Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
________И.В. Давыдовская
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«30» августа 2022г. № 4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С.А Почивалина

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022 г. № 153
Директор МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
____________ Р.С.Торубара

подпись

подпись

ФИО

ФИО

« 31» августа2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
русский язык______________
Уровень
базовый__________________
Учитель Почивалина Светлана Александровна
ФИО учителя-разработчика

Класс
_______9______________________
Срок реализации ____1 год_______________
Количество часов:
Всего 136 ч.; в неделю 4 ч.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы.5-9 классы:
пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – М.: Просвещение,2012.
Учебник: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. /Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова
О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. -М.: Просвещение,2022.
Добрушино,2022
1

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 9–м классе являются:
 понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
 понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
 осознание эстетической ценности русского языка;
 уважительное отношение к родному языку;
 потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
 стремление к речевому самосовершествованию;
 формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения;
 формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 9 классе являются:
 овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение
разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и
систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
 применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
 способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
 коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
 знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Речь
Выпускник научится:
 использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных
ситуациях общения;
 использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
 соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
 оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения,
достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
 предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
2














Выпускник получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать еѐ, убеждать;
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Чтение
Выпускник научится:
o понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественнопублицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией
общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и
письменной форме);
o использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с
поставленной коммуникативной задачей;
o передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
o использовать приѐмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и
ресурсы Интернета;
o отбирать и систематизировать материал на определѐнную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать
еѐ в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
o понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
o извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ решение) из различных
источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных
информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием
других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения
(сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
обсуждать и чѐтко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определѐнную тему и передавать его в устной
форме с учѐтом заданных условий общения;
3















соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного
русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
o создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
o выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
o анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учѐтом целей и ситуации общения
(ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы,
неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
o излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического
изложения, а также тезисов, плана;
o соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
o писать рецензии, рефераты;
o составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
o писать резюме, деловые письма, объявления с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со
спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
o анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и
структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
o осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов,
схемы, таблицы и т. п.;
o создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учѐтом требований к построению
связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в
соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
4














Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые,
тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления
лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
различать и анализировать тексты разных жанров,
создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям и языковой правильности;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на
учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты
художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять
резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинениерассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая
нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учѐтом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
анализировать образцы публичной речи с точки зрения еѐ композиции, аргументации, языкового оформления, достижения
поставленных коммуникативных задач;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

5

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
Введение 2 часов
Роль русского языка в современном мире. Сохранение традиций родного языка как условие формирования надѐжной основы для
каждого гражданина РФ в его жизни, труде, творческой деятельности.
Диагностическая работа
ПОВТОРЕНИЕ ЗА 5-8 КЛАСС 15 часов
Р.р.№1.Виды речевой деятельности.
Р.р.№2.Официально-деловой стиль.
Контрольная работа №1 по теме: «ПОВТОРЕНИЕ ЗА 5-8 КЛАСС ». Диктант с грамматическим заданием.
Сложное предложение 5 часов /Структура сложных предложений. Роль союзов и союзных слов в сложных предложениях.
Р.р. № 3. Подготовка к сочинению-рассуждению.
Р.р.№ 4. Сочинение-рассуждение
Сложносочиненное предложение 11 часов
Особенности сложносочиненных предложений. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.
Р.р. № 5. Подготовка к написанию сжатого изложения.
Р.р.№ 6. Сжатое изложение.
Контрольная работа№3 по теме: «Сложносочиненное предложение».
Тестовые задания в форме ОГЭ.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (42 часов)
Особенности сложноподчиненных предложений. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средства связи
придаточного с главным. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между
главным и придаточныхпредложений. Типичные сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные
предложения с несколькими придаточными: знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений и их
текстообразующая роль.
Р.р№7. Подготовка к сочинению-рассуждению.
Р.р. № 8. Сочинение-рассуждение.
Р.р.№9. Подготовка контрольному сочинению-рассуждению.
Р.р.№10. Контрольное сочинение- рассуждение №1.
Р. р. № 11. Подготовка к контрольному сжатому изложению.
Р.р.№ 12. Контрольное сжатое изложение №1.
Контрольная работа№3 по теме: «Сложноподчинѐнное предложение». Тестовые задания в форме ОГЭ.
Р. р№ 13. Устное собеседование. Диалог. Монолог.
6

Контрольная работа№4 по теме: «Сложноподчиненное предложение». Тестовые задания в форме ОГЭ.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 22 часа
Особенности бессоюзного сложного предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений и их
текстообразующая роль.
Р. р№14. Подготовка к устному собеседованию.
Р. р. № 15. Устное собеседование.
Р.р№16. Дебаты по тексту рассуждения В. Лакшина о книге
Р.р.№17.Подготовка к сочинению публицистического стиля на морально-этическую тему.
Р. р. №18. Контрольное сочинение№2 публицистического стиля на морально-этическую тему.
Контрольная работа№5 по теме: «Бессоюзное сложное предложение». Тестовые задания в форме ОГЭ
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ ( 12часов)
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков
препинания.
Р.р. № 19. Подготовка к сочинению-рассуждению.
Р.р. № 20. Сочинение-рассуждение.
Контрольная работа № 6 по теме: «Сложное предложение с разными видами связи». Диктант с грамматическими заданиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА.22 часа.
Р. р.№ 21. Особенности публицистического стиля.
Р.р.№22. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению.
Р.р №23. Контрольное сочинение № 3.
Р.р № 24. Подготовка к написанию контрольного сжатого изложения.
Р.р.№ 25. Контрольное сжатое изложение №2.
Контрольная работа № 7по теме: «Повторение и систематизация изученного за курс 9 класса».
ПОДГОТОВКА К ОГЭ. 5часов. 1час итоговый урок.
Использование содержания учебного предмета позволяет решить широкий круг воспитательных задач.
Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа, осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения.
Усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе с целью совершенствование речевого развития обучающихся.
7

Овладение лингвистическим материалом для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации
обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности.
Обобщение изученного материала для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и
социально- профессиональных ориентаций.
Формирование представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа.
Овладение русским языком, формирование умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, что во многом определяет
достижения обучающихся практически во все областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира.
Формирование умения вести диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями,
диалог смешанного типа); вести полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной
специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Осознанное уважительное и доброжелательное отношение к культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально
значимом труде. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

8

3. Тематическое планирование
Тема

№
п/п

Развитие речи

Колво
часов
Всего развития
речи

Контрольные
сочинения

Контрольные
работы
Контрольные
изложения

1

Введение.

2

2

Повторение изученного в 8 классе.

15

2

3

Сложное предложение.

5

2

4

Сложносочиненное предложение.

11

2

5

Сложноподчиненное предложение.

42

5

1

6

Бессоюзное сложное предложение.

22

5

1

7

Сложное предложение с разными
видами связи.

12

2

8

Повторение и систематизация за курс
9 класса

21

7

1

1

1

9

Подготовка к ОГЭ.

5

Итоговый урок

1
25

3

2

7

136

1

1
1

2
1
1

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».