Календарно- тематическое планирование по литературе 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Добрушинская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
_______ И.В. Давыдовская
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
«31» августа 2022 г. № 4

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
__________С.А. Почивалина
подпись

ФИО

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «31» августа 2022г. № 153
Директор МБОУ «Добрушинская средняя
школа»
____________ Р.С.Торубара
подпись

ФИО

« 31» августа 2022 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет
литература__________
Уровень
базовый__________
Учитель Почивалина Светлана Александровна
ФИО учителя-разработчика

Класс
Срок реализации

7_____________
2022-2023 учебный год

Количество часов:
Всего 102 ч.; в неделю 3 ч.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по предмету «Литература»
для 7 класса, утвержденной приказом МБОУ «Добрушинская средняя школа» от «31» августа 2022 г. № 153.
Добрушино,2022
1

№

Дата
По плану

Тема урока

Примечание

По факту
Введение (1 ч)

1

01.09

Изображение
литературы.

человека

как

важнейшая

идейно-нравственная

проблема

Устное народное творчество (9 ч)
2

02.09

3

07.09

4

08.09

5

09.09

6

14.09

7
8

15.09
16.09

9
10

21.09
22.09

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в
преданиях.
Понятие о былине. Возникновение и бытование былин. Особенности
исполнения.
Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя былины
«Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда.
Киевский цикл былин. Жанровые и художественные особенности былины
«Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Новгородский цикл былин. Своеобразие былины «Садко», поэтичность ее
языка.
«Калевала» – карело-финский мифологический эпос.
Французский средневековый героический
эпос. «Песнь о Роланде» (фрагменты).
Песнь о Роланде» (фрагменты) Герои поэмы.
Народная мудрость пословиц и поговорок, особенности их смысла и языка.
Из древнерусской литературы (5 ч)

11

23.09

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «Из похвалы князю
Ярославу и книгам»). Формирование традиции уважительного отношения к
книге.
2

Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней
Руси в «Поучении» Владимира Мономаха.
Жанр жития в древнерусской литературе. «Повесть о Петре и Февронии
Муромских»
Р.р.№ 1. Подготовка к домашнему сочинению. Нравственные идеалы и заветы
Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

12

28.09

13

29.09

14

30.09

15

05.10

Контрольная работа№1 по теме: «Устное народное творчество»,
«Из древнерусской литературы.» Тестовые задания.
Из русской литературы XVIII века ( 3часа).

16
17

06.10
07.10

18

12.10

Слово о М.В.Ломоносове. Понятие о жанре оды.
Размышления М.В.Ломоносова о Родине и русской науке в стихотворении «К
статуе Петра Великого» .
Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в
стихотворениях Г.Р.Державина.
Из русской литературы XIX века (44 ч).

19
20

13.10
14.10

21
22

19.10
20.10

23

21.10

24

26.10

25

27.10

26

28.10

Слово об А.С. Пушкине. Интерес поэта к истории России.
«Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и еѐ летописный источник. Жанровые и
художественные особенности баллады.
Размышления А.С.Пушкина о своей судьбе в стихотворении «Зимний вечер».
Сцена в Чудовом монастыре из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
Образ летописца Пимена.
Изображение «маленького человека», призыв к уважению его человеческого
достоинства в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие
понятия о повести.
Р.р№ 2. Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Станционный
смотритель».
Р.р№ 3.Сочинение по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
3

