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
 Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
 Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе
самостоятельной работы.
 Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
 Анализировать правила игры.
 Действовать в соответствии с заданными правилами.
 Включаться в групповую работу.
 Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
 Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
 Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего
суждения.
 Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
 Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
 Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
 Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы.
 Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
 Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
 Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
2

 Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
 Воспроизводить способ решения задачи.
 Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
 Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
 Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
 Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
 Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
 Конструировать несложные задачи.
 Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
 Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
 Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
 Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
 Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
 Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
 Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
 Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
 Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
 Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
 Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «Математическая карусель» формируются следующие универсальные учебные
действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
 учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
3

Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
 выразительно читать и пересказывать текст;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
 Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;
число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на
листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
 Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
 Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
 Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
 Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов
решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
 Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
 Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
 Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
 Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток:
цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус,
усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Требования к результатам обучения учащихся 3 класса
Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:
4

- различать имена и высказывания великих математиков;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания
математических ребусов;
- понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
– описывать признаки предметов и узнавать предметы по их
признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;

-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел,
сложенных из палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Математика – царица наук. -1 час. Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым
материалом.
2. Как люди научились считать. -1 час. Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий,
связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1 час. Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов
решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 1 час. Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение».
5. Упражнения с числами. – 1 час. Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в
несколько действий.
5

6. Учимся отгадывать ребусы.- 1 час. Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1 час. Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с числами.- 1 час
Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час. Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на
математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 1 час. Уяснение формальной сущности логических
умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11. Загадки- смекалки. – 1 час. Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 1 час. Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час. Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час. Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме
несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час. Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 1 час. Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 1 час. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
18. Решение олимпиадных задач. – 1 час. Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час. Решение задач международной игры «Кенгуру».
20. Математические горки. – 1 час. Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и
разрядах.
6

21. Наглядная алгебра. - 1 час. Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
22. Решение логических задач. – 1 час. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные
рассуждения.
23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час. Закрепление знаний нумерации чисел.
24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час. Исторические сведения:- кто такой Архимед; - открытия Архимеда; - вклад в науку
25. Задачи с многовариантными решениями. – 1 час. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме
несложные рассуждения.
26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час. Исторические сведения: - кто такой Пифагор; - открытия Пифагор; - вклад в науку
27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час. Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
28. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме
несложные рассуждения.
29. Математический КВН. – 1 час. Систематизация знаний по изученным разделам.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час. Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме
несложные рассуждения.
32. Математический КВН.- 1 час. Систематизация знаний по изученным разделам.
33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа. Систематизация знаний по изученным разделам.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7

№п/п

Название темы

Часы

8

1.

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1ч.

2.

Как люди научились считать.

1ч.

3.

Интересные приемы устного счёта.

1ч.

4.

Решение занимательных задач в стихах.

1ч.

5.

Упражнения с числами

1ч.

6.

Учимся отгадывать ребусы.

1ч.

7.

Числа-великаны. Коллективный счёт.

1ч.

8.

Упражнения с числами

1ч.

9.

Решение ребусов и логических задач.

1ч.

10.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1ч.

11.

Загадки- смекалки.

1ч.

12.

Игра «Знай свой разряд».

1ч.

13.

Обратные задачи.

1ч.

14.

Практикум «Подумай и реши».

1ч.

15.

Задачи с изменением вопроса.

1ч.

16.

«Газета любознательных».

1ч.

17.

Решение нестандартных задач.

1ч.

18.

Решение олимпиадных задач.

1ч.
9

19.

Решение задач международной игры «Кенгуру»

1ч.

20.

Школьная олимпиада

1ч.

21.

Игра «Работа над ошибками»

1ч.

22.

Математические горки.

1ч.

23.

Наглядная алгебра.

1ч.

24.

Решение логических задач.

1ч.

25.

Игра «У кого какая цифра»

1ч.

26.

Знакомьтесь: Архимед!

1ч.

27.

Задачи с многовариантными решениями.

1ч.

28.

Знакомьтесь: Пифагор!

1ч.

29.

Задачи с многовариантными решениями.

1ч.

30.

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1ч.

31.

Задачи с многовариантными решениями.

1ч.

32.

Математический КВН

1ч.

Круглый стол «Подведем итоги»

2ч.

33-34.

Всего

34 часа

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».