Положение о ВШК

Принято на заседании
педагогического совета
МБОУ «Добрушинская
средняя школа»

УТВЕРЖДЕНО
И.о. директора МБОУ
«Добрушинская средняя
школа»
__________Э.Р. Эмир-Аметова

протокол № 10 от 13.09.2022
г.

Приказ № 173 от 19.09.2022 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о внутришкольном контроле
в МБОУ «Добрушинская средняя школа»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутришкольном контроле (далее - Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, ООО и СОО, Уставом МБОУ
«Добрушинская средняя школа» (далее - ОУ) и локальными актами МБОУ «Добрушинская
средняя школа» и другими нормативными правовыми документами, регулирующими
деятельность образовательной организации.
1.2. Настоящее Положение регламентирует содержание и порядок проведения
внутришкольного контроля (далее - ВШК) в ОУ администрацией.
1.3. ВШК - главный источник информации и диагностики состояния
образовательного процесса, результатов основной деятельности ОУ. Внутришкольный
контроль - это проведение директором школы, его заместителями наблюдений,
обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей
компетентности за соблюдением всеми участниками образовательного процесса
законодательных и иных нормативных актов разного уровня, а также Устава Школы,
должностных инструкций, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных
актов.
1.4. Положение о ВШК разрабатывается и утверждается в установленном порядке.
1.5. Директор школы, его заместители вправе осуществлять внутришкольный
контроль результатов деятельности педагогических работников по вопросам:
 соблюдения законодательства РФ в области образования;
 осуществления государственной политики в области образования;
 соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и других локальных
актов школы;
 контроля условий реализации основных образовательных программ НОО, ООО, СОО
(кадровых,
материально-технических,
психолого-педагогических,
информационнометодических и других);
 контроля результатов освоения обучающимися основной образовательной программы
соответствующего уровня обучения;
 контроля соответствия структуры и содержания основных образовательных программ
НОО, ООО, СОО (и вносимых в нее изменений) требованиям стандарта;
 соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
 соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего
контроля успеваемости;
 своевременности
предоставления
отдельным
категориям
обучающихся
дополнительных льгот, предусмотренных законодательством РФ.
1.6. Основу ВШК составляет взаимодействие администрации и педагогического
коллектива на демократической основе, ориентированное на повышение эффективности
образовательного процесса, на оказание методической помощи педагогическим работникам
с целью совершенствования и стимулирования развития их профессионального мастерства.

В данное положение о ВШК могут вноситься изменения и (или) дополнения.

2. Цели, задачи и функции ВШК
2.1. Целью ВШК является:
- совершенствование основной деятельности ОУ, в т.ч. улучшение/повышение качества
образования;
- повышение профессионального уровня педагогических работников.
2.2. Задачи ВШК:
- выявление случаев нарушений и неисполнения нормативных правовых актов в области
образования и принятие мер по их предупреждению;
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических
работников;
- выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного
процесса и разработка предложений по их устранению;
- анализ результатов выполнения приказов и распоряжений в ОУ;
- оказание методической помощи педагогическим работникам.
2.3. Функции ВШК:
- информационно-аналитическая - получение информации о состоянии образовательного
процесса и условиях его организации, ее анализ (интерпретация) для принятия целесообразных
управленческих решений;
- контрольно-диагностическая - оценка ситуации в сопоставлении реального положения дел и
нормативов (к которым относятся, например, планируемые результаты освоения основной
образовательной программы, требования к условиям реализации ФГОС);
- стимулирующая - превращение контроля в инструмент развития профессионального
личностного потенциала педагогических работников и общего развития обучающихся.
2.4. Задачи внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС:
- выявление соответствия существующих и создаваемых условий реализации ФГОС в школе
нормативным требованиям;
- проверка уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной
образовательной программы;
- анализ результатов деятельности педагогических работников в условиях реализации
стандарта второго поколения;
- оказание методической помощи педагогическим работникам, в том числе по формированию у
обучающихся универсальных учебных действий.
2.5. Направлениями внутришкольного контроля, соответствующими направлениям оценки
качества образования являются:
- требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых школой;
- требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности;
- требования к структуре образовательных программ: оценка качества управленческой
деятельности всех субъектов образовательной деятельности по принципу «распределенной
ответственности».
3. Основные вопросы организации и проведения ВШК
3.1. Директор ОУ, заместители директора, эксперты вправе осуществлять ВШК результатов
деятельности педагогических работников по вопросам:
- соблюдения законодательства РФ в области образования;
- осуществления государственной политики в области образования;
- использования финансовых и материальных средств;
- использования методического обеспечения в образовательном процессе;
- реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов;
- соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
- соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и других локальных актов
ОУ;
- соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего
контроля успеваемости;
- своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных
3