27

09.11

28

10.11

29

11.11

30
31

16.11
17.11

32

18.11

33

23.11

34

24.11

35

25.11

36

30.11

37

01.12

38

02.12

39

07.12

40
41

08.12
09.12

42
43

14.12
15.12

44

16.12

Выражение чувства любви к Родине и прославление деяний Петра I во
вступлении к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
Слово о М.Ю.Лермонтове. Сюжет поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы
«Песня про царя Ивана Васильевича…»
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
Особенности художественной формы «Песни про царя Ивана Васильевича…»,
образы гусляров и автора. Фольклорные начала в поэме.
Проблема гармонии человека и природы в стихотворении М.Ю.Лермонтова
«Когда волнуется желтеющая нива…».
Мастерство М.Ю.Лермонтова в создании художественных образов в
стихотворениях «Ангел» и «Молитва».
Контрольная работа№2по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Тестовые задания.
Слово о Н.В.Гоголе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас
Бульба». Комментированное чтение 1 главы произведения.
Образ Запорожской Сечи, еѐ нравы и обычаи в повести Н.В.Гоголя «Тарас
Бульба».
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Психологические мотивы
предательства.
Куренной атаман Остап Бульбенко. Нравственный облик Тараса Бульбы и его
товарищей-запорожцев.
Второй бой под Дубно. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищейзапорожцев.
Образ Тараса Бульбы. Художественные особенности повести.
Р.р.№4 .Подготовка к контрольному сочинению по повести Н.В.Гоголя
«Тарас Бульба»
Р.р№ 5 . Контрольное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Слово об И.С.Тургеневе. Гуманистический пафос цикла рассказов «Записки
охотника»
Нравственные проблемы, художественные достоинства и герои рассказа И.С.
4

45

21.12

46

22.12

47

23.12

48
49

28.12
29.12

50

30.12

51

11.01

52

12.01

53

13.01

54

18.01

55

19.01

56

20.01

57

25.01

58

26.01

59

27.01

Тургенева «Бирюк»
Поэтика рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Мастерство писателя в
изображении картин природы и внутреннего состояния человека.
Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе И.С.Тургенева
«Русский язык», «Два богача». Особенности жанра
Слово о Н.А.Некрасове. Историческая основа поэмы «Русские женщины».
Величие духа русской женщины в I части поэмы «Княгиня Трубецкая».
Вн.чт. №1.Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в
шестом», «Несжатая полоса» и другие стихи Н.А.Некрасова о судьбе народа.
Слово об А.А.Фете. «Шепот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык…».
Слово об А.К.Толстом. Правда и вымысел, конфликт «рыцарства» и
самовластья в исторических балладах «Василий Шибанов» и «Михайло
Репнин»
Слово о писателе М. Е. Салтыкове-Щедрине и его «Сказках для детей
изрядного возраста»
Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его
покорности в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»
Вн.чт.№2.Смысл названия сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
Понятие о гротеске.
Слово о Л.Н.Толстом. Автобиографический характер повести «Детство».
Сложность взаимоотношений детей и взрослых
Чувства, поступки и духовный мир главного героя повести Л.Н.Толстого
«Детство»
Контрольная работа№3 по творчеству Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева,
Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого. Тестовые
задания.
Слово об А.П.Чехове. Живая картина нравов, осмеяние душевных пороков в
рассказе «Хамелеон», смысл его названия.
Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие
понятий о юморе и сатире.
5

60
61
62

01.02
02.02
03.02

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».
Вн.чт.№3.Смех и слезы в рассказе А.П.Чехова «Тоска».
Р.р№6.Стихи русских поэтов XIX века В.А.Жуковского, А.К.Толстого,
И.А.Бунина о родной природе. Обучение анализу лирического текста.
Из русской литературы XX века (30 часов).
Слово о Максиме Горьком. Автобиографический характер повести «Детство».
Семья Кашириных. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести
«Детство».
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна,
Алѐша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.
Р.р.№7. Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет
как средство характеристики героя.

63
64

08.02
09.02

65

10.02

66

15.02

67

16.02

Художественные особенности повести М.Горького «Детство».

68

17.02

69

22.02

70

01.03

71

02.03

72

03.03

Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха
Изергиль».
Слово о В.В.Маяковском. Своеобразие художественной формы стихотворения
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче».
Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя стихотворения
В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
Слово об А.П.Платонове. Призыв к состраданию и уважению к человеку в
рассказе «Юшка». Друзья и враги главного героя, его непохожесть на других.
Христианские традиции в рассказе А.П.Платонова «Юшка».

