Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________И.В. Давыдовская подпись ФИО Протокол заседания ШМО «30» августа 2022г. № 4 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Добрушинская средняя школа» __________С.А Почивалина УТВЕРЖДЕНО Приказ «31» августа 2022 г. № 153 Директор МБОУ «Добрушинская средняя школа» ____________ Р.С.Торубара подпись подпись ФИО ФИО « 31» августа2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет русский язык______________ Уровень базовый__________________ Учитель Почивалина Светлана Александровна ФИО учителя-разработчика Класс _______9______________________ Срок реализации ____1 год_______________ Количество часов: Всего 136 ч.; в неделю 4 ч. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы.5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – М.: Просвещение,2012. Учебник: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. /Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. -М.: Просвещение,2022. Добрушино,2022 1 1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 9–м классе являются: понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа; понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершествованию; формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 9 классе являются: овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации); применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета. Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» Речь Выпускник научится: использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. 2 Выпускник получит возможность научиться: выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать еѐ, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Чтение Выпускник научится: o понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественнопублицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); o использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; o передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; o использовать приѐмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; o отбирать и систематизировать материал на определѐнную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать еѐ в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: o понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; o извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение Выпускник научится: создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); обсуждать и чѐтко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определѐнную тему и передавать его в устной форме с учѐтом заданных условий общения; 3 соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: o создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; o выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; o анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо Выпускник научится: создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учѐтом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); o излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; o соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Выпускник получит возможность научиться: o писать рецензии, рефераты; o составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; o писать резюме, деловые письма, объявления с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Текст Выпускник научится: o анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; o осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; o создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учѐтом требований к построению связного текста. Выпускник получит возможность научиться: создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. 4 Функциональные разновидности языка Выпускник научится: владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); различать и анализировать тексты разных жанров, создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. Выпускник получит возможность научиться: различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинениерассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. 5 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА Введение 2 часов Роль русского языка в современном мире. Сохранение традиций родного языка как условие формирования надѐжной основы для каждого гражданина РФ в его жизни, труде, творческой деятельности. Диагностическая работа ПОВТОРЕНИЕ ЗА 5-8 КЛАСС 15 часов Р.р.№1.Виды речевой деятельности. Р.р.№2.Официально-деловой стиль. Контрольная работа №1 по теме: «ПОВТОРЕНИЕ ЗА 5-8 КЛАСС ». Диктант с грамматическим заданием. Сложное предложение 5 часов /Структура сложных предложений. Роль союзов и союзных слов в сложных предложениях. Р.р. № 3. Подготовка к сочинению-рассуждению. Р.р.№ 4. Сочинение-рассуждение Сложносочиненное предложение 11 часов Особенности сложносочиненных предложений. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания. Р.р. № 5. Подготовка к написанию сжатого изложения. Р.р.№ 6. Сжатое изложение. Контрольная работа№3 по теме: «Сложносочиненное предложение». Тестовые задания в форме ОГЭ. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (42 часов) Особенности сложноподчиненных предложений. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средства связи придаточного с главным. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточныхпредложений. Типичные сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными: знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений и их текстообразующая роль. Р.р№7. Подготовка к сочинению-рассуждению. Р.р. № 8. Сочинение-рассуждение. Р.р.№9. Подготовка контрольному сочинению-рассуждению. Р.р.№10. Контрольное сочинение- рассуждение №1. Р. р. № 11. Подготовка к контрольному сжатому изложению. Р.р.№ 12. Контрольное сжатое изложение №1. Контрольная работа№3 по теме: «Сложноподчинѐнное предложение». Тестовые задания в форме ОГЭ. Р. р№ 13. Устное собеседование. Диалог. Монолог. 6 Контрольная работа№4 по теме: «Сложноподчиненное предложение». Тестовые задания в форме ОГЭ. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 22 часа Особенности бессоюзного сложного предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений и их текстообразующая роль. Р. р№14. Подготовка к устному собеседованию. Р. р. № 15. Устное собеседование. Р.р№16. Дебаты по тексту рассуждения В. Лакшина о книге Р.р.№17.Подготовка к сочинению публицистического стиля на морально-этическую тему. Р. р. №18. Контрольное сочинение№2 публицистического стиля на морально-этическую тему. Контрольная работа№5 по теме: «Бессоюзное сложное предложение». Тестовые задания в форме ОГЭ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ ( 12часов) Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. Р.р. № 19. Подготовка к сочинению-рассуждению. Р.р. № 20. Сочинение-рассуждение. Контрольная работа № 6 по теме: «Сложное предложение с разными видами связи». Диктант с грамматическими заданиями. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА.22 часа. Р. р.№ 21. Особенности публицистического стиля. Р.р.№22. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению. Р.р №23. Контрольное сочинение № 3. Р.р № 24. Подготовка к написанию контрольного сжатого изложения. Р.р.№ 25. Контрольное сжатое изложение №2. Контрольная работа № 7по теме: «Повторение и систематизация изученного за курс 9 класса». ПОДГОТОВКА К ОГЭ. 5часов. 1час итоговый урок. Использование содержания учебного предмета позволяет решить широкий круг воспитательных задач. Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения. Усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе с целью совершенствование речевого развития обучающихся. 7 Овладение лингвистическим материалом для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности. Обобщение изученного материала для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально- профессиональных ориентаций. Формирование представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Овладение русским языком, формирование умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, что во многом определяет достижения обучающихся практически во все областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Формирование умения вести диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа); вести полилог: беседа, обсуждение, дискуссия. Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Осознанное уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 8 3. Тематическое планирование Тема № п/п Развитие речи Колво часов Всего развития речи Контрольные сочинения Контрольные работы Контрольные изложения 1 Введение. 2 2 Повторение изученного в 8 классе. 15 2 3 Сложное предложение. 5 2 4 Сложносочиненное предложение. 11 2 5 Сложноподчиненное предложение. 42 5 1 6 Бессоюзное сложное предложение. 22 5 1 7 Сложное предложение с разными видами связи. 12 2 8 Повторение и систематизация за курс 9 класса 21 7 1 1 1 9 Подготовка к ОГЭ. 5 Итоговый урок 1 25 3 2 7 136 1 1 1 2 1 1 9 10