льгот, предусмотренных законодательством РФ;
- работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в
целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников ОУ.
3.2. При оценке педагога в ходе ВШК учитывается:
- уровень организации образовательного процесса;
- качество и эффективность учебно-воспитательной деятельности;
- выполнение государственных программ;
- уровень знаний, умений и навыков обучающихся;
- развитие творческих способностей обучающихся;
- использование различных подходов и методов в процессе обучения;
- создание благоприятного психологического климата в ученическом коллективе;
- умение отбирать и выстраивать учебный материал в соответствии с целями и задачами
уроков;
- способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю результатов
педагогической деятельности;
- прохождение курсов (других форм) повышения квалификации, педагогическое мастерство;
- участие в научно-методической деятельности.
3.3. ВШК сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам контроля.
4. Методы, виды и формы ВШК
4.1. Методы контроля деятельности педагога:
- КИМы по предметам;
- наблюдение;
- беседы;
- анализ и самоанализ уроков;
- анкетирование, тестирование;
- анализ портфолио обучающихся и педагогов;
- социологический опрос с целью изучения степени удовлетворенности обучающихся;
- диагностика личностных результатов;
- диагностика метапредметных результатов;
- хронометрирование (при изучении режима работы школы, рационального использования
времени урока и внеурочной деятельности, занятости обучающихся и учителей, причин их
перегрузки, при определении объема домашних заданий, скорости чтения и др.);
- специальные обследования.
4.2. Методы контроля результатов учебной деятельности:
- наблюдение;
- анкетирование;
- устный опрос;
- письменный опрос;
- письменная проверка знаний (контрольная работа);
- комбинированная проверка;
- беседа;
- тестирование;
- изучение документации.
4.3. Виды внутришкольного контроля.
При оценке отдельных разделов деятельности школы или должностного лица в ходе ВШК (в
зависимости от конкретной цели) учитывается:
- уровень здоровья обучающихся;
- уровень учебно-познавательной мотивации обучающихся;
- уровень сформированное™ УУД обучающихся;
- уровень развития ИКТ - компетентности обучающихся;
- качество и динамика обученности по учебным предметам, курсам;
- подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки;
4

- участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах;
- качество планирования и организации уроков по предмету;
- качество деятельности по развитию метапредметных умений;
- качество деятельности по обучению учеников на основе использования ИКТ;
- качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ
для отдельных обучающихся;
- качество деятельности по организации внеурочной деятельности;
- качество организации деятельности по обучению детей с ОВЗ;
- качество реализации программы воспитания и социализации (духовно-нравственное развитие
обучающихся, их социализация и профориентация, формирование экологической культуры,
культуры ЗОЖ);
- динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя;
- качество работы со школьной документацией.
Формы контроля:
Предварительный контроль предусматривает анализ готовности педагогических
работников к выполнению предстоящей работы и оказание им на стадии подготовки
необходимой методической помощи. В этом случае предметом анализа могут стать: планы,
программы, проекты; поурочные разработки уроков (план-конспекты, технологические карты
уроков), рабочие программы по учебным предметам, созданные на основе примерных с учетом
требований стандарта второго поколения; программы внеурочной деятельности и т.д.
Текущий контроль проводится в течение любого отрезка времени образовательного
процесса. Он связан с вопросами реализации основной образовательной программы и ее
отдельных составляющих (учебного плана, рабочих программ по учебным предметам,
программы духовно-нравственного воспитания и развития школьников, программы
коррекционной работы и других).
Тематический контроль предполагает анализ конкретного направления деятельности
школы или педагогического работника, прохождения определенной учебной темы. Объектом
особого внимания в этом случае становится изучение условий (организационных, методических,
дидактических), обеспечивающих достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов в рамках конкретной темы.
Итоговый контроль связан с изучением промежуточных результатов образовательного
процесса (в конце, учебного года, после изучения большого раздела программного материала) с
учетом планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Персональный контроль предусматривает длительное изучение работы отдельного
педагогического работника в условиях реализации ФГОС и оказание ему необходимой
методической помощи. В ходе персонального контроля может изучаться:
- знание современных достижений психологической и педагогической науки (в том числе в
области системно-деятельностного подхода);
- концепции, лежащие в основе ФГОС;
- уровень профессионального мастерства учителей;
- формирование УУД, достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы;
- владение формами и методами обучения, инновационными педагогическими и
информационно-коммуникационными технологиями, адекватными требованиям ФГОС;
- результаты образовательной и методической деятельности в рамках реализации основной
образовательной программы.
Фронтальный контроль - проверка состояния преподавания отдельного предмета,
проводится 1 раз в 5 лет.
Классно-обобщающий контроль предусматривает комплексное изучение деятельности
конкретного класса (или параллели) и работы с ним педагогического коллектива. В ходе
классно- обобщающего контроля комплексно изучается:
- уровень сформированности у обучающихся класса (параллели) планируемых результатов
освоения основной образовательной программы.
5

- качество преподавания в ходе урока и во внеурочной деятельности;
- качество работы классного руководителя с учетом программ воспитания и развития
обучающихся, здоровьесбережения, коррекционной работы в рамках основной образовательной
программы.
Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам
проблемного анализа, с учетом итогов полугодия или учебного года. Сроки данного вида
контроля определяются в соответствии с объемом изучения ситуации, адекватной выявленным
проблемам. По результатам классно-обобщающего контроля могут проводиться педсоветы,
совещания при директоре, классные часы, родительские собрания.
Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии
образовательного процесса по конкретному вопросу и состоит из двух и более видов контроля.
4.4. ВШК может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга,
проведения административных работ.
5. Правила и порядок проведения ВШК
5.1. Правила проведения ВШК:
ВШК осуществляет директор ОУ, заместители директора по учебно-воспитательной
работе, руководители методических объединений;
- в качестве экспертов к участию в ВШК могут привлекаться сторонние (компетентные)
организации, отдельные специалисты (методисты и специалисты муниципального управления
образованием, учителя высшей квалификационной категории других ОУ), председатель ПК;
- директор ОУ издает приказ о сроках контроля, теме контроля, устанавливает срок
представления материалов, план-задание;
- план-задание содержит вопросы для проверки и должен обеспечить достаточную
информированность и сравнимость результатов ВШК для подготовки итогового документа
по отдельным разделам деятельности ОУ или должностного лица;
- продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5 дней с
посещением не более 10 уроков, 5 занятий и других мероприятий;
- эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию,
относящуюся к организации и (или) проведению ВШК;
- при обнаружении в ходе ВШК нарушений законодательства РФ в области образования о них
сообщается директору ОУ;
- экспертные вопросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых
случаях по согласованию с психологической и методической службой;
- при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения
учителя, если в ежемесячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и
его заместители могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения
(экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка,
законодательства об образовании).
- директор и его заместители по учебно-воспитательной работе имеют право посещать уроки
педагогов ОУ без предварительного предупреждения;
- при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее
чем за день до посещения уроков.
5.2. Основания внутришкольного контроля
5.2.1.
Плановый контроль - внутришкольный контроль в виде плановых проверок
осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает
периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он
доводится до членов коллектива школы в начале учебного года.
5.2.2.
Внеплановый контроль - внутришкольный контроль в виде внеплановых проверок
осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в
обращениях физических или юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
5.2.3.
Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор,
системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах
образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования
6

(результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организации
питания, выполнения режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое
обеспечение, диагностика профессиональной компетентности и т.д.).
5.3. Результаты ВШК оформляются в виде:
- аналитической справки;
- справки;
- доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу;
- формы анализов уроков и занятий представлены в приложении.
Информация о результатах ВШК доводится до работников школы в течение 7 дней с
момента завершения проверки. Педагогические работники после ознакомления с результатами
внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом,
удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного
контроля и дату ознакомления. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о
несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в
конфликтную комиссию школы или вышестоящие органы управления образованием.
По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с
учетом реального положения дел проводится:
- собеседование;
- совещание при директоре;
- производственное совещание;
- обсуждение итогов в ходе работы методического объединения;
- рассмотрение полученной информации на педагогическом совете.
5.4. Директор ОУ по результатам ВШК принимает следующие решения:
- об издании соответствующего приказа;
- об обсуждении итоговых материалов ВШК коллегиальным органом;
- о проведении повторного контроля с привлечением специалистов (экспертов);
- о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
- о поощрении работников;
5.5. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их
родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается в
установленном порядке и в установленные сроки.
Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен
(или до момента введения нового Положения).

7

Приложение к настоящему
Положению

Анализ урока в начальном звене с позиций ФГОС

1.1
1.2*
1.3
1.4
1.5
1.6

1.7
1.8
1.9
1.10

1.11*
1.12
1.13*
1.14
1.15*
1.16
1.17
1.18

Баллы
от 1
до 3

2.Требования к деятельности
учащихся
Нет/
Отсут.

1.Требования к уроку через аспекты
деятельности учителя

Мобилизующее начало урока
Эффективность проведения этапа
актуализации опорных ЗУН и УУД
Мотивация (самоопределение) к уч. деят-ти
Подведение уч-ся к определению темы
урока
Целеполагание (участие обучающихся)
Реализация системно-деятельностного
подхода (обновленная структура урока,
добывание знаний обучающимися в
процессе собственной самостоятельной
деятельности, рефлексия усвоения)

2.1
2.2

Владение методикой преподавания в
начальных классах
Создание на уроке атмосферы успешности
Плотность, темп, оптимальность, полнота
раскрытия темы урока.
Направленность деятельности
обучающихся на формирование УУД

2.5

Осуществление межпредметных связей,
интеграции
Личностно-ориентированный подход
Применение инновационных
педтехнологий
Соблюдение санитарно-гигиенических
норм
Использование проблемно- поисковых
методов
Использование наглядности, раздаточных
пособий, электронных и видео презентаций
Осуществление обратной связи
Организация самостоятельной работы
Вариативность. Обеспечение возможности
выбора темпа, уровня сложности и т.д.

2.6

2.3
2.4

2.7

2.8
1.19*
1.20*

Дифференциация и индивидуализация.
Использование ИК оборудования

Баллы
от 1
до3

Готовность к началу урока
Качество ЗУН и УУД и по
ранее изученному материалу
Внимание и интерес к теме
Формирование
регулятивных УУД
(Выведение, принятие и
запоминание целей и задач
урока, планирование
деятельности, действия по
плану, алгоритму,
самоконтроль и коррекция,
самооценивание …)
Формирование
познавательных УУД
(поиск информации из
различных источников, её
моделирование и
структурирование;
выполнение логических
операций (анализ, обобщение,
распределение …)…
Формирование
коммуникатив. УУД
(Умение работать в паре, в
группе, конструктивно
предлагать и отстаивать свою
точку зрения; владение
диалоговой и монологической
формой речи,
взаимообучение.)
Формиров. личностных УУД
(самоопределение,
саморазвитие,
смыслообразование,
ценностно-смысловые
установки, моральноэтическая ориентация ...)
Формирование предметных
УУД (освоение видов
деятельности специфичных для
8

Нет/

Школа: МБОУ «Добрушинская СШ» Класс_____ ФИО учителя______________________________
Дата посещения:___________________
Урок по предмету:___________________ Тема: ___________________________________________
Цели урока (кратко):__________________________________________________________________
Цель посещения:______________________________________________________________________

1.21

Применение средств поощрения и
стимулирования, словесная активизация.

