Рабочая программа Разговор о важном 6 класс 2022г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО
___________Т.Ю.Коровкина

Заместитель директора по ВР
МБОУ «Добрушинская
средняя школа»
________ Э.Р.Эмир-Аметова

Приказ «31» августа 2022г. №153
Директор МБОУ «Добрушинская
средняя школа»
_______________ Р.С.Торубара

подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«30 » августа 2022г. №4

подпись

ФИО

подпись

«31» августа 2022г.

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Предмет

«Разговор о важном»

Учитель

Коровкина Т.Ю.

.

__

ФИО учителя-разработчика

Класс

6

с. Добрушино, 2022г.

.

ФИО

2

Разговор о важном
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности классный час «Разговор о важном»
разработана на основе следующих нормативных документов:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22
сентября 2011 г. № 2357),
 Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»,
 Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года №
03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального
образовательного стандарта общего образования»,
 Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Правительства СанктПетербурга от 21.05.2015 г. № 03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной
деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего и основного общего образования в образовательных организациях
Санкт-Петербурга»,
 Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и
курсов ГБОУ школы №690 Невского района Санкт-Петербурга.
«Разговор o важном» – цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом
необходимости соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается
школьник вне зависимости от региона проживания, гарантирующий каждому обучающемуся
доступ к интересному, полезному, просветительскому контенту, идеям, основанным на
традиционных ценностях Российской Федерации. Программа направлена на формирование таких
личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности.
Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных,
психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь
правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития
личности младших школьников.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут.
Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других
способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым
производным от суммы усвоенных знаний.
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников,
в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений,
чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным
источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения
проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне.
На следующих ступенях возрастает доля теоретического материала, проводится работа над
базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность»,
«государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное
положение» и т.п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и
по-научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном
3

этапе вполне достаточно. Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из
жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим
источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой
тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение
различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей,
научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.
Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах обучающихся, но и на их
обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе,
почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат
состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав
других людей.
Максимальное использование визуализированного контента, интерактивных заданий с
применением игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса создают
благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения обучающимися нравственных
норм.
Цель курса: расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, своей
родине, с дополнением знаний по истории — о нашем далеком и недавнем прошлом, о
социальном начале человека, его становлении и развитии, с опорой на уроки и опыт прошлого.
Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих
знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем
адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых, заранее далеко
не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».
Задачи курса:
- содействие обучающемся в понимании особенностей общественных отношений в семье,
городе или деревне, в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего
мира;
- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его
гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
обогащение
знаниями,
раскрывающими
прошлое,
историю,
способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
В соответствии с возрастными особенностями школьников историко-обществоведческие
знания формируются в виде определенных фактов и понятий, представлений. Именно
представления позволяют приблизить ученика к сложным явлениям его настоящего, «увидеть»
прошлое, приобретая чувство гражданской причастности. Попутно факты и представления при
их анализе и осмыслении содействуют формированию сложных структурных элементов
общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Место курса в учебном плане:
В учебном плане на изучение данного курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
В условиях режима повышенной готовности для организации образовательной деятельности,
используется электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий.
Рекомендуемые универсальные ресурсы
для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологи
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

https://deti-online.com/raskraski/russia/zimniy-dvorec-v-sankt-peterburge/
https://russia.tv/video/show/brand_id/14225/episode_id/983062/video_id/993675/
https://vraki.net/blogi/zanimatelnoe-zadanie-po-russkomu-yazyku.html
https://multiurok.ru/index.php/files/olimpiada-po-russkomu-iazyku-1-klass-17.html
https://interneturok.ru/
https://infourok.ru/raskraski-po-matematike-klass-2200496.html
https://stranamasterov.ru/
4

8.
9.
10.
.

