Рабочая программа кв Обучение написанию сочинений разных жанров 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________И.В.Давыдовская
Протокол заседания ШМО
«31» августа 2022 г. № 4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С.А . Почивалина
«31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ « Добрушинская средняя
школа»
____________ Р.С.Торубара

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс по выбору «Обучение написанию сочинений разных жанров»
Учитель Торубара Руслана Степановна
ФИО учителя-разработчика

Класс
10-11 о
Срок реализации 2 года о
Количество часов в неделю:
Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.

Добрушино, 2022

Раздел № 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Изучение обучению сочинениям разных жанров на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих
целей:


воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;



развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;



освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;



овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных
высказываний.

Изучение обучению сочинениям разных жанров на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих
задач:
o

Научить школьников:

o

определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи;

o

определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте;

o

излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для изложения;

o

логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения;

o

передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями);

o

выбирать для использования в тексте изложения из ряда эмоционально - экспрессивных, оценочных средств наиболее
подходящие для данной речевой ситуации;

o

определять тему сочинения, его основную мысль, границы раскрытия темы;

o

отбирать и систематизировать материал для сочинения;

o

составлять простой и сложный план текста сочинения;

o

отбирать и систематизировать языковые средства для раскрытия темы сочинения;

o

выражать в тексте сочинения свою позицию в отношении высказанного тезиса;

o

совершенствовать написанный текст сочинения. Помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование
умений работать с текстом художественных произведений и литературно- критических статей; совершенствовать умения
оперировать теоретико- литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами
сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

o

понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко- литературного процесса того или иного
периода;

o

знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля,
принадлежности их к литературным направлениям;

o

уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретноисторическое и общечеловеческое значение художественных произведений;

o

хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

o

воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы
и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику,
авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт,
роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи
(эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;

o

уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной
литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и
течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;

o

самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени,
выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест,
выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в
соответствии с темой.

Раздел № 2. Содержание программы.
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы,
соответствие определенной стилистике.
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического
материала, планирование будущего текста.
3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в
формулировках тем сочинений.
4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия,
эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа.
5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над
сочинением-рассуждением. Сочинение- рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.
6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или
проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
7. Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика
литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.
8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе
сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя.
9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного
характера.
1. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.
2. Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ.
3. Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения.
Изучение обучению сочинениям разных жанров на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих
целей:
Помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и
литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как

инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к
школьному и вступительному сочинениям.
Изучение обучению сочинениям разных жанров на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих
задач:
Учащиеся должны:
o

понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко- литературного процесса того или иного
периода;

o

знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля,
принадлежности их к литературным направлениям;

o

уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретноисторическое и общечеловеческое значение художественных произведений;

o

хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;

o

воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы
и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство,

проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт,
роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет,
сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
o

уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной
литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и
течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;

o

самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени,
выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест,
выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в
соответствии с темой.

Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном компоненте Государственного
стандарта общего среднего образования и в примерной программе.

Раздел 3. Тематическое планирование

№

Основные разделы

Количество часов

1

Сочинение как текст. Основные признаки текста.

2

2

Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.

6

3

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.

5

4

Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам

2

5

Своеобразие жанров сочинений

8

6

Выбор темы сочинения. Структура сочинения

5

7

Сочинение-рассуждение

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».