1.22*

Использование дидактических игр,
нестандартности обучения

1.23

Выполнение общедидактических
принципов
Дифференцированность и объем
домашнего задания, инструктаж
Результативность в реализации целей
урока, в формировании УУД
Организация контрольно-оценочной
деятельности. Объективность контроля
Подведение итогов урока, рефлексия
Самоанализ урока учителем

1.24*
1.25
1.26
1.27
1.28
итого

данной темы урока:
приобретение знаний, их
осмысление, преобразование,
применение)
2.9 Дисциплинированность
2.10 Умение работать
самостоятельно
2.11* Культура и аккуратность
оформления всех видов работ
2.12
Быстрота выполнения заданий
2.13* Создание и защита проектов (с
различной степенью помощи)
2.14 Активность учащихся
Кол-во учеников в классе:
из них опрошено:

Примечание: (*) не обязательно, чтобы данные составляющие анализа присутствовали на каждом уроке

Краткая стенография урока:
№ Содержание этапов

Пометки

Тип урока __________________ Структура и методика: (соответствует, не соответствует) данному типу.
Содержание учебного материала (соответствует, не соответствует) программе, теме урока и его целям.
Характеристика основных достоинств урока (Прописать словесные выводы или указать номера пунктов
анализа):__________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Существенные недостатки урока_____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Выводы по цели посещения: реализована (подчеркнуть нужное) полностью, частично, не реализованы
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Рекомендации :
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Учитель_______________________________ ознакомлен _____________(роспись)______________(дата)
Администратор _________________________________________(ФИО) ______________(роспись)
9

АНАЛИЗ УРОКА

урок №_______

МБОУ «Добрушинская средняя школа»
Дата ____________________________ Класс______________________ Учитель _________________________
Предмет _________________________________уч-ся по списку ____ присутствует _______ опоздали_______
Цель посещения_________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Тема урока______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Цель урока _____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________

Анализ работы
учащегося на уроке

Анализ работы
учителя на уроке

Методика
проведения
урока

Содера
жание

Структура и
организ. урока

Цели
урока

Анализ
д/з

Ход урока

С
а
н

№

Аспекты контроля
1.Правильность и обоснованность цели урока
2. Формы и методы доведения цели до учащихся
3. Соответствие структуры урока его целям и типу
4. Логич-ая последов-ть и взаимосвязь этапов урока
5. Целесообразность распределения времени урока
6. Организация начала урока. Мотивация
7. Оптимальный темп ведения урока
8. Наличие плана и степень его выполнения
9. Формы и методы проведения рефлексии
10. Логичность, доступность, научность изложения
11.Формирование самост. мышления ,акт. уч.деят-ти,
познав. интересов средствами самого материала
урока
12. Правильность отбора методов , приемов , средств
обучения
13. Разнообразие методов и приемов.
Использование инновационных технологий.
14. Формирование у уч-ся новых понятий
15. Актуал-я опорных знаний (работа с
разнообразными точками зрения)
16. Качественное освоение нового материала
17. Использован. нагл. пособий, ТСО.
18. Владение методикой преподавания
19. Организация контроля и коррекции знаний
20.Использование средств поощрения и стиму-ния
21.Осуществление дифференцированного и индив-го
подхода к обучению.
22.Культура речи учителя
23. Создание атмосферы успешности
24. Коммуникативное взаимодействие
25. Самооценка урока учителем
26. Активность учащихся. Наличие навыков
самоконтроля, самоанализа
27. Кач-во знаний уч-ся, глубина, осознание, умение
вычленить глав., применение знаний в различных
ситуациях
28. Умение самостоятельно приобретать знания
29. Культура межличностных отношений
30. Культура и развитие речи учащихся, полнота и
точность ответов
31.Дифференциация деятельности уч-ся на уроке
32. Методы и приемы проверки д/з
33. Мотивировка д/з на данном уроке
34. Объём д/з (чем определяется)
35. Характер д/з (тренир., творч,. закреп,.развив.,
дифференцир.)
36. Инструктаж

