1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математическая карусель» для 1 класса разработана на основе: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273. Федеральными государственными образовательными стандартами и основной образовательной программой начального общего образования на 2016-2020 учебные годы ОУ. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2020 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 №1089. Приказ Министерства образования и науки РФ о введении ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г. 2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКА – ЭТО ИНТЕРЕСНО – 1ч. «влево», «вправо», «вверх», «вниз»Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). ТАНГРАМ: ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА – 2ч. Танграм,«влево», «вправо», «вверх», «вниз» Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. ПУТЕШЕСТВИЕ ТОЧКИ – 1ч. Алгоритм,«влево», «вправо», «вверх», «вниз» Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». ИГРЫ С КУБИКАМИ – 3ч. «влево», «вправо», «вверх», «вниз»Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. ВОЛШЕБНАЯ ЛИНЕЙКА – 1ч. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. ПРАЗДНИК ЧИСЛА 10 – 1ч. Шкала линейки,«влево», «вправо», «вверх», «вниз» Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. КОНСТРУИРОВАНИЕ МНОГОУГОЛЬНИКОВ ИЗ ДЕТАЛЕЙ ТАНГРАМАМ – 1ч. Многоугольник,«влево», «вправо», «вверх», «вниз» Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «ВЕСЕЛЫЙ СЧЁТ» - 1ч. «влево», «вправо», «вверх», «вниз» Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20) Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. ЛЕГО-КОНСТРУКТОРЫ – 2ч. Треугольник, ромб, квадрат. Знакомство с треугольником. Выполнение постройки по собственному замыслу. Выполнение постройки по собственному замыслу. ВЕСЁЛАЯ ГЕОМЕТРИЯ – 1ч. Геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ – 3ч. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». 2 «СПИЧЕЧНЫЙ» КОНСТРУКТОР - 2ч. Конструкция. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. ЗАДАЧИ-СМЕКАЛКИ – 1ч. Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. ПРЯТКИ С ФИГУРАМИ – 1ч. Заданная фигура. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре» ЧИСЛОВЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ – 1ч. Числовые головоломки МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ – 2ч. «Математические головоломки», «Занимательные задачи». Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». УГОЛКИ – 1ч. Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. ИГРА В МАГАЗИН – 1ч. «Математические головоломки», «Занимательные задачи». Сложение и вычитание в пределах 20. КОНСТРУИРОВАНИЕ ФИГУР ИЗ ДЕТАЛЕЙ ТАНГРАМА – 1ч. Фигуры с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Математическое путешествие.Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ – 1ч. Сложение и вычитание в пределах 20. СЕКРЕТЫ ЗАДАЧ – 1ч. Нестандартных задачи Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. ЧИСЛОВЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ – 3ч. Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, математика, музыка,изобразительное искусство. 3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются: осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях; осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире; установка на безопасный здоровый образ жизни; Метапредметными результатами являются: способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление; владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; 3 умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. № п/п 4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс Ко Содержание л-во материала ча сов 1 Математика – это интересно 1 2 Танграм: древняя китайская головоломка 1 изучаемого Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы-полненной работы. 3 Путешествие точки 1 Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» 4 Игры с кубиками 1 Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. 1 Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с . 5 . Танграм: древняя китайская головоломка 6 Волшебная линейка 1 7 Праздник числа 10 1 8 Конструирование многоугольников из деталей танграма 1 4 9 Игра-соревнование «Весёлый счёт» 1 частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.Проверка выполненной работы. Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. Знакомство с деталями конструктора, схемамиинструкциями и алгоритмами построения конструкций.Выполнение постройки по собственному замыслу. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. 1 Игры с кубиками 1 1 Конструкторы лего 2 1 Весёлая геометрия 1 1 Математические игры 1 1 «Спичечный» конструктор 2 1 Задачи-смекалки 1 Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. 1 Прятки с фигурами 1 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». 1 Математические игры 1 Построение «математических» пирамид: 0 112 3 4 516 7 8 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»«Вычитание в пределах 10». Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. 5 «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20». 2 Числовые головоломки 1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). 2 Математическая карусель 2 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. 2 Уголки 1 2 Игра в магазин. Монеты 1 Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. Сложение и вычитание в пределах 20. 0 122 3 4 2 5 Конструирование фигур из деталей танграма 1 Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен-ной работы. 2 Игры с кубиками 1 Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.Взаимный контроль. 2 Математическое путешествие 1 Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам 6 7 6 2 Математические игры 1 2 Секреты задач 1 3 Математическая карусель 1 3 Числовые головоломки 1 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). 3 Математические игры 1 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20». 8 9 0 1 2 3 3 записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. КВН«Математика – Царица наук» 1 7 8