73

09.03

74

10.03

75

15.03

Вн.чт.№4.Труд как основа вечных нравственных ценностей в рассказе
А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире»
Вн.чт.№5. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности в рассказе
Л.Н.Андреева «Кусака».
Р.р.№8.Подготовка к контрольному сочинению по произведениям писателей
XX века «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
6

76

16.03

Р.р.№9.Контрольное сочинение по произведениям писателей XX века
«Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

77

17.03

78

29.03

79

30.03

80

31.03

81
82

05.04
06.04

83
84
85

07.04
12.04
13.04

Слово о поэте Б.Л.Пастернаке. Своеобразие картин природы в лирике
Пастернака. Способы создания поэтических образов в стихотворениях «Июль»,
«Никого не будет в доме…»
Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны
Ю.Г.Разумовским о военной поэзии. Ритмы и образы военной лирики.
Слово об А.Т.Твардовском. Философские проблемы в стихотворениях «Снега
потемнеют синие…», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни…»
Слово об Е.А.Евтушенко. Гражданский пафос стихотворения «Хотят ли
русские войны?».
Р.р.№10.Обучение выразительному чтению.
Слово о Ф.А.Абрамове. Эстетические и нравственно-экологические проблемы
рассказа «О чѐм плачут лошади»
Слово о Е.И.Носове. Нравственные проблемы рассказа «Кукла».
Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя».
Р.р.№11.Обучение целостному анализу эпического произведения.

86

14.04

87

19.04

88

20.04

89

21.04

90

26.04

91

27.04

Слово о Ю.П.Казакове. Взаимовыручка как мерило нравственности человека в
рассказе «Тихое утро»
Проблематика рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро».
Слово о писателе, ученом, гражданине Д.С.Лихачѐве. «Земля родная» (главы)
как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры
литературы.
Слово о Г.И.Горине. Рассказ «Почему повязка на ноге?»
Стихи поэтов XX века В.Я.Брюсова, Ф.К.Сологуба, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова,
Н.А.Заболоцкого и др. о Родине, родной природе. Общее и индивидуальное в
восприятии природы русскими поэтами.
Песни на слова русских поэтов XX века. Лирические размышления о жизни,
времени и вечности в стихотворениях А.Н.Вертинского «Доченьки», И.А.Гофф
7

«Русское поле», Б.Окуджавы «По смоленской дороге…»
Контрольная работа№4 по творчеству писателей XX века.
Тестовые задания.
Из литературы народов России (1 час)

92

28.04

93

03.05

Рассказ о дагестанском поэте Расуле Гамзатове. Размышление об истоках и
основах жизни в стихотворениях «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь
пришел сюда и сам не верю».
Из зарубежной литературы (9 часов).

94

04.05

95

05.05

96
97

10.05
11.05

Слово о шотландском поэте Р.Бѐрнсе, народнопоэтическая основа и
своеобразие его лирики. Представления поэта о чести и справедливости в
стихотворении «Честная бедность, «Уж не встаю я на заре».
Слово об английском поэте Дж.Г.Байроне. Прославление подвига во имя
свободы Родины в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой…»,
Особенности жанра о хокку. Мацуо Басе. Кобаяси Исса.
Слово об американском писателе О.Генри. Преданность и жертвенность во имя
любви в рассказе «Дары волхвов»

98

12.05

99

17.05

100
101
102

18.05
19.05
24.05

Р.р.№.12. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу О. Генри «Дары
волхвов».
Слово об американском писателе-фантасте Р.Д. Брэдбери. Фантастический
рассказ-предупреждение «Каникулы».
Детективная литература. А. Конан Дойл «Голубой карбункул».
Контрольная работа №5 по итогам года. Тестовые задания.
Работа над ошибками.
Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».