Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________И.В.Давыдовская Протокол заседания ШМО «31» августа 2022 г. № 4 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Добрушинская средняя школа» __________С.А . Почивалина «31» августа 2022 г. УТВЕРЖДЕНО Приказ «31» августа 2022 г. № 153 Директор МБОУ « Добрушинская средняя школа» ____________ Р.С.Торубара РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курс по выбору «Обучение написанию сочинений разных жанров» Учитель Торубара Руслана Степановна ФИО учителя-разработчика Класс 10-11 о Срок реализации 2 года о Количество часов в неделю: Всего 34 ч.; в неделю 1 ч. Добрушино, 2022 Раздел № 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. Изучение обучению сочинениям разных жанров на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Изучение обучению сочинениям разных жанров на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих задач: o Научить школьников: o определять тему и основную мысль текста, стиль и тип речи; o определять виды, способы, средства связи предложений и частей в тексте; o излагать точно, логично, выразительно высказанную мысль в тексте для изложения; o логично выстраивать подтемы для раскрытия темы текста изложения; o передавать свое отношение к предмету речи в тексте (в изложениях с творческими заданиями); o выбирать для использования в тексте изложения из ряда эмоционально - экспрессивных, оценочных средств наиболее подходящие для данной речевой ситуации; o определять тему сочинения, его основную мысль, границы раскрытия темы; o отбирать и систематизировать материал для сочинения; o составлять простой и сложный план текста сочинения; o отбирать и систематизировать языковые средства для раскрытия темы сочинения; o выражать в тексте сочинения свою позицию в отношении высказанного тезиса; o совершенствовать написанный текст сочинения. Помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно- критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико- литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям. o понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко- литературного процесса того или иного периода; o знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям; o уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретноисторическое и общечеловеческое значение художественных произведений; o хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки; o воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра; o уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры; o самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой. Раздел № 2. Содержание программы. 1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Общие требования к составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определенной стилистике. 2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. Отбор материала, систематизация фактического материала, планирование будущего текста. 3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. 4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров: литературно-критическая статья, рецензия, эссе, очерк, дневник, путешествие, сочинение-характеристика, литературный портрет. Зависимость структуры сочинения от его типа. 5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развернутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение- рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение. 6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения. 7. Сочинение-характеристика героя (герои, образ, персонаж, повествователь, лирический герой). Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения. 8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя. Принципы, лежащие в основе сочинений по нескольким произведениям или периоду творчества писателя. 9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера. 1. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения. 2. Сочинение-анализ стихотворения. Имманентный анализ. Интертекстуальный анализ. 3. Стилистика сочинения. Редактирования и рецензирование, анализ сочинения. Изучение обучению сочинениям разных жанров на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей: Помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературным понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям. Изучение обучению сочинениям разных жанров на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих задач: Учащиеся должны: o понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко- литературного процесса того или иного периода; o знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям; o уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретноисторическое и общечеловеческое значение художественных произведений; o хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки; o воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра; o уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры; o самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой. Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном компоненте Государственного стандарта общего среднего образования и в примерной программе. Раздел 3. Тематическое планирование № Основные разделы Количество часов 1 Сочинение как текст. Основные признаки текста. 2 2 Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению. 6 3 Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. 5 4 Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам 2 5 Своеобразие жанров сочинений 8 6 Выбор темы сочинения. Структура сочинения 5 7 Сочинение-рассуждение 6