https://chessday.ru/
https://izi.travel/ru
https://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/746-.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Отличительной
особенностью
программы
является
намеренное
акцентирование внимания не только на правах обучающихся, но и на их
обязанностях, неразрывности прав и обязанностей, необходимости уважения прав
других.
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную
деятельность: участие в социально – значимых акциях, разработка и реализация
социальных проектов, направленных на решение школьных, местных,
общественных проблем.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести
уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других
равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения,
основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет
основные направления патриотического и духовно-нравственного воспитания
учащихся
Формы организации занятия:
 ролевая игра;
 этическая (познавательная) беседа, дискуссия;
 викторина;
 художественная выставка;
 социальные практики (проектная деятельность);
 работа с картой;
 музыкальная, литературная, художественная гостиная.
Виды деятельности: игровая, проблемно – ценностное общение,
познавательная, художественная.
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у
обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и
стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к
государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам,
годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей,
государственных деятелей и деятелей культуры:
1. День знаний
2. Наша страна – Россия
3. 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского
4. День музыки
5. День пожилого человека
6. День учителя
7. День отца
8. Международный день школьных библиотек
5

9. День народного единства
10. Мы разные, мы вместе
11. День матери
12. Символы России
13. Волонтеры
14. День Героев Отечества
15. День Конституции
16. Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
17. Рождество
18. День снятия блокады Ленинграда
19. 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
20. День российской науки
21. Россия и мир
22. День защитника Отечества
23. Международный женский день
24. 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и
СССР С.В. Михалкова
25. День воссоединения Крыма с Россией
26. Всемирный день театра
27. День космонавтики. Мы – первые!
28. Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
29. День Земли
30. День Труда
31. День Победы. Бессмертный полк
32. День детских общественных организаций
33. Россия – страна возможностей

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края,
страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
6

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь
людям, нуждающимся в ней);
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности
в условиях индивидуального и общественного пространства.
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Метапредметные результаты:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
7

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
4
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
1. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
8

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
9

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные результаты
Сформировано представление:

о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в
жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских
ценностях;
10

символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта
Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в
общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей
страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского
государства, в истории и культуре нашей страны;
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние
человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении
творчества в жизни человека и общества;
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического,
нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и
школьного коллектива);
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья
окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования,
труда и творчества;
активной роли человека в природе. Сформировано ценностное отношение:
к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
своему национальному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей
семьи, педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни. Сформирован интерес:
к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни
родного города;
природе, природным явлениям и формам жизни;
художественному творчеству. Сформированы умения:
устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на
взаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным
словам и действиям.
11

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 КЛАСС (34 ЧАСА)
№п/п

1
2
3

4
5
6

Название
раздела

КолЭОР
во
часов
Историческое
4
. https://deti-online.com/raskraski/russia zimniy-dvorec-v-sankt-peterburge/
просвещение
https://russia.tv/video/show/brand_id/14225/episode_id/983062/video_id/993675/
https://vraki.net/blogi/zanimatelnoe-zadanie-po-russkomu-yazyku.html
О добрых
15
https://multiurok.ru/index.php/files/olimpiada-po-russkomu-iazyku-1-klassчувствах
17.html
Патриотическое
6
https://interneturok.ru/
и гражданское
https://infourok.ru/raskraski-po-matematike-klass-2200496.html
воспитание
https://stranamasterov.ru/
Сохраним нашу
6
https://chessday.ru/
планету Земля
https://izi.travel/ru https://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/746Государство и
2
закон
Резерв
1
итого
34

МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИЛОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя:
1. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные
мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2019.
2. Гражданское образование в российской школе /Сост. Т.И.Тюляева. М.:
Издательство
"Астрель", 2019.
3. Права человека в свободной стране. Учебное пособие. Спб., 2018.
Литература для учащихся:
1. Клиентов, А.Е. Города России : [для среднего школьного возраста] /
Алексей Клиентов. - Москва : Белый город, 2018
2. С чего начинается Родина : стихи : [для среднего школьного возраста /
худож. И. В. Максимова [и др.] ; отв. ред. В. С. Рябченко]. – Москва.
3. Наталья Андрианова: Россия для детей (от 6 до 12 лет),
Издательство: Эксмо, 2

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».