Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______ Э.Р. Эмир- Аметова подпись ФИО Протокол заседания ШМО «31» августа 2022 г. № _ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ « Добрушинская средняя школа» __________ С.А. Почивалина подпись ФИО УТВЕРЖДЕНО Приказ «31» августа 2022г. № 153 Директор МБОУ « Добрушинская средняя школа» ____________ Р.С. Торубара подпись ФИО « 31» августа 2022г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности индивидуальное обучение Картышев Дмитрий Название «В мире книг»_________ Направление духовно-нравственное__________ Учитель Менаметова Марина Алексеевна ФИО учителя-разработчика Класс Срок реализации 4____________ 2022-2023 учебный год Количество часов: Всего 34 ч.; в неделю 1 ч. Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «Духовно-нравственное» - «В мире книг», утвержденной приказом МБОУ «Добрушинская средняя школа» от «31» августа 2022 г. №153 Добрушино,2022 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «В мире книг» ДЛЯ 4 КЛАССА Предполагаемый результат деятельности: В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предметные умения: осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Регулятивные умения: уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; уметь самостоятельно работать с новым произведением; уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения: прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения: участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; высказывать своѐ суждение об оформлении и структуре книги; участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Страницы старины седой (8 ч) Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг. Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого. 2 Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фѐдоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Экскурсия в типографию или книжный магазин. Тема 2. Крупицы народной мудрости (8 ч) Сборники произведений фольклора. Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море». Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами. Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии). Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках». Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг. Тема 3. Мифы народов мира (4 ч) Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом. Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои». Тема 4. Русские писатели-сказочники (6 ч) Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок. Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конѐк-Горбунок». Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»). Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность). Тема 5. «Книги, книги, книги…» (8 ч) Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах). Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника. 3 Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов». Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №п/ п Содержание 1 Количество часов в авторской программе Количество часов в рабочей программе (1 часа в неделю) (1 часа в неделю) Страницы старины седой 6 8 2 Крупицы народной мудрости 8 8 3 Мифы народов мира 3 4 4 Русские писатели-сказочники 6 6 5 «Книги, книги, книги…» 7 8 Итого 30 34 4 5