+++

++

+

0

-

1
0

ит-гиг
условия
Психологический
анализ урока

37. Классная доска (пригодность для работы )
38. Уровень освещенности, чистота
39. Режим проветривания, физминуты, аутотренинг,
релаксация
40.Психологическое состояние уч-ся перед началом
урока и в ходе его:
Готовность к уроку
Развитие внииания, устойч. внимания на разных
этапах урока, приемы поддержки его
Развитие мышления уч-ся: создание пробл. ситуаций,
созд. услов. для развития творческого мышления
Развитие мышления уч-ся через образную подачу
материала
Способствует ли урок общему развитию уч-ся

+++ - данное качество блестяще представлено на уроке.
++ - данное качество хорошо представлено на уроке.
+ - данное качество присутствует на уроке.
0 - данное качество не предусмотрено ходом и типом урока.
- - данное качество необходимо, но учитель его не проявил.

Тип урока __________________ Структура и методика: (соответствует, не соответствует) данному типу.
Содержание учебного материала (соответствует, не соответствует) программе, теме урока и его целям.
Аргументированная характеристика достоинств урока: ____________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Недостатки урока:
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Выводы по цели посещения: реализована (подчеркнуть нужное) полностью, частично, не
реализованы ___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Рекомендации :
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Учитель__________________________________________ _____________(роспись)_________________________
Администратор ___________________________________________________________________(ФИО роспись)

1
1

Примерная схема анализа урока с позиций ФГОС -2021.
Школа _____________________________Класс
ФИО учителя ________________________________
Предмет _________________________ Тема урока: _______________________________________________
Цели урока____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Цель посещения: _______________________________________________________________________________
№

Критерии урока в ФГОС (позиции ФГОС)

1
2

Мобилизующее начало урока, готовность учащихся и учителя к уроку.
Владение спектром методов и приемов, способных настроить на продуктивную деятельность, вызвать
интерес обучающихся к обучению (мотивация).
Способность учителя организовать деятельность обучающихся, направленную на самостоятельное
выведение темы, целей и задач урока.
Умение учителя делать цели урока понятными и личностно-значимыми для учащихся.
Фиксирование учениками выполнения целей урока (поэтапно или в конце).
Владение методикой преподавания, компетентность учителя .
Оптимальность подбора содержания и темпа урока. Выдерживание требований СанПиН к сменяемости
и продолжительности видов работ, к длительности урока. Взаимосвязь этапов.
Наглядность изложения. (Использование мультимедийной доски или др. демонстрационных
технических средств, наглядных пособий, материалов разных форматов: презентаций, раздаточных
пособий для проведения исследований, экспериментов, инд. карточек, таблиц, схем, графиков …)
Реализация системно-деятельностного подхода, соотношение видов работ на уроке, оптимальность
объема самостоятельной продуктивной деятельности учащихся на уроке.
Вариативность заданий, дифференциация, индивидуализация. Возможность выбора учащимися темпа
работы, объема или уровня сложности выполняемых заданий, способов деятельности.
Формирование познавательных УУД (поиск информации в различных источниках (учебник,
энциклопедии, словари, интернет, справочники), её моделирование и структурирование, представление;
выполнение логических операций (анализ, сравнение, обобщение, распределение…)
Формирование у учащихся коммуникативных УУД (Работа в паре, в группе, умение
конструктивно предлагать и отстаивать свою точку зрения; владение диалоговой и монологической
формой речи, взаимообучение...) .
Формирование у учащихся личностных УУД (осознание роли ученика, самоопределение,
саморазвитие, смыслообразование, ценностно-смысловые установки, морально-этическая
ориентация ...). Наличие воспитательных моментов на уроке или воспитывающие традиции урока.
Формирование у учащихся регулятивных УУД (Выведение, принятие и удерживание темы, целей и
задач урока обучающимися, планирование деятельности по их достижению, самоконтроль, коррекция,
самооценивание и рефлексия…)
Формирование у учащихся предметных УУД (освоение видов деятельности специфичных для
данной темы урока: приобретение знаний, их осмысление, преобразование, применение…)
Использование различных видов контроля: само- и взаимоконтроль учащихся (с фиксацией),
контроль учителя, средств обратной связи. Объективность и корректность оценивания.
Создание атмосферы успешности для каждого учащегося. Использование средств поощрения и
стимулирования.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм, проведение физминуток.
Практическая значимость урока, работа учителя над формированием функциональной грамотности.
Применение инновационных педтехнологий, нестандартности в обучении, игровых приемов, ИКТ.
«Владение» классом. Дисциплинированность и активность обучающихся.
*Дифференцированность и объем домашнего задания, инструктаж
Результативность в реализации целей урока, в формировании УУД (рефлексия).
Всего баллов:

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Балл
ы
(0-4)

Примечание: пункты, отмеченные звездочкой (*), могут отсутствовать на уроке
Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале:
1. Достигнуто в высокой степени
4 балла
2. Достигнуто почти в полной мере
3 балла
3. Достигнуто частично
2 балла
4. Отсутствовало на уроке или достигнуто в малой степени
0 или 1 балл
Выводы:
 от 70 баллов и выше – урок соответствует требованиям ФГОС, проведен на высоком методическом уровне;

1
2




от 60 до 69 баллов – урок частично соответствует требованиям ФГОС, проведен на достаточном
методическом уровне;
до 59 и ниже – урок в недостаточной мере соответствует требованиям ФГОС, нуждается в корректировке.

Краткая стенография урока:
№ Содержание этапов

Пометки

Тип урока ____________________ Структура и методика: соответствует, не соответствует данному типу.
Содержание учебного материала соответствует, не соответствует программе, теме урока и его целям.
Характеристика основных достоинств урока:
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Существенные недостатки урока:
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________

Выводы: цели урока реализованы (подчеркнуть нужное) полностью, частично,
не реализованы. Исходя из цели посещения,
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Учитель___________________________ ознакомлен _____________(роспись)________________(дата)
Администратор ________________________________________(ФИО) _____________________(роспись)

1
3

Формы проверки документации учителей-предметников
Таблица показателей уровня чтения учащихся________класса
Дата проверки:
Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.
Учитель:
№
Фамилия ученика
способ
кол-во
темп
уровень
чтения
ошибок
чтения
поним. прочит.
(выс.,сред.,низ.)
1.
2.
3.
4.
5.

Техника чтения:
Количество уч-ся в классе
Количество проверенных учащихся
Читают в пределах нормы
Читают выше нормы
Читают ниже нормы-

отметка

%

Уровень понимания прочитанного:
Количество уч-ся в классе
Количество проверенных учащихся
Высокий уровень понимания прочитанного
Средний уровень понимания прочитанного
Низкий уровень понимания прочитанного

%

Таблица показателей уровня чтения учащихся________ класса
Дата проверки:
Цель проверки: проверить умения читать выразительно, осознавать общий смысл и содержание
прочитанного.
Учитель:
№
Фамилия ученика
способ
кол-во
темп
выразительность
чтения
ошибок
чтения

отметка

1.
2.
3.
4.
5.
Техника чтения:
Количество уч-ся в классе
Количество проверенных учащихся
Читают в пределах нормы
Читают выше нормы
Читают ниже нормы-

%

1
4

АНАЛИЗ
контрольной работы по_____________________________в__________кл
Учитель ___________________________________________________________________________________
Дата проведения _____________________________________________
Контрольная работа по_______________________________________________в__________кл
проводилась в форме________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Из____________человек работу выполняли_________учащихся.
Отсутствовали: ____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Отметку «отлично» получили: _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
«неудовлетворительно»: ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
«хорошо» _________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
«удовлетворительно»_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Качество составило____________%, успеваемость______________________%
Анализ основных ошибок
№
Вид ошибки
Количество

Возможные причины допущенных ошибок
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Можно ли избежать аналогичных ошибок в будущем, каким образом
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Ознакомлен учитель
/_______________/
Дата

/_______________/ ____________________________
Подпись

Расшифровка ФИО

1
5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».